Светлана Гасанова
Консультация «Реализация НРК посредством проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
В. А. Сухомлинский
Начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых большое значение имеет патриотизм. Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. (Краткий философский словарь).
Публикация «Консультация „Реализация НРК посредством проектной деятельности“» размещена в разделах
Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.
В современной социокультурной ситуации большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края. В связи с этим в содержании образования отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине.
В своей книге «Стать человеком» доктор педагогических наук В. А. Караковский, размышляя о процессе воспитания, вспоминает формулу известного французского педагога Селистена Фрэне, в которой последний дает понять, что меру воспитательного воздействия каждый педагог соотносит с конкретными условиями, образом жизни и гуманными отношениями.
Согласно статье шестой «Закона об Образовании» Республики Коми, национальное образование-это система образования, строящаяся на принципе включения обучающихся в традиционную этнокультурную среду, имеющая своей целью приобщение и обучение исторической этнокультуре, создание возможностей для носителей этой среды.
Содержание национального образования определяется наличием в педагогическом процессе национальных компонентов, действующих на основе государственного образовательного стандарта.
Рассмотрим основные принципы ФГОС:
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
Особое внимание уделяется возможности реализации принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Ближайшее окружение, та общественная среда, в которой живут дети, является основой для расширения детского кругозора и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
Вначале педагог сам знакомится с природой, культурой родного края. Осуществляет отбор содержания для работы с детьми, особо выделяя то, что характерно для данной местности данного края, что есть только там, где живут дети. Составляет словарь-минимум тех слов, усвоение которых поможет детям понять новое содержание. Продумывает, как и через что можно показать детям связь родного города и семьи со всей страной, подчеркнуть, что будет содействовать этнокультурной социальной ситуации развития детей:
- особенности природы;
- люди, которые прославили свой край трудом, достижениями в искусстве, спорте;
- люди, которые приобрели известность не только в крае, но и в стране и за её пределами.
Демонстрируется то, что наличествует в их родном крае, но характерно для всей страны:
- охрана природы;
- труд людей;
- соблюдение традиций, связанных с празднованием знаменательных дат;
- проживание людей разных национальностей.
Отбор методов обучения осуществляется с учётом характера мышления детей, способности к обобщению, анализу.
Реализация принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей в игре, продуктивных видах детской деятельности, в процессе экскурсий, праздников. При проведении этой работы необходимы комплексный подход, взаимосвязь и своеобразное взаимопроникновение материала разных тем и всё то, что связано друг с другом.
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Очень важно привлечь внимание детей, вызвать у них интерес, а не просто навязать им знания! Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо искать нетрадиционные методы воздействия на ребенка – не скучные, назидательные, а естественно и гармонично наполняющие его мировоззрение. Использование технологии проектирования, ориентированной на отношения «ребёнок - взрослый», позволяет применить принципы диалогизма, креативности, соразвития, открытости; развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности. сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». В ходе совместной с детьми деятельности над проектом значимые взрослые содействуют восхождению личности ребё нка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к природе; дети получают право на саморазвитие. Поэтому одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является технология проектирования.
В проекте «Национальной доктрины Федерации образования в Российской Федерации» подчеркивается, что “система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.
Реализация такой системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О. А. Князева, Н. В. Виноградова, М. Д. Маханева, в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре коренного народа, родной природе. Знакомясь с родным краем, родным поселком, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Мы живем в богатейшем и прекраснейшем крае – Республике Коми. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине, готовности встать на защиту Отечества.
Патриотическое воспитание подразумевает использование народного опыта непосредственно в жизни детей, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, близкими, сотрудниками ДОУ.
Направления духовно-нравственного и патриотического воспитания в контексте НРК:
- формирование представлений: знакомство детей с коми народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством коми народа; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах Республики Коми; знакомство детей с символами республики, (герб, флаг, гимн) и т. д.
- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, краю; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения республики; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.
- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.
2 - Практическая часть.
Импровизация «Кто хочет стать знатоком проектного метода?»
Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования через интерактивные формы методической работы.
Оборудование: полифункциональная пирамида, карточки, на которых обозначены этапы проекта, приз для победителя.
Алгоритм игры:
• вводная информация ведущего игры;
• оборудование «игровой площадки»;
• ознакомление участников с правилами игры;
• проведение игры;
• рефлексия.
Ведущий: Уважаемые коллеги, общение пройдет в форме игры "Кто хочет стать знатоком проектного метода?". В отборочном туре примут участие три педагога. Им необходимо будет расположить этапы проекта в правильной последовательности. Кто это выполнит первым, тот и займет место в кресле игрока. Игроку будут предложены вопросы. На каждый вопрос предлагаются три ответа, выбрать надо один ответ. Если он успешно справляется с заданиями, ему присваивается звание "Знаток проектного метода".
Вопросы игроку:
1. Что такое педагогическое проектирование?
o дань моде;
o догма профессиональной деятельности педагога;
o вид педагогической деятельности.
2. Место эпиграфа в структуре проекта :
o в начале;
o середине;
o им можно закончить проект.
3. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?
o коллективный;
o исследовательский;
o долгосрочный.
4. Что такое гипотеза?
o короткая аннотация проекта;
o опасение педагога о неудачной реализации проекта;
o предположение, требующее объяснения и подтверждения.
5. Кто является основоположником проектного метода?
o американский педагог демократ Джон Дьюи;
o великий русский педагог К. Д. Ушинский;
o французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: "Он был первым среди равных".
6. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа?
o реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;
o выдвижение гипотезы;
o открытый показ деятельности по теме проекта.
7. Какой вид деятельности следует исключить из заключительного (контрольно-регулировочного) этапа проекта?
o сопоставление цели и результата проекта;
o рефлексивная оценка проекта;
o выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.