Приложение МААМ

Консультация «Песочная терапия — залог успешной адаптации ребёнка к детскому саду»

Фарида Галиуллина
Консультация «Песочная терапия — залог успешной адаптации ребёнка к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Песок имеет уникальное свойство поглощать отрицательную психическую энергию и стабилизировать эмоциональное состояние. При взаимодействии с ним человек бессознательно включается в процесс игры. Хочется строить замки – стройте, хочется рушить – не сдерживайте себя… Это помогает понять, что в жизни все можно изменить и построить заново.

Изучив множество статей, пособий, книг я узнала, что теоретическая основа песочной терапии построена на идеях Карла Густава Юнга и сформулированных им принципах, которыми я руководствуюсь в своей работе:

Публикация «Консультация „Песочная терапия — залог успешной адаптации ребёнка к детскому саду“» размещена в разделах

- реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями детских игр и сказок – на основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот;

- осмысление опыта и ситуации – разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы;

- принцип обмена – в играх с песком ребенок и педагог легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом песочная терапия позволяет построить партнерские взаимоотношения;

- принцип оживления абстрактных символов – песочная терапия позволяет сформировать чувство реальности происходящего;

- но самое главное: песочная терапия — это игры с песком, где «Правил не существует!»

Песочную терапию, в группе, я успешно применяю с целью спокойной, безболезненной адаптации малышей, в консультировании родителей. Форма работы может быть как групповая, так и индивидуальная.

Песочная терапия помогает мне :

- осуществлять мягкую адаптацию ребенка к детскому саду (поступление в детский сад, смена детского сада, рождение брата или сестры у ребёнка;

- корректировать эмоциональную сферу ребенка;

Я рассматриваю песочницу как посредника в установлении контакта с ребенком, особенно в ситуации, когда мне трудно установить контакт, я предлагаю вместе построить в песочнице сказочную страну.

Для меня важно наблюдать за тем, как дети проявляют себя в игре и контакте друг с другом. Кто-то показывает себя лидером, кто-то ведомым. Один ребёнок будет играть обособленно, другой – распространится на всю территорию в песочнице. Дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого.

Мои наблюдения показали, что дети не всегда обращаются за помощью к взрослому: сидят тихонько в уголочке, плачут или просто молчат, но в душе у них печаль. И тут на помощь приходят игры с песком! Я приглашаю несколько детей, предлагаю поиграть при помощи фигурок в сюжетно-ролевые игры на прогулке или в группе - создаю проблемные ситуации и предлагаю детям найти выход из неё. Как правило, один ребенок уж точно знает, что нужно делать! Он смело «подходит», берёт фигурки или предметы и просит ему помочь. Так, играя с песком, дети учатся просить помощь у взрослого, а параллельно развиваются и коммуникативные навыки детей.

В процессе игры, когда ребенок строит сказочную страну, я стараюсь не обращать на него внимания – сесть в сторонке и наблюдать за ним незаметно. Это даёт ребёнку состояние покоя, уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим с собой. Когда игра закончена, я прошу ребенка рассказать или показать, что у него получилось. Если он отказывается, я не настаиваю, а просто говорю, что мне очень понравилась его песочная картинка.

В течение занятия, пока маленький «волшебник» строит свою сказочную страну можно выяснить:

• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику, если ребенок говорящий;

• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто разбросаны в песочнице или нет, присутствует ли сюжет или развитие сюжета);

• эмоциональное развитие;

• на групповых занятиях – уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.

Существуют ритуалы «входа» в песочную страну и «выхода» из неё.

Мои занятия всегда начинаются с ритуала приветствия, а заканчиваются ритуалом прощания с песком. У каждого педагога свои. Они разнообразны, один из них:

Ритуал «входа» в Песочную страну :

- Чтобы попасть в Песочную страну, мы вместе встаём вокруг песочницы, держась за руки, вытянув руки над песочницей ладонями вниз, произносим слова:

«В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди».

Ритуал «выхода» из Песочной страны :

- Для того, чтобы попрощаться с Песочной страной, мы протягиваем руки над песочницей, рисуем в воздухе сердечко и произносим такие слова:

«Веселилась детвора,

Отдохнуть пришла пора!».

У нас существуют специальные правила игры с песком:

- Не разрушать чужие постройки, а только свои;

- Чужие игрушки без разрешения не брать;

- Во время игр договариваться, а не ссориться.

Занятия провожу как бы в несколько этапов:

- углубление рук в песок;

- игры на поверхности песка;

- строительство из песка;

- рассказывание сказок.

В сказках, которые мы проигрываем в песке добро всегда побеждает зло.

На песке можно проигрывать любые сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»– печем пироги, которыми можем угостить персонажей, сажаем репку, строим терем и т. д. Сказку на песке можно разыгрывать, передвигая персонажей в разных направлениях. При этом дети постепенно учатся соотносить речь с действиями персонажей, начинают самостоятельно творить, фантазировать, изменяя сюжет, добавляя новых действующих лиц.

Конечно, как и любой метод, песочная терапия имеет и свои особенности применения: некоторые дети не любят «пачкать» руки, но это особенности детей и таких детей единицы ( чаще всего это результат позиции родителей: «не пачкайся!», «не будь грязным как поросенок!»).

Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Игры с песком улучшают эмоциональное состояние детей: гиперактивных песок уравновешивает, зажатых – расслабляет, тревожных – успокаивает, агрессивных – утихомиривает. Во время игр да и после них все дети довольны и всегда желают встретиться с песком вновь. И это главное что дает детям игра с песком!

Уважаемые коллеги, сегодня для вас я подготовила подборку игр с песком, которые я использую в работе с детьми, памятки для педагогов, рекомендации для родителей. Надеюсь, что они помогут и вам, в период адаптации ваших воспитанников.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Игры с песком для малышей Давно всем известно, что в естественной среде дети чувствуют себя комфортно. А игры с песком в раннем возрасте позволяют детям устанавливать.

Использование песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста Перенос традиционной непосредственно – образовательной деятельности в песочницу дает большой воспитательный и образовательный эффект, нежели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Песочная терапия — залог успешной адаптации ребёнка к детскому саду»
Опубликовано: 5 августа 2014 в 08:33
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Песочная терапия — залог успешной адаптации ребёнка к детскому саду»» (включая файлы) размещена пользователем Фарида Галиуллина (УИ 230133) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД