Приложение МААМ

Консультация педагогов «Как поставить спектакль на экологическую тему с воспитанниками»

Екатерина Микушина
Консультация педагогов «Как поставить спектакль на экологическую тему с воспитанниками»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация педагогов «Как поставить спектакль на экологическую тему с воспитанниками».

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я продолжу тему экологического воспитания и в своей консультации постараюсь вас познакомить с тем «Как поставить спектакль на экологическую тему с воспитанниками».

В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей

Публикация «Консультация педагогов „Как поставить спектакль на экологическую тему с воспитанниками“» размещена в разделах

планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является

актуальным. Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке, а тематику экологии мы можем найти в любой сказке.

Сейчас попрошу воспитателей младших групп привстать.

Скажите, пожалуйста, читая сказку «Репка», какие экологические понятие мы можем дать детям (такое как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой).

А сейчас привстаньте воспитатели средней группы. А в сказке «Заюшкина избушка», с какими экологическими понятиями мы можем познакомить детей (состоянием воды - пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.)

Ну а сейчас встаньте воспитатели старших групп. С какими понятиями знакомим детей в сказке «Двенадцать месяцев» (дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д.)

Мы часто используем народные сказки, не подозревая о том, что они несут и экологическое воспитание.

Часто работа по экологическому воспитанию сводится к заучиванию правил: не сорите, не разоряйте, не ломайте. Дети воспринимают их буквально и не понимают, для чего это нужно. Чтобы решить эту задачу необходимо включать в план работы театрализованную деятельность. Благодаря тематическим спектаклям воспитанники почувствуют себя частью окружающего мира и станут ответственно относиться к природе.

Спектакли на экологическую тему активизируют у дошкольников интерес к окружающему миру. Такая форма работы решает важные задачи:

• формирует у детей основы экологической культуры;

• учит правилам поведения в природе;

• расширяет представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире;

• развивает воображение, речь, творческие способности, эмоциональную отзывчивость.

В процессе постановки спектакля и во время него дети закрепляют понятия, связанные с окружающим миром: времена года, животные, зимующие и перелетные птицы, рыбы, овощи, фрукты, лес, ягоды, грибы, деревья, растения, цветы, насекомые. В дальнейшем эти знания становятся основой их индивидуального опыта.

Существуют правила подготовки спектакля :

1. не перегружать детей;

2. не навязывать своего мнения;

3. предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.

Выбирая материал для инсценировки, отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в тоже время нужно обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.

Сейчас давайте рассмотрим основные этапы работы над спектаклем :

Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. При подготовке необходимо с детьми провести: беседы, наблюдения на прогулках, отгадывание загадок, чтение художественной литературы и совместное обсуждение произведений, дидактические игры- для введения в тему.

Полезно, для развития воображения, умения фантазировать, предложить детям сочинить жизнь героев до начала пьесы (т. е. фрагмент жизни, помогая разнообразными, наводящими вопросами. Таким образом, ненавязчиво подводим детей к умению анализировать и поиску образа персонажа.

Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды (куски). Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга и придумывают название.

Третий этап - это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками становятся самые активные дети, но надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. С начала детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет ведение диалога, но чувствуя поддержку (подсказку) педагога, дети начинают действовать более естественно и уверено, и их речь становиться разнообразнее и выразительнее.

Четвертый этап - поиск образа, работа строится сначала как беседа; обсуждение характера героя, манера говорить, двигаться, Выслушиваем все варианты, кто как думает? Почему? Зачем? и т. д.

В обсуждении принимают участие все дети, но задача педагога, непринужденно, подвести именно к верному решению, объясняя почему и как. Далее придумываем пластические этюды (походка, манера) и демонстрируем. На этом этапе приходится много говорить о работе актера и о роли. О том, что нет плохих ролей. Очень часто дети не хотят играть отрицательных героев, поэтому нужно объяснить детям, что задача актера показать эти отрицательные черты характера, поведения героя, чтобы донести до зрителя что плохо или хорошо. И еще один прием, которым можно воспользоваться, это в отрицательном герое ищем положительные качества, а в положительном отрицательные.

Пятый этап - Создание эскизов декорации и костюмов. На этом этапе, юные (уже) актеры учатся действовать. Задача педагога помочь найти нужный (по логике действия) жест, движения, действие и подвести к этому действию ребенка, чтобы он действительно смог прожить какой то момент, что бы движение, действие было живым и оправданным, а не навязанным взрослым. Мы подводим ребенка к этому, основываясь именно на его жизненном опыте, анализируя его жизненные ситуации, а чтобы ты сделал., если бы.? а как бы ты сказала, если бы) это ведет к умению перевоплощаться.

Также на этом этапе проходит знакомство детей с музыкальными произведениями, которые будут звучать в спектакле. Музыка оказывает сильное воздействие на дошкольников, поэтому следует внимательно подбирать музыкальное сопровождение. Если дети хорошо поют, можно использовать живое исполнение. Фонограммы следует включать, чтобы усилить игру маленьких актеров, помочь им войти в роль, а не для того чтобы заполнить паузу.

Шестой этап - это постепенный переход к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями и много раз, что позволяет детям быстро выучить практически все роли. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где? когда? в какое время? почему? зачем) подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью)

Седьмой этап начинается работа над ролью. Уже зная, что основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, ребенок вспоминает ситуацию своей жизни, когда переживал чувства похожие на ощущения героев пьесы. Не навязывайте юным актерам логику действия другого человека.

На этом этапе добиваться выразительности и четкости речи, выявлять речевые характеристики героев. У каждого своя манера (плавно, растягивая слова, другой - очень быстро, эмоционально, третий - медленно, уверенно и т. д.)

Восьмой этап - репетиция по картинам в разных составах. Во время репетиции следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонации других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Учить размещаться по сцене (логически, не сбиваясь, не перекрывая друг друга (закон сцены). Всякую находку, новое удачное решение отмечать и поощрять, учить не бояться, а умело работать с реквизитом, обыгрывать декорацию, т. к., главное на сцене действие.

Девятый этап - самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого на репетициях некоторые декорации и реквизит были условными, то теперь используем подготовленный для спектакля реквизит, декорации, а также костюмы, которые помогают в создании образа.

Репетиции идут с музыкальным сопровождением, уточняется темпоритм спектакля, затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканость. Закреплять обязанности в подготовке реквизита и смене декораций.

Десятый этап - премьера спектакля, является одновременно и генеральной репетицией т. к. на премьеру приходит первый зритель.

Премьера - это всегда волнение, суета, ну и конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя (реквизитора, звукооператора, бутафора, костюмера и т. д.) зависит успех спектакля. Аплодисменты!

Обсуждение не имеет смысла проводить сразу после выступления. Юные актеры еще слишком возбуждены и не смогут оценить свои успехи и неудачи. Но на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре отвечая на вопросы, что было хорошо, а что - нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость на сцене, отмечать выразительность и находчивость поведения на сцене, отмечая выразительность и находчивость отдельных исполнителей. А задача педагога направить беседу в нужное русло своими вопросами, стараясь указать на основные промахи и недостатки, но в тоже время похвалить и отметить удачные и интересные моменты выступления.

И, заключительный этап - это повторные показы спектакля. Утверждение, о том, что детям надоедает играть одно и тоже, неверное. Это надоест, если в спектакле все запрограммированно и юные актеры только слепо выполняют волю режиссера. А если дети понимают, что они должны делать на сцене, то пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. А это для педагога, как для руководителя театрального коллектива - самое дорогое, т. е. задача, которую ставила перед собой выполнена - раскрыть творческую индивидуальность (научить искать свои выразительные средства, а не подражать другим, способную подлинно, органически действовать в условиях публичности (сцена).

Также большая роль отводится родителям. Чтобы экологическое воспитание было многоплановым, следует активно привлекать семьи воспитанников к этой работе. Проводить консультации с родителями по проблемам экологической ситуации в городе и регионе, давать рекомендации по обучению детей правилам поведения в природе и приглашать поучаствовать в совместных экологических праздниках и постановках.

Родители могут принять участие в подборе сюжета для сценария на экологическую тему; подготовить костюмы, оформить декорации и непосредственно участвовать в постановке.

А сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю вам обыграть экологическую сказку «По родным тропинкам». Нам понадобится 7 участников.

Для инсценировки, я не приготовила реквизит. Прошу вас показать все свое мастерство. Постарайтесь мимикой, жестами, пластикой, походкой, манерой поведения изобразить героев (дать время познакомиться с текстом).

(Экологическая сказка «По родным тропинкам»

Цель: Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю, желание заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде. Задачи:1. Формирование экологических представлений,

2. Развитие экологического сознания и чувств,

3. Формирование убеждений в необходимости экологической деятельности,

4. Выработка навыков и привычек поведения в природе. Участники: Голос, Кикимора лесная, Санька, ворон, бобёр, сурок, мышка.

ГОЛОС:

Лесная сказка дивная Когда-то приключилась, Короткая, не длинная Посмотрим что случилось… (под елкой спит Кикимора лесная просыпается, потягивается)

КИКИМОРА – ЛЕСНАЯ: - Я живу в лесу дремучем, Сплю под ёлкою колючей- Лесной Кикиморой зовут, Берегу лесной уют. Я давно уже живу В Алексеевском лесу, Тут на «Барской плотине Жить спокойно в тишине. (садиться на пенёк)

- Красота-то какая Птички поют, ручей журчит- Надо пойти с лесом поздороваться…. (уходит) (из – за холма выходит хулиган Санька с вороном)

Санька: Сегодня мы пришли гулять, Благо лес рукой подать!Захватил я всё подряд: Пищу, спички, лимонад. Свежий воздух возбудит Мой здоровый аппетит!

ВОРОН:А пакеты, склянки, банки

Санька: Лес большой, он все вместит! Лес, ведь он – ничей!

ВМЕСТЕ: Ничей!

Ворон: Расположимся скорей! Тут уж нам не помешают, Жги и лей, руби и бей! Урны нет….

САНЬКА: Неси кусты! Мы с природою на «ты»

(со стороны ручья появляется бобёр, он громко фыркает, кашляет)

БОБЁ Р: Кто вы такие, чего расшумелись? Мы бобры недавно поселились в этих местах, Нам тишина и покой нужны.

САНЬКА: (испуганно)А мы вот по лесу гуляем, Грибы собираем…

ВОРОН: Некогда нам…. (убегают)

БОБЁ Р: Какие грибы в мае? Что-то тут не ладно. Пойду на «Сурчиную гору»,К своему другу сурку, посоветуюсь. (уходит)

ГОЛОС: Под деревьями, на склонах Сплошь, у «Барской плотины»Поселились на полянах Нежно белые цветы, Наслаждайся и дыши, Распустились ландыши!

КИКИМОРА – ЛЕСНАЯ:- Ландыши, ландыши, Майского леса привет…Какие прекрасные цветы! Ландыш - он красив на вид, Но представьте, ядовит! Много трав растёт полезных Здесь, в лесу моём родном, Могут справиться с болезнью Мята, ландыш, зверобой…. (Из сурчиной горы, из норки выскакивает мышка)

МЫШКА: Ой, ой, ой! Беда, беда! К нам Санёк идёт сюда!

СУРОК: Пришёл в лес мальчишка! Он по лесу бродит, Страх на всех наводит, Кустики ломает, Гнёзда разоряет!

БОБЁ Р: Всех птиц распугал, Весь валежник раскидал.

КИКИМОРА – ЛЕСНАЯ: Вот оно что! Ну это даром ему не пройдет! Прячьтесь все. (убегают)

(Появляется Санька, за ним его ручной ворон, не замечая Кикимору)

САНЬКА: Я пришёл в лес погулять, Буду всех в лесу пугать. Ёлки поломаю, Птичек разгоняю. Вот я смелый какой!

ВОРОН: Вот весело ломать, пугать…

КИКИМОРА – ЛЕСНАЯ: А ну-ка стой!

САНЬКА и ВОРОН: Ой, ой, ой!

КИКИМОРА – ЛЕСНАЯ: Что это вы себе позволяете? Вот я вас сейчас в лягушек превращу, И будете жить здесь, Пока вас принц не поцелует!

ВОРОН: Ах, я бедный, несчастный, Обманул он меня доверчивого. А я здесь не причём…Каждый сам за себя…. (быстро улетает)

САНЬКА: Ой, боюсь, в лесу так страшно!

КИКИМОРА– ЛЕСНАЯ: Не обидишь леса, Будет он тебе как друг. А завистливых и злых Ох, не любит лес таких! В нашем заповедном лесу живёт очень много животных и птиц. Здесь есть лоси, кабаны, косули, бобры, рыси, куница, сурки, барсуки, волки и лисы. Все мы живём дружно… А ты, значит, решил всё испортить?

САНЬКА: Нет! Я всё понял! Я больше не буду хулиганить,

Потому, что в лесу я лишь гость!

(выходят все участники) :

- Дети! Оглянитесь все вокруг, Как природа истинно прекрасна!

Ей нужна забота ваших рук, Чтобы красота её не гасла.)

Вопрос «зрителям» :

-Как вы думаете, какие задачи решает сказка «По родным тропинкам» в экологическом воспитании дошкольников?

А сейчас перед вами выступят дети подготовительной группы и покажут сказку «Как Пчелка лес спасла» (Обсуждение сказки).

-Всем большое спасибо за работу. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.

Публикации по теме:

«Поговорим о природе». Конспект занятия на экологическую тему для детей 6–7 лет Цель: Прививать детям любовь и заботу к окружающей природе. Развивать духовное единство через произведения искусства. 1часть Беседа по теме.

Конспект занятия на экологическую тему «Мой чистый город» Конспект занятия на экологическую тему с детьми старшего дошкольного возраста «Мой чистый город» Программные задачи: помочь.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на экологическую тему «Как помочь птицам зимой?» Задачи: Обучающие: 1) учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду; 2) воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать.

Консультация для педагогов «Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов ДОУ» Цель: повышение компетенций педагогов в условиях использования в своей работе мастер-класса. Задачи: 1. Уточнить знания педагогов о назначении,.

Консультация для педагогов на тему «Перфокарты» Консультация на тему:"Перфокарты" Составила: Крейнерт Эльвира Алексеевна, воспитатель. В современных условиях быстро меняющейся жизни.

Конспект ОД по ФЦКМ на экологическую тему «Волшебница-вода» в средней группе ОД по ФЦКМ на экологическую тему «Волшебница – вода» в средней группе. Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить.

Сценарий музыкально-литературного досуга на экологическую тему «День Земли» для детей старшего дошкольного возраста В сценарии музыкального досуга на экологическую тему "День Земли" для детей старшего дошкольного возраста раскрывается тема бережного отношения.

Сценарий музыкально-театрализованного представления на экологическую тему «Берегите природу!» Сценарий музыкально – театрализованного представления на экологическую тему «Берегите природу!» Роли: Лесовичок, Тетушка Свалка, Воспитатель,.

Сценарий спектакля для детей на экологическую тему «Коська и Родничок» Сценарий спектакля на экологическую тему: «Коська и Родничок.» Цель: Показать что природа и люди – одно целое. И мы должны стоять на страже.

Театрализованное представление на экологическую тему «Стрекоза и ее друзья» Театрализованное представление на экологическую тему «Стрекоза и ее друзья». Цель: Развитие интонационной выразительности речи, способности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация педагогов «Как поставить спектакль на экологическую тему с воспитанниками»
Опубликовано: 14 февраля 2019 в 18:09
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация педагогов «Как поставить спектакль на экологическую тему с воспитанниками»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Микушина (УИ 24902) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД