Приложение МААМ

Консультация «Развитие познавательного интереса у ребенка посредством сказки»

Елена Семёновна Володина
Консультация «Развитие познавательного интереса у ребенка посредством сказки»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

«Развитие познавательного интереса у ребенка посредством сказки»

Подготовила:

Володина Е. С.

учитель-дефектолог

г. Нижний Новгород

2016

Публикация «Консультация „Развитие познавательного интереса у ребенка посредством сказки“» размещена в разделах

Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В эту область человек стремиться проникнуть, чтобы изучить, овладеть ее ценностями. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью ребенка к учению; к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Познавательный интерес вполне можно назвать аккумулятором всех значимых для личности процессов, объединенных участливым отношением ее к избранной области познания. Пытливость, любознательность, причастность к происходящим событиям - все сопряжено с интересом, который проявляется в любых обстоятельствах, в деятельности, в жизни. Вот почему познавательный интерес прямым образом причастен к реализации функции воспитывающего обучения.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал.

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. Сказка – один из самых популярных и любимых детьми литературных жанров, потому что в ней и занимательный сюжет, и удивительные герои, сказка открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к народному опыту, к родному языку.

За сказочными образами стоят различные символы, пришедшие из глубины веков. Ребенку они более понятны, чем взрослому. Многолетняя привычка к логическому мышлению вырвала взрослого из мира символов. Это – главная причина в различии восприятия народных сказок взрослым и ребенком.

Сказка близка детям по мироощущению, ведь у них эмоционально-чувственное восприятие мира. Логика и рассуждения взрослых ребенку еще не понятны, а сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

В сказке всегда есть четкая граница: это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а этот – хороший. И малыш узнает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.

Воображение, как активная действующая сила, дает простор творческим способностям детей. Это – источник веселья. Ребенку важен не практический результат фантазирования, а сам процесс творчества, от которого ребенок испытывает удовольствие, как от самостоятельной душевной деятельности.

Воображение – это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которого дети учатся понимать окружающий мир, наполнять его смыслом.

Процесс сочинения сказки – одна из форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей. Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, мы обращаемся к его внутреннему – идеальному – миру, осознаем его чувства и эмоциональные состояния.

Таким образом, сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

Можно предложить родителя разные приемы работы со сказкой для развития познавательного интереса у детей

Моделирование сказок

Использование моделей для составление сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь

Например: в сказке «Три медведя» - это три коричневых круга, разного размера. В сказке «Теремок» - полоски разной высоты и цвета ( соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т. д.)

Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Самое главное, чтобы взрослый делал это очень эмоционально, передавал интонацию голосом.

Изменение содержания сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок.

Предлагаем детям такое Упражнение, как «Действия героя».

Цель его перечислить все возможные действия какого-либо сказочного героя.

Описание. Например, сказка «Колобок». Предлагаем детям назвать все действия колобка, говорить только глаголы: пел, ушёл, покатился и т. д. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.

Узнай сказку по песенке героев.

Предлагаем детям узнать сказку по песенке героя, например:

Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят").

Покажи мимикой и жестами.

Цель. Учить детей через мимику и жесты передавать черты характера героя, развивать воображение, наблюдательность.

Описание: предлагаем детям продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жестов.

Поможем герою.

Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.

Описание. Взрослый предлагает детям, поставить себя на место героя: Как бы вы поступили в такой ситуации?

Встреча с героем.

Цель. Развитие связной речи, творческих способностей, мышления.

Описание. Взрослый предлагает детям представить, что они встретились с героем сказки. – Что вы спросите? Как вы думаете, что ответит герой?

Что было бы, если бы …

Цель. Развитие творческих способностей детей, связной речи.

Описание. Взрослый предлагает детям придумать и продолжить предложение, например: Что было бы, если бы колобок укатился от лисы?

Публикации по теме:

Формирование познавательного интереса к математике посредством дидактических игр Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры.

Формирование познавательного интереса у детей посредством опытно-экспериментальной деятельности «Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности» Цель мастер-класса:.

Консультация «Развитие познавательного интереса у детей младшегого возраста средствами детского экспериментирования» Перспективное тематическое планирование работы по теме «Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста средствами детского.

Инновационный педагогический опыт «Экологическое воспитание посредством развития познавательного интереса к родному краю» 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно–воспитательного процесса «Рыбе – вода, птице.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Развитие познавательного интереса, любознательности у младших дошкольников посредством ознакомления с сенсорными эталонамиРазвитие познавательного интереса, любознательности у младших дошкольников посредством ознакомления с сенсорными эталонами Тема: «Развитие познавательного интереса, любознательности у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с сенсорными эталонами.

Опыт работы «Формирование познавательного интереса у старших дошкольников посредством экспериментирования»Опыт работы «Формирование познавательного интереса у старших дошкольников посредством экспериментирования» МБДОУ «Детский сад №47» Ленинградская обл., Гатчинский р-он. Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у старших дошкольников.

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством ознакомления с природой и проектной деятельности «Мир, окружающий ребенка- это прежде всего мир природы, с бесконечными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный.

Развитие у логопедических детей познавательного интереса, действий посредством проведения исследовательской деятельности Все ли дети старшего возраста во время проведения исследовательской, какой- либо другой деятельности инициативны (постоянно, мотивированы,.

Консультация «Развитие у логопедических детей познавательного интереса посредством проведения исследовательской деятельности» Все ли дети старшего возраста во время проведения исследовательской, какой- либо другой деятельности инициативны (постоянно, мотивированы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие познавательного интереса у ребенка посредством сказки»
Опубликовано: 24 февраля 2018 в 17:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие познавательного интереса у ребенка посредством сказки»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Семёновна Володина (УИ 124835) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД