МААМ-картинки

Консультация «Роль художественного слова в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

инна Соколова
Консультация «Роль художественного слова в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало. Развить у детей интерес к математике помогает художественное слово. Используя художественное слово на занятиях по ФЭМП, педагоги развивают все компоненты речевой деятельности, эмоционально вовлекают ребенка в познавательную деятельность, стимулируют его любознательность.

Какие фольклорные жанры педагоги используют на занятиях по ФЭМП?

Публикация «Консультация „Роль художественного слова в формировании элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах

Известные фольклорные жанры – сказки, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей, но и обогащению словаря, развитию речи, логического мышления.

Устное народное творчество и произведения детских писателей поможет быстрее и легче усваивать программу по развитию ФЭМП. Решаются такие задачи как:

– развитие и совершенствование сенсорных представлений (большой - маленький, высокий – низкий);

– развитие пространственных и временных представлений (утро, день, вечер; слева-справа, впереди-сзади);

формирование количественных представлений и отношений (много, мало, больше, столько же);

формирование навыков решения элементарных арифметических задач.

СКАЗКИ

Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические. С помощью сказок дети легче усваивают математические понятия :

русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Репка», «Гуси-лебеди» помогают формировать у детей представления о величине предметов, пространственных и количественных представлениях;

используя сказку «Три медведя» и её героев, мы знакомим и закрепляем понятия «большой», «маленький», «ещё меньше», «высокий», «низкий»; также можно предложить задания : «распредели героев по возрасту, по росту», «уложи спать, чтобы соответствовала кровать», «напои чаем, чтобы соответствовала посуда».

Сказка «Репка» поможет усвоить понятия «перед», «между», «за», порядковый счёт.

сказка «Гуси лебеди» учит дошкольников ориентироваться в пространстве («над лесом», «над рекой», «правый и левый берег» и т. д.)

Знакомя детей со знаками и понятиями «больше», «меньше» можно использовать сказку «Два жадных медвежонка».

Сказки «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Три толстяка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Два жадных медвежонка», «Три медведя» знакомят детей с понятием числа.

Занятие-сказка или присутствие сказочного героя придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Занятие становится ещё более интересным, если перед детьми ставится проблема - герою нужно оказать помощь в выполнении какого-либо задания: пересчитать предметы, составить и решить задачу, пройти лабиринт и т. д. Параллельно решаются задачи по развитию речи: мы вспоминаем сюжет сказки, главных ее героев, оцениваем их поступки, учим детей сопереживать, развиваем отзывчивость, чувство взаимопомощи и т. д.

ЗАГАДКИ

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения. Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т. д.). Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.

СКОРОГОВОРКИ

Цель скороговорки – научить быстро и четко выговаривать фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произнесения образом. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Скороговорки можно разучивать на занятиях по математике и вне их. Методика работы над скороговоркой проста. Сначала педагог произносит её, а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом все убыстряя и убыстряя темп (воспитатель в этом случае выступает в роли дирижёра).

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Пословицы и поговорки на занятиях по математике можно использовать с целью закрепления количественных представлений. Пословицы можно предложить и с заданием, например, вставь в пословицы пропущенные названия чисел. Необходимо помнить, что поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла.

СЧИТАЛКИ

Считалка несёт познавательную, эстетическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей. Считалки-числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но закрепляют умения вести счет в прямом и обратном направлении, применять в повседневной жизни сформированные навыки.

ЗАДАЧИ-ШУТКИ

Практика работы с дошкольникам показывает, что детям очень трудно усвоить темы по решению задач. Затруднения вызывает усвоение структуры задачи, постановки вопроса к задаче, решение задач на сложение и вычитание, составление задач. Чтобы преодолеть выше перечисленные трудности и повысить интерес к данной теме, поможет использование на занятиях задач в стихах или задач со сказочным сюжетом:

Под кустами у реки жили майские жуки.

Дочка, сын, отец и мать.

Кто успел их сосчитать?

«Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами - 2. сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?».

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Пальчиковые игры вырабатывают у детей представление об устойчивости порядка счёта, о последовательности указательных движений пальцем при пересчёте предметов, развиваются количественные и временные представления, ручная моторика. «Пальцевый счёт» формирует у детей первоначальные представления о числовой системе, о смысле действий сложения и вычитания.

Таким образом, использование элементов устного народного творчества помогает в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т. д. Использование фольклора и литературных произведений поможет сформировать не только математические представления, но и приобщит детей к активной умственной деятельности, умению выделять главные свойства предметов и явлений, развивает активность, наблюдательность, смекалку, научит делать умозаключения, строить высказывания, суждения, сформирует быстроту реакции. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Использование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольниковИспользование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников «Использование тактильных игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников». Тактильные ощущения - одна из форм.

Театрализованная деятельность и математическая игротека в формировании элементарных математических представленийТеатрализованная деятельность и математическая игротека в формировании элементарных математических представлений Использование театрализованной деятельности и математической игротеки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Роль художественного слова в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Опубликовано: 18 февраля 2024 в 16:37
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Роль художественного слова в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем инна Соколова (УИ 1486386) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД