Консультация «О периодах жизни и научной деятельности видного русского педагога Н. П. Сакулиной»

Жорова Виктория
Консультация «О периодах жизни и научной деятельности видного русского педагога Н. П. Сакулиной»

Сакулина Нина Павловна является видным русским педагогом, специалистом в области художественного воспитания дошкольников.

Нина Павловна родилась 15(27).07.1898г. в г. Москве в семье выдающегося русского филолога Павла Сакулина. В 1921 году окончила филологический факультет Московского государственного университета. Одновременно она окончила музейно-экскурсионные курсы Народного комиссариата просвещения. Ее трудовую биографию читаешь как увлекательное жизнеописание и только тогда по-настоящему осознаешь, какой разносторонне образованный, высококультурный и интересный человек пришел в дошкольную педагогику.

Будучи студенткой МГУ, Нина Павловна начала свою педагогическую деятельность. Она работала педагогом в детском доме, затем преподавателем изобразительного искусства в опытной школе Московского отдела народного образования и в клубе художественного воспитания этой опытной школы. В начале 20-х годов работала экскурсоводом в художественных музеях Москвы и подмосковных усадьбах.

Окончив университет, Нина Павловна Сакулина стала младшим научным сотрудником в Государственной академии художественных наук. Руководителем был исследователь детского изобразительного творчества А. В. Бакушинский, его знание, любовь к искусству, глубокий интерес к детскому творчеству определило дальнейшую судьбу Нины Павловны Сакулиной.

Двадцатые годы XX века были временами исканий, экспериментов, дискуссий в области культуры, искусства, педагогики. Нина Павловна начала заниматься изучением детского изобразительного творчества. Она возглавила комиссию по изучению детских рисунков, работавшую в системе Академии художественных наук, издала свои первые статьи по вопросам художественного воспитания детей. Всего ею было опубликовано более 130 работ, широко известных в нашей стране и за рубежом.

В 1921-1932 гг. научный сотрудник Академии художеств.

В 1932–1934гг. Нина Павловна работала научным сотрудником экспериментального дефектологического Института по исследованию изобразительного творчества умственно неполноценных и глухонемых детей под руководством известного педагога и ученого Л. С. Выготского. Она приобрела знания по психологии развития ребенка. Непосредственное общение с Л. С. Выготским способствовало формированию Нины Павловны как ученого. В своих последующих исследованиях она всегда стремилась найти психологические обоснования и объяснения наблюдаемым фактам и явлениям.

В 1934 году Нина Павловна приходит в только что открывшийся Центральный дом художественного воспитания. Здесь она проработала долгие годы до 1947 в качестве научного сотрудника-методиста по изучению детского рисунка, руководителя отдела художественного воспитания дошкольников, заместителя директора по научно-методической работе. Под ее руководством были разработаны пособия, практические рекомендации по вопросам художественного воспитания дошкольников.

Работая над программами художественного воспитания в детском саду, Нина Павловна уже в начале 40-х годов твердо придерживалась мнения о важности передачи детям опыта изобразительной деятельности, накопленного в историческом развитии человечества, подчеркивала роль обучения в развитии изобразительного творчества, начиная с младшей группы детского сада.

В годы Великой Отечественной войны Нина Павловна работала в Москве заместителем директора Дома художественного воспитания. Под ее руководством проводились занятия с детьми, оставшимися в городе. Для них работали различные кружки, устраивались праздники. При участии педагогов организовывались бригады детской художественной самодеятельности, которые выезжали в госпитали, выступали перед ранеными бойцами и в воинских частях. За эту работу Нина Павловна вместе с группой сотрудников Дома художественного воспитания была награждена медалью «За оборону Москвы».

В эти трудные годы Нина Павловна не прекращала научно-исследовательскую работу, продолжала изучение детской изобразительной деятельности.

Уже в начале 40-х годов твердо придерживалась мнения о важности передачи детям опыта изобразительной деятельности, накопленного в историческом развитии человечества, подчеркивала роль обучения в развитии изобразительного творчества, начиная с младшей группы детского сада. Эти взгляды нашли свое отражение в основных статьях: «Руководство изобразительными занятиями в младшей группе детского сада» в сборнике «Художественное воспитание малышей» (1925г.) и «Изобразительные занятия» в журнале «Дошкольное воспитание (1941 г.). Они имели главное значение для последующего развития методики изобразительной деятельности в детском саду. В эти годы Нина Павловна провела большую теоретическую работу по созданию основ дальнейшей разработки проблем детского изобразительного творчества.

В своем исследовании «Роль наблюдений в развитии детского рисунка», которое было защищено ею в качестве кандидатской диссертации в 1945 году, Нина Павловна показала реалистическую основу детского изобразительного творчества. Она подчеркивала, что в своих рисунках ребенок отражает тот мир, который его окружает. В процессе общения с педагогом, наблюдений у детей складываются представления об окружающих предметах и явлениях. Чем яснее и отчетливее их представления об окружающем, тем свободнее воплощают они эти представления в рисунке. Нина Павловна поставила вопрос о необходимости отбора объектов для наблюдения, доступных и понятных детям, о руководстве процессом наблюдения со стороны педагога. Разработанные ею принципы легли в основу программных требований и методических указаний для воспитателей детских садов.

В последующие годы, когда развернулась острая дискуссия по проблемам обучения в детских садах, Нина Павловна выступала за обучение детей рисованию, лепке и аппликации. Она убедительно доказала правильность этой позиции. Усвоение изобразительных умений и навыков положительно влияет на развитие способностей к рисованию, лепке, позволяет детям активно и творчески воплощать свои замыслы в изобразительной деятельности. Она разработала содержание и принципы обучения рисованию, лепке, аппликации. Ее позиция имела принципиальное значение для развития дидактики детского сада.

Результаты работы Н. П. Сакулиной отражены в соместных книгах А. П. Усовой «Обучение в детском саду», «Занятия в детском саду».

С 1947 года Нина Павловна заведовала дошкольным сектором в Институте художественного воспитания Академии педагогических наук, а с 1954 по 1960 гг. работала заместителем директора по научно-исследовательской работе.

В это время ею написаны такие основные работы, как «Роль слова и наглядных приемов в обучении детей рисованию и лепке», «Задачи, содержание и методы эстетического воспитания в детском саду», «Рисование, лепка и аппликация» (в монографии «Художественное воспитание в детском саду», «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях рисованием», главы книги «Система эстетического воспитания в детском саду» и другие.

Под ее руководством и при ее непосредственном участии был в 1954 году создан первый учебник «Рисование, лепка и аппликация. Художественное воспитание в детском саду» для педагогических училищ по методике изобразительной деятельности в детском саду. Его изучало не одно поколение учащихся. При ее жизни он пять раз переиздавался и был в то время единственной книгой по методике изобразительной деятельности в детском саду. Учебник переведен на болгарский, чешский, китайский языки.

В 1960 году Нина Павловна Сакулина перешла во вновь организованный Институт дошкольного воспитания в системе Академии педагогических наук. Здесь она совместно с А. В. Запорожцем и А. П. Усовой возглавила работу по созданию системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Система сенсорного воспитания обоснована и изложена в работах «Система должна быть», «Развитие детского изобразительного творчества и обучение», «Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка-дошкольника // Сенсорное воспитание дошкольников».

Нине Павловне удалось найти эффективные способы педагогической организации процесса восприятия детьми реальных предметов, обеспечивающие формирование представлений, на основе которых дети могли самостоятельно, без помощи образца, создавать изображения.

Фундаментальный труд Н. П. Сакулиной по вопросам изобразительной деятельности дошкольников «Рисование в дошкольном детстве», изданный в 1965 году удостоен премии К. Д. Ушинского. В книге обобщены результаты экспериментальных исследований, наблюдений, которые она вела в течение 40 лет. Были включены основные темы: «Развитие детского изобразительного творчества и обучение», «Игра и формирование художественного образа», «Сенсорное воспитание в процессе изобразительной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду», «Индивидуальные различия в сенсорном развитии и воспитании детей // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду». За эту работу Нине Павловне была присуждена степень доктора педагогических наук.

Последующие годы работы в Институте дошкольного воспитания Н. П. Сакулина (1966-1975гг.) посвятила исследованию роли изобразительной деятельности в умственном развитии детей. Это нашло отражение в изданных статьях, книгах: «Воспитание на занятиях изобразительной деятельности», «Воспитание самостоятельности на занятиях изобразительной деятельностью», «Развитие активности и творчества в процессе обучения изобразительной деятельности», «Воспитание творческой инициативы», «Воспитание умственной активности и самостоятельности детей на занятиях изобразительной деятельностью», «Изобразительные представления», «Умственное воспитание на занятиях изобразительной деятельностью», «Формирование сенсорных способностей дошкольников», «Нравственное воспитание на занятиях изобразительной деятельностью», Изобразительная деятельность // Сенсорное воспитание в детском саду. Методические указания», «Изобразительная деятельность // Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей», «Изобразительная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей».

Ряд книг несколько раз переиздавался после ее смерти (17.12.1975г.):

1. Сакулина Н. П. Нравственное воспитание на занятиях изобразительной деятельностью // Дошкольное воспитание. - 1978. - № 1. - С. 27-30.

2. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность // Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой. - М., 1981. - С. 15-66.

3. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 1982. – 208 с.

Это подчеркивает важность и актуальность ее работы по разработке теоретических вопросов детского изобразительного творчества дошкольников, высокий интерес к ней воспитателей, педагогов детских садов, учащихся педагогических училищ, студентов, преподавателей педагогических вузов, ученых.

Нина Павловна стремилась как можно скорее сообщить результаты своих исследований практикам. Она выступала с лекциями и докладами, писала статьи в педагогические журналы.

Ею опубликовано более 130 научных и методических работ по теория и методика развития детского изобразительного творчества. Основные из них приведены в библиографическом указателе «Теория и методика развития детского изобразительного творчества. Библиографический указатель. (1900-2000 г. г.) / Под ред. Н. А. Вершининой. -- Архангельск, 2002. - 302 с.

Нина Павловна Сакулина создала свою научную школу, многочисленные ученики внесли большой вклад в развитие содержания и методов обучения дошкольников и младших школьников изобразительной деятельности, формирование способностей к изобразительной деятельности и подготовку педагогов для дошкольных учреждений.

Н. П. Сакулина (1898-1975)

Сама обладая художественным даром она понимала, что изобразительная деятельность - прекрасное средство развития творческих талантов и других способностей ребёнка. Нина Павловна говорила так:

«Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».

Ученица и последователь Н. П. Сакулиной в развитии методов и приемов обучения дошкольников изобразительной деятельности Т. С Комарова, многие годы плодотворно работавшая вместе с ней, в своем очерке «Слово об учителе» так охарактеризовала ее как человека, ученого: «Есть люди, как звезды. Их удивительный, прекрасный свет мы еще долго видим после того, как они покинули нас. К таким людям принадлежит и Нина Павловна Сакулина. Вся ее жизнь была беззаветным и бескорыстным служением науке. Область ее исследований – детское изобразительное творчество. При этом главным для нее был ребенок: что происходит с ним, как изобразительное творчество влияет на его развитие, какие умственные, нравственные, эстетические качества он приобретает в процессе творчества, какие стороны личности маленького художника развиваются. Это особенно хочется подчеркнуть, говоря о работе Нины Павловны».

Вклад видного русского педагога и ученого Н. П Сакулиной в сенсорное воспитание развития изобразительных способностей детей в детском саду и то, что ее методики сенсорного воспитания востребованы и в настоящее время.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Дошколята приобщаются к научной работе»Фотоотчет «Дошколята приобщаются к научной работе» 19 апреля 2018г в структурном подразделении «Детский сад д. Рикасиха» МБОУ «Приморская СОШ» прошла проектно-исследовательская конференция.

Консультация «Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях» «Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях». Подготовила Кузнецовой А. Н. МБОУ ДО «ЦРТДЮ»,.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно — научной направленности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32» Принято Советом педагогов Утверждаю: МБДОУ «Детский сад.

Конспект занятия в подготовительной группе «Конь в жизни русского крестьянства» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательно учреждение «Детский сад №132» с приоритетным осуществлением деятельности по направлению.

Консультация для педагогов «Аналитическая деятельность педагога при планировании педагогической деятельности» Консультация для педагогов по теме «Аналитическая деятельность педагога при планировании педагогической деятельности» Гордина А. М. Единственный.

Консультация для воспитателей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника» Консультация для воспитателей «Здоровый образ жизни в семье - основы формирования здорового образа жизни» «Семья — главный показатель здорового.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Праздники
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Консультация «О периодах жизни и научной деятельности видного русского педагога Н. П. Сакулиной»
Опубликовано: 21 июня 2018 в 19:28
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект прогулки-наблюдения «Бабье лето, как кусочек лета» в старшей группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект прогулки-наблюдения «Бабье лето,...
Фотоотчёт о празднике «День Нептуна»
Лето - удивительное время года. Это время для отдыха, веселья и развлечений. И самый любимый у всех детей летний праздник - это праздник "День Нептуна",...
Презентация «Предметно-пространственная среда группы»
Презентация «Предметно-пространственная среда группы» Предлагаю Вашему вниманию презентацию с предметно-развивающей средой нашей группы. Образовательная...
Фотоотчёт о проведении спортивного досуга в средней группе «Очень я люблю футбол, я...
Попова Валентина Чемпионат мира по футболу 2018 в России и игра нашей сборной доставили большое удовольствие мне , активной болельщице и вдохновили на...
Сказка по ПДД в стихах для детей
Сказка для детей Ночь. Тишина. На небе луна. Звезды блестят, как брильянты. Город сейчас уснул до утра. С улиц его ушла суета, Никто не спешит, никто...