Балагурова Елена
Консультация «Подготовка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.
И очень часто причиной неуспеваемости, повышенной тревожности и школьных неврозов является неподготовленность ребенка к систематическому школьному труду. Для того, чтобы снизить уровень трудностей адаптационного периода, ребенка обычно заранее учат читать и считать. К сожалению, бытует мнение, что этого достаточно для успешного обучения в школе. Исходя из этой логики, подготовка ребятишек, например по математике, часто сводится к простому переносу содержания курса 1 класса на дошкольную ступень. Главным достижением малыша в этом случае является его умение считать до 100 или даже до 1000 и выполнять действия с числами вплоть до сложения и вычитания с переходом в другой разряд. Практика показала, что подобная подготовка не решает проблему успешного обучения детей как в начальной школе, так и в будущем и приносит больше вреда, чем пользы.
Публикация «Консультация „Подготовка к школе“» размещена в разделах
Дело в том, что у дошкольников хорошо развита механическая память. Для них, например, не составляет труда запомнить, сколько будет, если из 24 вычесть 16. Однако осмысленно решать подобные задания дети не могут, так как мышление у них наглядно-действенное и наглядно-образное, а здесь требуется понимание математического приема вычитания.
Таким образом, математическая подготовка, сориентированная на формирование счетных умений, активизирует лишь механическую память, которая и так в этом возрасте у большинства детей довольно крепка. И опыт работы в школе показывает, что различия в содержании подготовки нивелируются уже во втором полугодии первого класса, в то время как мотивация к учебной деятельности «подготовленных» детей имеет отрицательную динамику. Объяснить этот феномен несложно. В большинстве случаев таким «формально подготовленным» первоклассникам приходиться переживать болезненный процесс переучивания, что приводит к негативной самооценке и нежеланию учиться.
Возникает закономерный вопрос: «Какой должна быть подготовка дошкольника?» В современной школе ребенок должен с первых дней продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества. Ему уже мало воспроизводить по памяти тот или иной учебный материал. Он должен уметь анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, выражать их в речи. Он должен видеть определенные закономерности или их нарушения, предлагать и обосновывать свои варианты решения учебных задач, выслушивать, понимать и оценивать ответы других детей, осуществлять самоконтроль, самопроверку и т. д.
Поэтому для успешного обучения детей в школе важнее не содержательная подготовка по предмету, которая при неумелом ее проведении может привести к перегрузке, нежеланию учиться и таким образом затормозит развитие ребенка. Главное -сформировать психологическую готовность ребенка к школе, т. е. познавательный интерес, определенный уровень развития мышления, внимания, памяти, речи, коммуникативных и творческих способностей, навыков самоконтроля.
Приоритетной формой организации и проведения занятий с детьми-дошкольниками является игра - ведущий вид деятельности в этом возрасте, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремиться научиться тому, чего еще не умеет.