МААМ-картинки

Консультация «Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями»

Людмила Камайкина
Консультация «Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями»

Консультация на тему : «Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями».

«Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Консультация „Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями“» размещена в разделах

В настоящее время проблемы раннего выявления и развития одарённых детей, разработки инновационных подходов к организации учебно-воспитательного процесса для данной категории являются одними из наиболее актуальных. Они напрямую связаны с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, требующего активного формирования интеллектуальных ресурсов общества, и, следовательно, организации целенаправленного образования людей с ярко выраженными способностями в той или иной области знаний.

Одарённость - одно из самых интересных явлений человеческой психики, по-прежнему во многом остающееся для нас загадочным. Специалисты называют одарённостью генетически обусловленный компонент способностей, в значительной мере определяющий темп и результат развития индивида.

Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об одаренности.

Одаренные дети. Кто они? Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее?

В психологии нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к ней:

1. «Все дети талантливы».

2. «Одаренность – дар свыше, которым наделены единицы».

Психологические особенности развития одаренных детей.

1. Неравномерность развития.

Интеллектуальное развитие может опережать физическое, эмоциональное. Наблюдается: отставание в развитии тонкой моторики и моторной координации; проблемы общения (точки зрения, отличные от других, нетерпимость к критике, обостренная чувствительность к социальному отчуждению, командное поведение, монополизация внимания взрослого); повышенная истощаемость и проблемы произвольного поведения, саморегуляции (дети занимаются интересной деятельностью, делающей их одаренными и только, двигательная расторможенность; незрелость эмоционально-личностного развития; мотивационная незрелость (привлекает только яркая новая деятельность, а когда надо докопаться до сути – интерес пропадает).

2. Нетерпимость жесткой регламентации (для творчески одаренных детей, трудности освоения навыков и правил социальной жизни.

Дети с признаками умственной одаренности.

Имеют высокий уровень развития умственных способностей :

1. Познавательных (решение задач с 1 ответом)

2. Творческих (решение открытых интеллектуальных задач).

В дошкольном возрасте складываются в первую очередь способности наглядно-образного мышления, воображения. Они состоят в умении создавать и использовать образы окружающих предметов, явлений и связей между ними. К ним относятся:

- способность к наглядному моделированию (планирование,

- построение образа по отдельной части, признаку.

Далее развиваются способности для решения логических, понятийных задач:

- выделение и обозначение словом существенных свойств вещей,

- математические способности.

Несколько признаков, отличающие одаренного ребенка.

1. Начинает говорить, ходить, быстрее овладевает навыками самообслуживания.

2. Проявляет большую любознательность к предметам, явлениям, событиям. Задает множество вопросов.

3. Имеет широкий спектр интересов, пробует экспериментировать.

4. Имеет большой словарный запас, демонстрирует понимание тонкостей языка.

5. Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает прочнее и подробнее.

6. Понимает сложные идеи, видит общее в предметах. Демонстрирует абстрактное мышление.

7. Склонен к серьезным размышлениям о жизни, других глобальных проблемах.

8. Легко отгадывает загадки и может придумывать свои.

9. Начинает считать и читать до поступления в школу, иногда самостоятельно.

10. Устанавливает для себя высокие критерии. Стремится к совершенству.

11. Понимает чувства других людей, верит в честность, правду.

12. Не выносит глупости.

13. Ищет необычные способы выполнения обычных дел: по-своему застилает кровать, убирает комнату.

14. Проявляет способности к искусству (музыкальному, художественному, лингвистические способности.

Одаренность определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Выделили несколько типов и видов одаренности :

1. Интеллектуальный тип одаренности. Дети этого типа одаренности умудряются самостоятельно познавать расширить знания в интересующей деятельности делать выводы и заключения. Однако интерес к одному виду деятельности и безразличие к другому виду деятельности, приводит к тому, что ребенок блестяще успевает в одном деле а в другой деятельности не как себя не проявляет. Но именно они - потенциальные светила науки, генераторы идей, способные совершить значимое открытие.

2. Несколько отличается от интеллектуального академический тип одаренности. На первый план выходят способности детей именно к процессу обучения. Занятия сами по себе для них интересны и не составляет никакого труда, причем не важно, идет ли речь о познавательных, физических или творческих видов деятельности. Это типичные победители в различных конкурсах, из которых потом получаются добротные профессионалы. Иногда довольно трудно различить первый и второй тип одаренности. Однако если "интеллектуалы имеют критическое мышление, стремятся к философскому осмыслению сложных проблем, то "академики" - это всегда гении ученья, мастера быстрого и качественного усвоения материала.

3. Художественный тип одаренности, который легко диагностировать. Он проявляется в интересе ребенка к творческой деятельности: музыке, танцам, рисованию, актерскому мастерству.

4. Креативный тип. Он выражается в нестандартном мышлении, в особом взгляде на мир, стремлении создавать что – то необычное. Дети часто конфликтны, трудно управляемы, независимы в своих суждениях, пренебрежительно относятся к условностям. У таких детей легко увидеть недостатки, а вот их творческие способности определяются лишь после специальной работы психолога. Чтобы выявить такую одаренность, нужно предложить деятельность, допускающую их самобытность, например занятия творческой деятельностью с нестандартным материалом или исследовательские проекты,

5. Следующий тип, который легко увидеть, но часто нелегко принять, - это социальная (лидерская) одаренность. Часто так бывает, что детей, обладающих одаренностью к лидерству, интерес к процессу образования слаб. Имея сильный и независимый характер, они откровенно игнорируют позновательный процесс и имеют репутацию хулиганов.

6. Психомоторная (спортивная) одаренность. Как показывают опросы, мнение об их пониженной умственной способности не соответствует действительности. Наоборот, большинство из них имеют высокий уровень интеллекта. Ученые давно доказали прямую связь моторного (двигательного, психического и интеллектуального развития.

Задача педагогов состоит в том, чтобы развивать любовь к познанию, развивать в ребенке его безграничные потенциальные возможности. Дети дошкольного возраста легко усваивают огромное количество информации; способны воспринимать информацию удивительно быстро; дети дошкольного возраста буквально переполнены жизненной энергией; обладают огромной жаждой познания; могут научиться всему тому, чему мы будем их учить, если это делать последовательно и систематически.

Дети с признаками одаренности имеют возможность раскрыть и реализовать свои способности в различных видах деятельности в детском сад. Наши дети участвуют в различных мероприятиях конкурсах и выступают на районной сцене. Педагогический коллектив проводит различные мероприятия с одаренными детьми : это и выставки детского творчества, и творческие конкурсы (театры, и литературные конкурсы, спортивные праздники и развлечения. Проводятся интегрированные занятия по развитию речи с логопедом.

В течение года в группах проводятся персональные выставки рисунков «Наше творчество». Дети, которые обладает артистическими способностями, участвуют в групповых детских спектаклях и играют роли сказочных персонажей на утренниках.

Кроме того, что талант ребёнка будет развивать воспитатель, необходима помощь и участие родителей. Специалисты утверждают, что любой ребёнок может стать одарённым, при условии, что родители будут заниматься с ним с самого раннего возраста. Надо учить своего ребёнка самостоятельному поиску, с тем, чтобы он и сам мог проявить инициативу и своё интересное дело. И, самое главное – талант нуждается в поддержке и создании необходимых условий для развития, иначе он затухает, гибнет и пропадает навсегда. Конечно, чтобы получить хороший результат воспитательной работы, нужен постоянный контакт с родителями. И тут воспитатели проводят не маловажную работу : проводят различные консультации : «Роль семьи в формировании личности одаренного ребенка», «Что надо знать о своем ребенке» и многие другие. Также проводятся групповые консультации на темы : «Создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье», «Наши дети – наше будущее». Еще ведется индивидуальная работа с родителями, ну и, конечно, участие в творческих конкурсах вместе с детьми и педагогами.

Успех, доброта, игра, образование, комфорт, активность, творчество, здоровье – вот, по моему мнению, гарантия успеха выбранных нами средств и форм воспитательной работы с воспитанниками, с детьми с особой одаренностью. Деятельная активность всех участников воспитательного процесса : воспитанников, педагогического коллектива, родителей – принесет успех. А успех – это наиболее эффективная реализация целей и задач воспитания подрастающего поколения. Именно успех придает силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создает основу для формирования высокой самооценки.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями» «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А. С. Макаренко.

«План, который работает…»  Советы из опыта работы воспитателя по взаимодействию с родителями«План, который работает…»  Советы из опыта работы воспитателя по взаимодействию с родителями Предлагаю вашему вниманию некоторые советы из опыта составления перспективного планирования работы по взаимодействию с родителями. " План,.

Циклограмма работы воспитателя совместно с детьми средней группы 4–5 лет [/h3]ПОНЕДЕЛЬНИК][/h3] 1 половина дня 1. Прием детей 2. Д/игры ознакомление с окружающим миром 3. Индивидуальная работа по развитию мелкой.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Консультация для педагогов «О речи воспитателя в детском саду с детьми» Консультация для педагогов на тему:"О речи воспитателя в детском саду с детьми" Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Планирование на второй день сентября воспитательно-образовательной работы воспитателя с детьми 4–5 лет (средняя группа) ВТОРНИК 1 половина дня Прием детей на улице, беседы с родителями о здоровье детей, обсуждение с детьми о проведенном времени дома. Проведение.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки»Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки» Система и методы работы с музыкально-одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки».В возрасте от трех до семи лет закладываются основы нравственного.

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Создание книги о весне»Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Создание книги о весне» Совместная деятельность воспитателя, Саттаровой Г. Р. с детьми старшего возраста, группы №4 и их родителями по ОО «Познавательное развитие».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями»
Опубликовано: 19 апреля 2020 в 16:07
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД