Малясова Елена Александровна
Консультация «Развитие речи ребенка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Наличие интеллекта, то есть способности познавать внешний мир с помощью восприятия, памяти, мышление, а также речь - это важнейшее отличие человека от животного. И интеллект, и речь у человека формируются на ступени раннего детского возраста и совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.
Совершенствование человека происходит не потому, что он растет, а потому, что он овладевает речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить, познавать мир уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально. Существует много доказательств того, что без речевого общения человеческое существо не может стать полноценным человеком. Известны случаи, когда в силу каких- то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных (волков, пантер, обезьян) и были ими вскормлены. Когда люди обнаруживали этих детей в возрасте после пяти лет и возвращали их в человеческое общество, то оказывалось, что они имеют повадки вскормившего их животного. Научить таких детей полноценной речи, воспитать высшие эмоции и мышление было уже нельзя.
Публикация «Консультация „Развитие речи ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Описаны и другие случаи, например В. А. Сухомлинским. Это случай воспитания ребенка глухонемой бабушкой почти до шестилетнего возраста. Ребенок ни с кем не общался и в школе оказался почти немым. Усилия учителей развить его речь не дали результатов, не смогли они научить его и грамоте. Такой ребенок уже нуждался в помощи специалиста - сурдолога. Случаи подобного воспитания встречаются. Мальчик до 2,5 лет воспитывался глухонемой няней. Речь мальчика к 6 годам оказалась несформированной. Потребовались специальные длительные логопедические занятия для ее развития.
Наличие двуязычия в семье также тормозит развитие речи ребенка на ранних этапах.
Вот почему очень важно обратить пристальное внимание на формирование речи ребенка еще в самом раннем возрасте. Если в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий и времени, чтобы наверстать упущенное.
Рассмотрим вопрос нормального развития речи ребенка :
1. Воспитание звуковой культуры речи.
2. Накопление и активизация словаря.
3. Формирование грамматических навыков.
4. Развитие связной речи.
5. Подготовка к обучению грамоте.
Работать над звуковой культурой речи мы начинаем с самого рождения ребенка. Мы играем с малышом, улыбаемся ему, прищелкиваем языком, «гулим» и «разговариваем» с ним, поем ему песенки. Тем самым мы стимулируем развитие у младенца звукоподражания, гуления и лепетной речи.
Очень давно талантливые люди из народа (бессознательно понимая роль развития движений пальцев в формировании речи) создали такие
детские потешки, как «Сорока», «Ладушки» и другие, в которых мать или бабушка сопровождают речь движениями пальцев рук ребенка.
К году ребенок должен уметь произносить до 10-15 простых, в т. ч. лепетных слов. С 2-х лет ребенок уже должен понятно для окружающих отвечать на вопросы. С 3-х лет ребенок должен внятно употреблять простые предложения. К 5 годам должен четко выговаривать все звуки родного языка, отвечать громко и внятно, уметь составить рассказ по сюжетной картинке. В 5-6 лет закрепляется произношение всех звуков, умение их различать, регулировать силу голоса, выразительно читать стихи, пересказывать. К 6-7 годам должна быть совершенно чистая речь в плане звуковой культуры, соответствующий возрасту словарный запас, грамматически правильно оформленная связная речь.
Уже на первом - втором году жизни ребенка необходимо проводить работу над обогащением и активизацией словаря. Словарь разделяется на пассивный и активный. Пассивный словарь - это слова, которые ребенок еще не употребляет, но понимает. Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и сам употребляет в речи. Очень важно в этот период формировать умение выделять и называть отдельные части своего тела, людей ближайшего окружения, предметы, их основные признаки и действия, пока самые простые, бытовые, обиходные; наращивание в основном пассивного словаря - главная задача на данном этапе.
Дети в возрасте от 3 до 4 лет узнают и называют не только предметы домашнего обихода, но и некоторые детали (ручка, крышка и т. д., детенышей домашних животных, некоторые виды транспорта, должны знать свое полное имя, фамилию, имя и отчество родителей, воспитателей, няни и т. д.
Дети 4-5 лет должны уметь правильно называть предметы обстановки, их качества (форма, цвет, величина, пользоваться общепринятыми фразами для выражения своих потребностей, действий.
Дети 5 лет должны знать материалы, из которых сделаны некоторые предметы (металл, дерево, пластмасса, ткань, стекло, фарфор, картон, бумага и т. д.). Уметь различать части суток, дни недели, времена года. Нужно учить детей употреблять слова с противоположным значением (широкий - узкий, сильный - слабый и т. д.); передавать в речи разные степени и оттенки данного качества предмета или действия (высокий - самый высокий, узкий - узенький). Учить понимать смысл образных выражений в загадках, стихах, сказках (добрый молодец, золотые руки и др.).
Формирование грамматических навыков языка наиболее трудно дается детям. Часто мы слышим: «окны», «карандашов», «птичков», «у пальта», «теплая молоко» и т. д. подобные ошибки нужно сразу же исправлять, речь взрослых должна быть образцом для детей. Рекомендуемые дидактические игры для усвоения грамматических форм языка по всем лексическим темам: «Один - много», «Большой - маленький», «Кто у кого», «Кому что нужно», «Кто где живет» и др.
Формирование навыков связной речи требует последовательной, систематической работы.
К 3-м годам речь начинает становиться не только средством общения, но и источником получения знаний. Для детей 3-х лет доступна простая форма её - это ответы на вопросы. Но уже к 4 годам дети овладевают умением связно излагать свои мысли, хотя еще допускают ошибки при построении предложений. У детей появляются первые обобщения, выводы, умозаключения. Дети среднего дошкольного возраста чаще начинают употреблять сложноподчиненные предложения (Если дождик кончится, мы пойдем гулять. Играю с куклой, которую мама подарила.).
Постепенно дети переходят к пересказу, рассказыванию по картине, по восприятию, по воображению в младшем дошкольном возрасте обучение пересказыванию начинают с простых сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», в начале путем договаривания фразы, затем с помощью вопросов, и самостоятельно. В среднем дошкольном возрасте произведения и задачи усложняются. Необходимо проводить беседы по прочитанному тексту, в которых вопросы взрослого должны помочь осмыслить произведение и помочь вспомнить последовательность событий. В старшем дошкольном возрасте стоят новые задачи обучения: учить связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передать содержание. Более сложные рекомендуются и произведения: «Сестра» Л. Кассиля, «Косточка» Л. Толстого и др.
Умение описывать предмет очень нужно каждому человеку в жизни. Обучение нужно начинать с описания игрушки, затем переходить к описанию натуральных предметов (фруктов, овощей, посуды, транспорта и т. д., затем к описанию картин с помощью вопросов - плана, моделирования.
Необходимо учить детей рассказывать о прошедшем празднике, о спектакле, о поездке в деревню и т. д.
Самой сложной ступенью в формировании связной (монологической) речи являются рассказы по воображению. Дети могут придумывать и рассказы и сказки. Нужно только следить, чтобы творческое воображение не превращалось в пустое фантазирование, что может привести к некритичности ума.
В подготовительной группе идет работа по обучению детей грамоте: звуковому анализу слова, умению делить слова на слоги, членить предложение на слова, обучение навыкам послогового чтения, печатания.
Вся это работа позволяет успешно подготовить детей к обучению в школе по разделу развитие речи.
Литература:
1.«Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи». Ю. Ф. Гаркуша, Москва-1999.
2.«Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». С. А. Миронова. М «Просвещение», 1991.
3.«Дети с общим недоразвитием речи». Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. Москва «Гном- Пресс», 1999.
4.«Учим говорить правильно». Т. А. Ткаченко. Москва «Издательство Гном и Д», 2002.