МААМ-картинки

Консультация на тему «Влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста»

Вера Викторовна Коваленок
Консультация на тему «Влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация – презентация на тему

«Влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста».

«Музыка успокаивает, музыка лечит, музыка поднимает настроение….

Обучая детей музыке, мы укрепляем их здоровье».

Музыка влияет на наше настроение, но не только, с ее помощью можно даже

Публикация «Консультация на тему „Влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

исцелять людей и помогать им справляться с их недугами! О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях.

Музыка не имеет ни с какой другой наукой таких исторических и глубинных

взаимоотношений, как с восстановительной медициной. Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима.

В Древности выделяли 3 направления влияния музыки на человека :

1. На духовную сущность человека

2. На интеллект

3. На физическое тело

Платон считал музыку главным средством воспитания гармонической

личности.

Аристотель утверждал, что музыка способна оказывать воздействие на

этическую сторону души.

Врачеватель древности Авиценна лечил запахами и смехом.

В 3 веке до н. э. в Парфянском царстве был выстроен медицинский центр.

Здесь лечили музыкой от тоски и душевных переживаний.

В Ветхом Завете описана история, как Давид, одухотворенной игрой на

гуслях избавил Саула от злого духа.

Вероятно, это был один из самых ранних опытов терапии музыкой.

Связь музыки и медицины у древних греков символизировали Аполлон –

покровитель искусств и его сын Эскулап – покровитель врачевания.

Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на

профилактическое и лечебное воздействие музыки.

Они утверждали, что музыка устанавливает порядок и гармонию во

Вселенной, в том числе и нарушенную болезнями гармонию в

человеческом теле.

Наши далекие предки по какому – то наитию создавали музыкальные

инструменты и с их помощью находили такие сочетания звуков и ритмов,

которые завораживали, гипнотизировали человека. Эта возможность

музыки широко использовалась в религиозных и культовых обрядах.

Другие музыкальные сочетания способствовали приливу сил, повышали

эмоциональный тонус, побуждали человека к действиям.

В Древней Спарте воины шли в бой под звуки авлосов – деревянных духовых

инструментов. А. В. Суворов подобное влияние музыки определил так :

«Музыка удваивает, утраивает армии». Марш, бодрая, ритмичная музыка,

барабанная дробь и звуки трубы заставляют забыть усталость, повышают

мышечную работоспособность.

В 20 веке интерес к влиянию музыки на организм человека заметно вырос.

Многочисленные исследования показывают, что музыка действует

на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных

органов и систем и в итоге благотворно или разрушительно влияет на

здоровье человека. Так, русский физиолог И. Р. Тарханов доказал, что

мелодии (именно мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно

влияют на сердечно – сосудистую систему : замедляют пульс, увеличивают

силу сердечных сокращений, расширяют сосуды и нормализуют

артериальное давление, в то время как раздражающая музыка вызывает

противоположный эффект. Мелодичная музыка нормализует секрецию

желудочного сока. По данным английского ученого Л. Демлинга, такое

воздействие оказывают симфонические произведения. Он обнаружил,

в частности, что прослушивание произведений Моцарта, Бетховена,

Шуберта, Шопена помогает быстрому заживлению язвы желудка.

Ряд европейских исследователей установили, что наиболее благотворно на

организм человека действует фортепианная и скрипичная музыка.

Музыка оказывает общеукрепляющее воздействие!

«Музыка, ее первый звук, родилась с сотворением мира» - так утверждали

древние мудрецы. Многие древнейшие учения содержат в себе различные

утверждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия музыки на

животных, растения и человека. Мудрые всегда признавали особую силу

звуков.

Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном

восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и

исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты – от

индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до

неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс.

Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.

Достоинствами музыкотерапии являются :

1. Абсолютная безвредность.

2. Легкость и простота применения.

3. Возможность контроля.

4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик,

более нагрузочных и отнимающих больше времени.

«Рецептивная музыкотерапия».

Предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью.

Пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные

произведения, сопутствующие состоянию здоровья и ходу лечения.

«Активная музыкотерапия».

Представляет собой терапевтически направленную, активную

музыкальную деятельность : воспроизведение, фантазирование,

импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных

музыкальных инструментов. Музыка оказывает лечебное и

терапевтическое свойство на здоровье человека.

Для лечения гипертонии:

И. С. Бах. «Концерт ре – минор» для скрипки.

Ф. Шопен. «Ноктюрн ре – минор».

Б. Барток. «Соната для фортепиано».

Л. Брукнер. «Месса ля – ля минор».

От мигрени и головной боли:

В. А. Моцарт. «Дон Жуан» и «Симфония № 40».

Ф. Лист. «Венгерская рапсодия».

Д. Гершвин. «Американец в Париже».

Л. В. Бетховен. «Фиделио».

А. Хачатурян. Сюита «Маскарад».

Ф. Мендельсон. «Весенняя песня».

А. Дворжак. «Юмореска».

От бессоницы:

Я. Сибелиус. «Грустный вальс».

Р. Шуман. «Грезы».

М. Массне. «Медитация»

Р. Родриго. «Адажио».

Ф. Мендельсон. «Песни без слов».

Г. Глюк. «Мелодия».

Пьесы П. И. Чайковского.

Любое явление можно направить и в положительную и в отрицательную

стороны. Музыка – не исключение.

Влияние быстрой и громкой музыки.

Деятельность нашего организма напрямую зависит от гормонов. Они

активизируют деятельность различных органов, благодаря чему изменяется

наше физическое и эмоциональное состояние. При прослушивании

различной музыки мозг подает сигналы организму производить те или иные

гормоны. Быстрая и громкая музыка поднимает уровень кортизола, отчего

человек становится более возбужденным, раздраженным.

Влияние медленной и спокойной музыки.

Прослушивание медленной и спокойной музыки действует совершенно

иначе. Уровень кортизола и адреналин снижается, работа всех органов

нормализуется, организм начинает мобилизовать свои внутренние ресурсы.

С помощью такой музыки можно бороться со стрессами и депрессиями,

а отсутствие стресса гораздо быстрее приведет к выздоровлению.

Рок и диско – ритмы.

Нарушают функциональное равновесие полушарий головного мозга.

Способствуют выделению стресс – гормонов, «стирающих» в мозгу часть

информации.

Влияние музыки на женщин и мужчин.

На мужчин с высоким культурным уровнем большое влияние оказывает

классическая музыка.

При низком культурном уровне – популярная легкая.

Женщины, независимо от образования, предпочитают слушать и больше

реагируют на классическую музыку.

Действует не столько содержание и тип музыки, сколько ее ритм.

Мелодии, доставляющие человеку радость:

1. Замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений.

2. Способствуют расширению сосудов и нормализации артериального

давления.

3. Стимулируют выделение пищеварительных соков и повышают

аппетит.

Звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за

считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи

и вирусы гриппа.

Музыкальные вибрации.

Благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, массируют

внутренние органы, стимулируют кровообращение.

Доказано, что

1. Музыка Моцарта оказывает положительное влияние на процессы высшей

мозговой деятельности.

2. Музыка помогает справляться с болью и стрессом.

3. Человек, засыпающий под нежные мелодии, всю ночь видит хорошие сны.

4. Музыка снимает напряженность, повышает внимание.

Интересные факты:

Во время эпидемии в 16 веке в Италии люди впадали в оцепенение,

застывали в неподвижности, переставали есть

и пить. Они были убеждены, что укушены ядовитым тарантулом.

Из состояния оцепенения их выводила только танцевальная музыка,

начинавшаяся с медленного ритма и убыстряющаяся до неистовой пляски.

От неё и произошла известная всему миру тарантелла.

Влияние музыки на животных.

1. У пинчеров в зависимости от мелодии кровяное давление может меняться

на 70. мм. ртутного столба.

2. Коровы будут давать больше молока, если их водить в консерваторию.

3. Дельфины с удовольствием слушают классику, особенно Баха.

4. Рыбы будут лучше нереститься под музыку Моцарта.

Влияние музыки на растения.

От мажорных мелодий растения растут быстрее и расцветают на 2 недели

раньше.

Отрицательное влияние музыки на растения и животных:

1. Снижение количества молока и коров.

2. Отказ от пищи и потеря веса.

3. Замедляется рост растений.

Социологический опрос показал, что подростки предпочитают рок, рэп,

попсу, и диско-ритмы. Это безграмотно, и снижает работоспособность,

отражается на умственной деятельности организма, что приводит к

различным заболеваниям.

Выводы:

Положительное влияние на состояние человека оказывает классическая

музыка :

• улучшение памяти

• облегчение учебного труда

• улучшение работы организма

Отрицательное влияние на человека – рок, рэп, диско-ритмы, попса:

• разрушается работа нервной системы

• плохое настроение

• раздражительность

• снижение памяти

• ухудшение результатов учебы, работы.

Музыкотерапия противопоказана :

* Младенцам с предрасположенностью к судорогам.

* Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией

организма.

* Больным отитом.

* Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.

Для занятий музыкотерапией можно рекомендовать музыкально -

ритмические композиции из сборника А. И. Бурениной

«Ритмическая мозаика» - «Три поросёнка», «Цирковые лошадки», «Дети и

природа», «Два барана», «Танцуйте сидя».

Восприятие музыки.

Для того чтобы музыка подействовала на ребёнка его необходимо для этого

специально настроить и подготовить.

Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе,

расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки

заключается в обучении распознавать эмоции.

Любая музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания.

Тема «Настроение, чувства в музыке», которая входит в программу

«Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, является очень важной для

понимания детьми музыки как вида искусства передающего настроения,

чувства.

Для слушания на занятиях музыкотерапии и релаксации, предлагаю

следующие темы:

«Раздумье» С. Майкапара и «Первая потеря» Р. Шумана, «В церкви» П.

Чайковского, «Аве Мария» И. Шуберта, «Порыв» Р. Шумана,

«Разлука» М. Глинки, «Утренняя молитва» П. Чайковского,

«Шутка» И. Баха, «Юмореска» П. Чайковского, «Слеза»

М. Мусоргского, «Сладкая греза» П. Чайковского.

Утренняя зарядка.

«Марш» И. Дунаевского, «Побегаем-попрыгаем» Е. Тиличеевой, «Разминка»

В. Макшанцевой.

Прогулка.

«Погуляем» А. Александрова, «Кто хочет побегать?» И. Арсеева, «Марш и

спокойная ходьба» Т. Ломовой.

Тихий час, сон.

«Колыбельная» В. Моцарта, «Ноктюрн» Ф. Шопена, «Ласковая песенка»

Г. Свиридова.

Пробуждение.

«Зайчики» Т. Попатенко, «Бодрый шаг и легкий бег» Е. Тиличеевой,

«Очень хочется плясать» И. Каплуновой.

Названия этих произведений отражают настроение, передаваемое в музыке.

Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся

сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Музыкальная релаксация.

Данные упражнения направлены на коррекцию психо-эмоциональной сферы

ребенка, на приобретение навыков расслабления.

При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребенка от

травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки

увидеть всю красоту мира.

Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку,

вызывая различные эмоции.

Например:

1. Упражнение для активизации жизненных сил «Энергия» (для

гипоактивных детей, муз.

М. Равеля. «Павана», «Болеро».

2. Упражнение для расслабления, снятия раздражительности (для

гиперактивных детей,

муз. Д. Шостаковича из фильма «Овод».

3. Упражнение, формирующее оптимистическое настроение «Радость жизни»

муз. Ж. Бизе. Юношеская симфония, танцевальная музыка из оперетт И.

Штрауса, И. Кальмана, Ф. Легара.

4. Упражнение, формирующее отношение к миру «Любимая мама» муз.

Ф. Шопена.

Ноктюрн» муз. Ф. Шопена.

5. Упражнение, на преодоление чувства стыда и застенчивости.

«Я все умею» муз. И. Брамса. IV симфония, Ф. Лист. «Прелюдия».

Не случайно, врачи- физиологи ставят знак равенства между здоровьем

физическим и психическим при условии погружения ребенка

в атмосферу душевного подъема, обязательно связанного с

положительными эмоциями. А музыка - это всегда только

положительные эмоции.

Среди вредных классических произведений специалисты отмечают

"Венисбергскую сцену" Вагнера и некоторые произведения

Рихарда Штрауса. К категории композиций, действующих как психический

яд, принадлежат некоторые произведения Шопена, особенно его ноктюрны.

Анальгетиком в мире звуков являются религиозные произведения

Баха и Генделя. Самая необыкновенная музыка у Моцарта : не быстрая и не

медленная, плавная, но не занудная – этот музыкальный феномен

назвали "эффектом Моцарта". Его "Волшебная флейта" на самом деле может

творить чудеса.

Благоприятное воздействие на малыша оказывают и народные песни

(лирические, плясовые и т. д.) - они выразительны, доступны для

восприятия, а тексты их несут положительную информацию об окружающем

мире. А самый сильный психоэмоциональный стимул для маленького

человека - колыбельные в исполнении мамы.

Независимо от маминых вокальных данных и наличия слуха, такие песни

несут радость, любовь, нежность, покой и умиротворение.

Несмотря на все сказанное выше у психологов нет определенных

рекомендаций, какие музыкальные произведения можно слушать ребенку,

а какие категорически нельзя - только по индивидуальной реакции малыша

можно узнать, что для него лучше в разных ситуациях.

Музыка и красота объединяются еще до рождения ребенка.

Некоторые полагают даже, что классические произведения способны оказать

благотворное влияние не только на здоровье и умственные способности,

но и на внешние данные ребенка. Сегодня уже доподлинно известно, что от

качества музыки, которую слушают дети, зависит состояние их здоровья.

Влияние музыки на здоровье ребенка.

Гармония звуков способствует формированию эстетического вкуса,

развивает интеллект, усидчивость и даже черты лидера. Кроме того,

музыка весьма существенно влияет на развитие образной памяти.

Установлено, что при музыкальном стимулировании в мозге

увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов.

Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке как важной

составляющей здорового образа жизни.

Музыка- это действительно очень хорошее лекарство, просто нужно его

правильно принимать! И каждый человек должен понять, что без музыки

нельзя жить!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Влияние проектной деятельности на развитие умственных способностей детей дошкольного возраста» Ерышева Наталия, воспитатель МКДОУ №5 г. Мирный Архангельская область Актуальность Вступая в переходный период, который переживает вся.

Консультация для родителей «Влияние классической музыки на детей» Влияние классической музыки на детей. В современном мире много разных музыкальных направлений. Музыку слушают все и взрослые и дети. Музыка.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие творческих способностей ребёнка с патологией зрения» Консультация для родителей "Влияние музыки на развитие творческих способностей ребёнка с патологией зрения". «Музыкальное воспитание должно.

Консультация для родителей «Влияние СМИ на физическое развитие детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Влияние СМИ на физическое развитие детей дошкольного возраста» У детей, которые много времени проводят у экрана.

Консультация для родителей «Влияние сказки на развитие и воспитание детей дошкольного возраста» Сказка – произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего.

Консультация для воспитателей на тему: «Влияние физкультминуток на физическое состояние и умственную работоспособность детей» Содержание «Программы детского сада» предусматривает значительный объем знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей.

План работы по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок».

Проект на тему: «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Актуальность «Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы» Томас Карлейль Самое главное – здоровье и жизнь ребёнка. • Жизнь.

Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста Влияние музыки на речевое развитие детей. Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи.

Выступление на педсовете «Дополнительные услуги для современных родителей». Влияние музыки в развитии детей старшего возраста УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация на тему «Влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 апреля 2017 в 18:51
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация на тему «Влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Викторовна Коваленок (УИ 252695) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД