Людмила Панина
Консультация «Роль детского фольклора в воспитании ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Социальное развитие ребенка связано в первую очередь с началом освоения родного языка. Ребенок осваивает языковую культуру общества в процессе общения со взрослыми с первых месяцев жизни. Овладевая пониманием речи, а затем умением говорить, он познает мир, в котором живет.
Роль дает возможность обобщать, сравнивать, выделять главное, осмысливать все то, что вначале малыш учится выполнять практически, непосредственно действуя с предметами. Таким образом, в познавательном и умственном развитии ребенка речь играет первостепенную роль, осуществляя две основные функции: средства передачи информации и средства общения.
Публикация «Консультация „Роль детского фольклора в воспитании ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Речь малыша надо формировать. Для этого требуются немалые усилия со стороны взрослых и активная деятельность самого ребенка.
Для того чтобы речь детей успешно развивалась, необходимо совершенствовать их речевой слух, позволяющий вычислять –«слышать»- отдельные слова из речевого потока, а затем различать сходные звукосочетания и слова. Далее ребенок должен научиться связывать название предмета, действий, признаков, а затем одни и те же предметы называть одним определенным словом-обобщать.
Овладение вышеперечисленными навыками позволяет малышу понимать целые предложения, а затем и короткое повествование из двух-трех предложений. Постепенно совершенствуется также и умение четко произносить звуки родного языка (артикуляция).
Все эти трудные задачи осуществляются постепенно на протяжении всего периода раннего детства, т. е. в первые два-три года.
Особое значение в развитии подготовительных этапов речи имеют произведения народного поэтического творчества для маленьких. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком вначале эмоциональный контакт, а затем и эмоциональное общение, позволяет осветить это общение светом любви и добра.
Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает удовольствие не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в здоровый рост, его силу, сметливый ум, красоту, например: «Коленька хороший, Коленька пригожий», «Мама черноброва» и т. п.
Ребенок слышит первые образцы народной речи, у него формируется слуховое сосредоточение на разговор взрослого, а затем возникают первые речевые реакции.
Знакомство с художественными произведениями начинается с малых фольклорных форм народного поэтического творчества: пестушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, небыличных песен. И хотя они состоят из немногих строк, незатейливых по содержанию и простых по форме, но таят в себе немалые богатства-речевые, смысловые, звуковые. Это и простая рифма, и неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и обращения к ребенку или какому-либо персонажу. Малыш невольно начинает прислушиваться, замирает на какое-то мгновение, всматривается в лицо говорящего взрослого. В этом заключается неповторимое своеобразие и ценность детского фольклора, активизирующего малыша в период, когда у него не сформированы произвольные действия, внимание.
По содержанию маленькие произведения народного поэтического творчества образны и многоплановы. В них оживают явления природы, например: «Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко обогрело телят, ягнят, еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»; олицетворяются животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушка, сорока-белобока, козынька-рогатая) и многие другие персонажи.
Описание их не только поэтично, но и образно, что раскрывается в действиях: курочка-рябушечка идет на речку за водичкой- цыпляток поить; сорока-белобока кашку варит- деток кормит; котик покупает пирожок и т. п. они трудолюбивы, ласковы, заботливы: собачка не лает, «чтобы нашу детку не испугать», а «котик-серый лобик» качает люлечку, баюкает ребенка и т. д. через олицетворение этих персонажей, их поступков, высказываний подчеркивается любовь к ребенку, забота о нем.
Можно использовать потешки, так как они эмоционально насыщены, содержат обращения или просьбы, в них выражены радость, недовольство, утверждение, отрицание, удивление. Можно использовать часть более крупных произведений, в которых содержаться вопросы, восклицания, утверждения. Вопросительные интонации хорошо передаются в потешке «Ладушки-ладушки» :
-Ладушки-ладушки!
Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
Поочередная смена интонаций активизирует маленького слушателя.
Следует подбирать и произведения, в которых передается не только веселое настроение, но и слышится недовольство, повеление.
Потешку «Баю-бай» можно прочитать со строгой интонацией.
Строгие интонации слышаться также и в потешке о сороке-белобоке, которая отчитывает нерадивого сынка.
После прочтения произведения, в котором слышаться строгие, повелительные, недовольные интонации голоса, необходимо прочитать веселье потешки, песенки, в которых звучат радостные, восклицательные интонации:
Чики, чики, кички!
Березовые лычки! и т. д.
Чтение потешек следует сочетать с разговорной речью, обращениями к ребенку.
Можно использовать небыличные песенки:
«Тень-тень-потетень», «Ой, люли-люли-люли! Прилетели журавли!»
Чтение народных произведений можно сопровождать показом соответствующей игрушкой: игрушку (зайчика, петушка и т. д.).
Следует ввести в конце занятия, когда «малыш» «поговорит» со взрослым, проявит речевую активность. Полезны потешки, песенки, в которых звучит имя ребенка.
Особенностью детского фольклора является гибкость его применения: имя ребенка можно заменить, не меняя рифмы.
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька.
(можно поставить любое имя, или
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть?
Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу да и Бореньке снесу.
Чтение можно сопровождать показом персонажа.