Белянчева Ольга
Консультация для педагогов ДОО «Организация различных форм работы с родителями в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Шесть лет назад во всех образовательных учреждениях были внесены нормативные изменения. Это связано с выходом в свет нового образовательного документа - Федерального Государственного Образовательного Стандарта (далее как ФГОС). Данные стандарты имеются специально для дошкольного образования, школьного и высшего. Можно сказать, что в целом ФГОС – это определенный свод требований к реализации той или иной образовательной программе.
Публикация «Консультация для педагогов ДОО „Организация различных форм работы с родителями в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
С внедрением ФГОС в систему дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях появляются целевые ориентиры, которые прописаны во ФГОС ДО. Данные целевые ориентиры предполагают открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Таким образом, родители становятся активными участниками воспитательного и образовательного процесса, а не сторонними наблюдателями.
Семья является социальной ячейкой общества. Очень важно, что семья – это первый социальный институт, в котором происходит развитие и воспитание ребенка. В любой психологической литературе можно найти информацию о значимости семьи и семейного воспитания на развитие личности ребенка. Семья может повлиять на уровень здоровья ребенка (на его психологическую, эмоциональную составляющие). Из-за повышения приоритета семейного воспитания возникает потребность в определенных взаимоотношениях между дошкольной организацией и родителями воспитанников. Данные взаимодействия можно характеризовать двумя понятиями, такими, как «сотрудничество» и «взаимодействие».
Исходя из ФГОС ДО ясно, что для того, чтобы использовать новые формы работы с родителями, дошкольная организация должна стать открытой системой. В данном случае рассматриваются два термина: «открытость внутрь» и «открытость наружу».
Рассматривая «открытость внутрь» отметим, что она предполагает вовлечение родителей в образовательный процесс своих детей на территории детского сада. Родитель должен принимать активную позицию в ходе воспитания ребенка педагогами. Проще говоря, родители должны внести свой вклад в образовательную работу. Активная позиция родителя может рассматриваться через организованную им экскурсию, поход в музей и т. д. Исходя из такой открытости, пользу получают все участники образовательного процесса, и в первую очередь дети. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Рассматривая «открытость наружу» можно отметить активность родителей в ходе образовательного процесса на территории своего дома. В данном случае родители могут помогать ребенку дома создать аппликацию, родословную, макеты и проекты, то есть все то, что педагоги задают детям на дом в качестве совместной деятельности ребенка и родителя.
Таким образом, одной из новых задач, которая возникает перед дошкольной образовательной организацией исходя из ФГОС ДО – это сделать дошкольную организацию открытой системой. В центр ставится взаимодействие и сотрудничество родителей воспитанников с детским садом. Открытость детского сада можно проследить в гибком, гуманном, дифференцированном образовательном и воспитательном процессе, ориентация на взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.
Исходя их вышесказанного, для того, чтобы организовать взаимодействие и сотрудничество, на помощь педагогам «приходят» формы работы с родителями. Форма работы с родителями - это определенные созданные условия, в ходе которых происходит взаимодействие педагога и родителя.
В качестве основных форм сотрудничества родителей и педагогов можно выделить :
• Коллективные (анкетирование, дни открытых дверей, экскурсии по детскому саду, «вопрос и ответ» и т. д.). Коллективные формы работы используются при массовом скоплении родителей, когда назревает какой-то вопрос или мероприятие.
• Индивидуальные (консультирование, беседа). Индивидуальные формы работы с родителями используются в том случае, когда у родителей возникает личный вопрос, касательно своих детей, их развития, либо каких-то имеющихся проблем.
• Наглядно-информационные (уголок полезной информации, папки-передвижки, домашняя картотека и т. д.) [2]. Данная форма взаимодействия с родителями используется как источник дополнительной информации, которую педагоги подготавливают для родителей. При этом между педагогом и родителем может не происходить прямое взаимодействие. Чаще всего такое взаимодействие происходит через посредников (буклеты с информацией).
Также еще выделяют и традиционные формы работы с родителями. К ни можно отнести:
Родительское собрание (собрание родителей на территории дошкольной образовательной организации по актуальным проблемам или темам).
Открытое занятие. Открытое занятие дает родителям возможность присутствовать в детском саду во время занятия, что позволяет наблюдать за своим ребенком.
Родительский комитет. Задача родительского комитета – помощь, которую оказывают родители педагогу в организации праздников, мероприятий, которые проходят в детском саду и т. д.
Все чаще педагоги предпочитают использовать нетрадиционные, инновационные формы и методы работы с родителями. К таким формам и методам можно отнести:
- тематические выставки;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- интеллектуальные викторины детей и родителей;
- интервью с родителями и детьми на определенные темы;
- родительская гостиная;
- конкурс семейных талантов;
- портфолио семейного успеха;
- аукцион секретов воспитания и др.
Приоритет в сторону инновационных форм работ с родителями объясняется рядом преимуществ:
• Во-первых, между родителями и педагогами образовывается положительный настрой на взаимодействие. Родители становятся уверенными, что педагоги смогут помочь им в вопросах воспитания и обучения их ребенка. В ходе взаимодействия родители получают помощь и поддержку в решении педагогических проблем.
• Во-вторых, индивидуальность. В ходе прямого взаимодействия педагога и родителя происходит учет индивидуальности ребенка. Дело в том, что педагог, работающий на группе, знает поведенческие и психические особенности, привычки и интересы ребенка, что поможет направить его развитие в нужное русло. Следовательно, это является фактором эффективности педагогического процесса.
• В-третьих, семейные связи. В ходе общения педагога и родителя последний начинает видеть своего ребенка с другой стороны, понимать его, что способствует укреплению семейных связей, нахождению общих интересов и занятий.
• В-четвертых – учет семейных особенностей. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи традиционным формам работы с семьей.
Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей.
Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста : психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.
Использование инновационных форм работы с семьями воспитанников детского сада даё т положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.
Подводя итоги, отметим:
1. ФГОС ДО – является нормативным документом нового поколения, который включает в свое содержания требования к реализации программы дошкольного образования.
2. С внедрением ФГОС в дошкольную организацию у педагогов появляется новая цель – сделать родителей участниками образовательного процесса.
3. Для осуществления взаимодействия родителей и педагогов в нормативном документе указываются формы работы с родителями. Существуют стандартные формы – групповые, индивидуальные, и инновационные – круглый стол, родословная и т. д.
4. В ходе организации различных форм работы с родителями у родителей повышается педагогическая компетентность, он узнает свое ребенка еще лучше и способен вместе с педагогом направить потенциал ребенка на его развитие и обучение.
Список использованной литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями. - М. ;Просвещение,2015.-126с.