Лучший педагог года

Консультация «Осмысление педагогами профессиональных ценностных ориентаций»

Ирина Свешникова Борисовна
Консультация «Осмысление педагогами профессиональных ценностных ориентаций»

Цель: Овладение практическими навыками по осмыслению педагогами профессиональных ценностных ориентаций.

Задачи:

- мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих профессиональных умений;

-способствовать повышению у педагогов уровня осознанности профессиональных ценностных ориентаций посредством тренинговых упражнений;

-профилактика «профессионального выгорания» педагогов.

Форма: психолого-педагогический тренинг.

Публикация «Консультация „Осмысление педагогами профессиональных ценностных ориентаций“» размещена в разделах

Предварительная работа: подготовка презентации; подготовка материалов к упражнениям; подбор музыкального сопровождения.

Оборудование: мультимедийная установка, магнитные доски, магниты, индивидуальные бланки для «обратной связи»; таблички, для обозначения групп; бланки (см. необходимый материал к упражнениям); ручки, маркеры.

Ход работы:

Участники распределяются в 2 группы – педагоги ОУ и гости.

1. Приветствие.

Объявление темы и цели консультации (слайды 1,2).

Ведущий: Сегодня у нас есть уникальная возможность приобрести опыт более глубокого понимания и осмысления своих профессиональных возможностей, профессиональных ценностей.

Ведущий: Предлагаем начать нашу работу с упражнения «Кто Я?».

2. Упражнение «Кто Я?».

Цель: Выявить ценностные ориентации личности педагога.

Время: 5 -7минут

Необходимый материал: индивидуальные бланки для ответов.

Каждому из Вас необходимо записать на индивидуальных бланках 10 разных ответов на этот вопрос. Время на работу - 3 минуты.

Рефлексия. Кто готов зачитать список ответов? (выслушать ответы по одному участнику из каждой группы)

Поднимите руку, у кого в ответах есть слово «педагог (воспитатель)». Не опускайте руку те, у кого это слово входит в первую тройку ответов?

Ваши ответы являются списком ценностных ориентаций Вашей личности; отрадно заметить, что профессия входит в их число и даже занимает первые позиции.

3. Мини-лекция.

Ведущий: Давайте вспомним, что такое «ценностные ориентации». (слайд 3)

«Ценностные ориентации - избирательные отношения личности к различным сторонами явлениям действительности, представляющие для личности определённую ценность» (В. Н. Мясищев)

Ведущий: Одно из ведущих мест в системе ценностных ориентаций личности занимают ориентации на профессиональные ценности. (слайд 4)

«Профессиональные ценностные ориентации – система устойчивых избирательных отношений педагога к значимым аспектам профессиональной деятельности».

Ведущий: Профессиональные ценностные ориентации представлены следующими аспектами: (слайд 5)

• качества личности педагога, определяющие ценностное отношение к детям;

• качества личности педагога, определяющие ценностное отношение к своей профессиональной деятельности;

• качества личности педагога, характеризующие ценностное отношение к себе как педагогу.

Ведущий: Все аспекты профессиональных ценностных ориентаций тесно связаны и взаимозависимы.

Ведущий: Наиболее осознаваемый педагогами аспект профессиональных ориентаций это – «качества личности педагога, определяющие ценностное отношение к детям» (слайд 6, заголовок).

Проанализировать значимость данного аспекта в системе профессиональных ценностных ориентаций поможет педагог – психолог.

4. Упражнение «Мозговой штурм».

Цель: осознание собственных профессиональных качеств; актуализация потенциала группового взаимодействия.

Время: 7 минут.

Необходимый материал: два бланка для групповых ответов.

Ведущий: Предлагаем Вам с помощью «мозгового штурма», записать профессиональные качества педагога, определяющие его ценностное отношение к детям. Время работы - 3 минуты.

Представители обеих команд озвучивают результаты.

Просим обратить внимание на слайд (слайд 6, содержание, на котором представлены данные качества.

- интерес и любовь к детям - доброта - чуткость, отзывчивость

- эмпатия - безусловное принятие - тактичность - общительность

- гуманность, человечность - требовательность - справедливость

- принципиальность - честность - уравновешенность, выдержка

- оптимизм, чувство юмора - коммуникативная компетентность

- организаторские способности

Рефлексия: Анализируя ответы групп, можно утверждать, что у педагогов сформирована личностно – ориентированная позиция по отношению к детям, что говорит о наличии у педагогов качеств, определяющих ценностное отношение к детям. (слайд 7)

Ведущий: Следующий аспект в составе профессиональных ценностных ориентаций – «качества личности педагога, определяющие ценностное отношение к своей профессиональной деятельности» (слайд 8, заголовок).

5. Групповая работа «Иерархия качеств».

Цель: развитие профессионального самосознания; актуализация группового взаимодействия.

Время: 7 минут.

Необходимый материал: два набора карточек, магнитные доски, магниты.

Ведущий: Каждая группа получает набор карточек, на которых записаны качества, определяющие ценностное отношение педагога к своей профессиональной деятельности. В течение 5 минут группы обсуждают и распределяют в порядке значимости данные качества и помещают их на магнитные доски.

Представители обеих команд размещают карточки на магнитных досках, озвучивают результаты.

Ведущий: Просим обратить внимание на слайд (слайд 8, содержание, на котором представлены данные качества:

- профессиональная работоспособность, трудолюбие

- точность, организованность

- социальная ответственность, добросовестность

- увлеченность педагогическим трудом

- активность, инициатива

- творчество в профессиональной деятельности

- настойчивость, целеустремленность

- психолого-педагогическая компетентность

- специальные знания по предмету

- методическая компетентность

Рефлексия: Упражнение носит «провокационный» характер. Вряд ли можно считать одни качества более значимыми, чем другие. Важно, чтобы все эти качества гармонично сочетались в личности педагога. (слайд 9)

Ведущий: «Качества личности педагога, характеризующие ценностное отношение к себе как педагогу» - менее осознаваемый аспект в профессиональных ценностных ориентациях педагога, он включает в себя (слайд 10) следующий список качеств:

- уверенность в себе

- самокритичность, требовательность к себе

- готовность к рефлексии

- стремление к самосовершенствованию

- стремление к самореализации

- умение работать над собой

Ведущий: Осмыслению ценностного отношения к себе, как педагогу, посвящены упражнения, которые подготовили для Вас социальный педагог и педагог – психолог.

6. Упражнение «Я – профессионал».

Цель: осознание собственных профессиональных качеств; снятие психоэмоционального напряжения.

Время: 7 минут.

Необходимый материал: листы бумаги небольшого размера на каждого участника.

Ведущий: Предлагаем участникам тренинга написать на карточке своё имя и передать её педагогу, который находится справа от вас. Педагог, получивший карточку, подбирает одно профессиональное качество, характерное для владельца имени и передаёт карточку дальше. Следующий педагог повторяет те же действия.

Карточка по кругу возвращается владельцу со списком профессиональных качеств.

Рефлексия: Каждому педагогу предлагается выбрать и зачитать то качество (или качества, которое в полной мере ему соответствует. Можно отметить качество, которое в данном списке его удивило.

Ведущий: Выполнив предыдущее упражнение, Вы получили «профессиональный портрет», составленный Вашими коллегами. Следующее задание поможет Вам самим осознать, выделить свои сильные профессиональные качества.

7. Упражнение «Мои сильные профессиональные качества».

Цель: выработка позитивного самоотношения; формирование уверенности в своих силах.

Время: 5 минут.

Ведущий: Просьба к каждому участнику назвать одно или более профессиональных качеств, которые вы принимаете в себе, цените, которое даёт Вам чувство внутренней свободы и уверенности.

Фразу можно начать так «Профессиональное качество, которое я ценю в себе - это…». На подготовку ответа даётся 1 минута.

Важно говорить прямо, уверенно, без «если» и «может быть».

Рефлексия: Несомненно, что педагогу необходимо быть самокритичным, требовательным к себе. Но умение осознавать и признавать свои сильные профессиональные качества придают педагогу уверенности в себе.

8. Упражнение «Без маски».

Цель: развивать навыки рефлексии; способствовать выражению чувств, потребностей, мыслей (в том числе подавляемых).

Время: 7- 10 минут.

Необходимый материал: комплект карточек, с незаконченными фразами, поднос.

Содержание карточек:

Особенно мне нравится, когда мои коллеги…

Мне трудно преодолеть в себе…

Меня огорчает то, что я в своей работе…

Когда в работе сталкиваюсь с трудностями, я …

В своей профессиональной деятельности я всегда стремлюсь…

Верю, что я ещё…

Мне особенно приятно, когда меня…

В моей работе мне с лёгкостью удаётся…

Я уважаю педагогов, которые…

В своей работе я стараюсь избегать…

У меня вызывает сожаление…

Я не успокаиваюсь до тех пор…

Если я вижу недостатки в работе у других педагогов…

Я прилагаю много усилий для того, чтобы…

У меня хорошо получается…

Я очень внимательно отношусь…

Я думаю, что у меня есть склонность…

Я испытываю беспокойство, когда…

Авторитет педагога возрастает, когда…

В своей работе я получаю удовольствие от возможности…

Я высоко оцениваю своё умение…

Моё самоуважение возрастает, если я…

Я чувствую себя не совсем уверенно…

Ведущий: Перед Вами набор карточек. Выберите любую и без предварительной подготовки продолжите фразу, начало которой написано на карточке. В ответах нужно отразить Ваше отношение к профессиональной деятельности и отношение к себе, как педагогу. Первый приходящий на ум ответ считается самым искренним, верным.

Если ответ вызывает затруднение, можно поменять карточку.

Рефлексия: Ответы отражают Ваши профессиональные ценностные ориентации.

Данное упражнение помогло выявить у Вас такое профессионально необходимое качество как «готовность к рефлексии».

9. Завершение работы. (слайд 11)

Ведущий: Наличие у педагога профессионально-значимых ценностных ориентаций обеспечивает его добросовестное отношение к делу, побуждает к поиску, творчеству, совершенствованию, и компенсирует недостаточный опыт молодых педагогов. Профессиональные ценностные ориентации позволяют выстроить в сознании педагога индивидуальную модель своей деятельности, которая становится ориентиром в профессиональном самосовершенствовании.

Подводя итоги, нам будет интересно узнать Ваше мнение о практической значимости сегодняшней встречи. Просим Вас заполнить карточки «обратной связи».

Содержание карточки:

• Тренинг помог мне осознать, что.

• Ваше мнение (рекомендации) о проведённой консультации.

Консультацию подготовили и провели:

социальный педагог : Свешникова И. Б. ,

педагог – психолог : Аксёнова Ю. А.

Публикации по теме:

Презентация «Вода, вода — кругом вода». Развитие познавательного интереса к миру природы,формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для.

Роль семьи в социализации личности ребёнка. Основным эффектом социализации является такое целостное образование как направленность личности:её ведущие мотивы,интересы,убеждения,определяющие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Осмысление педагогами профессиональных ценностных ориентаций»
Опубликовано: 3 февраля 2015 в 08:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД