ШИХКЕРИМОВА ЭЛЬЗА
Консультация «Роль общения в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Роль общения в жизни ребенка»
Общение – это деятельность, которая предполагает взаимодействие нескольких людей между собой с целью налаживания взаимоотношений, взаимопонимания, получения информации, достижения общего результата.
Для дошкольника общение играет огромную роль в его развитии и становлении. Общение помогает малышу развивать свои социальные навыки, учиться взаимодействовать с другими людьми, а также формировать свою личность и самооценку.
Публикация «Консультация „Роль общения в жизни ребенка“» размещена в разделах
В процессе общения, дошкольники учатся выражать свои мысли и эмоции, устанавливать контакт с окружающими, слушать и понимать других людей. Они учатся наблюдать, анализировать и понимать ситуации, развивают свою речь и творческое мышление.
Для ребенка существует два вида общения :
со сверстниками
со взрослыми
Общение со сверстниками является важным фактором для формирования у детей навыков сотрудничества и умения работать в команде. Они учатся делиться игрушками, принимать решения совместно, учитывать мнение других. В процессе общения, дети также развивают свою интеллектуальную и эмоциональную сферу. По отношению к сверстнику ребенок решает следующие задачи: управление действиями партнера, контроль, оценка действий, сравнивание с собой. Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым. Для дошкольника, сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым партнером.
Если в общении со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения, то в общении со сверстниками используют самые неожиданные действия: передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы.
Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и индивидуальность.
Для ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные высказывания, чем речь другого. Инициативу взрослого он поддерживает в 2 раза чаще, чем предложения другого ребенка. В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в 4 года и 6 лет:
В 4 года дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и одиночной игре.
В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба.
Общение помогает дошкольнику стать более уверенным в себе.
Когда ребенок взаимодействует с другими детьми и взрослыми, он получает от них поддержку, похвалу и признание. Это помогает ему почувствовать себя важным и ценным, развивает его самооценку и самоуважение.
Кроме того, общение с другими детьми помогает дошкольнику научиться решать конфликты, договариваться и находить компромиссы. Ребенок учится справляться с различными эмоциями и чувствами в процессе общения.
Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. И чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми.
Через отношения со взрослыми ребенок развивает способность к идентификации с людьми. Ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми.
Проблема общения дошкольника с взрослым имеет два аспекта:
во-первых, это развитие самого общения на протяжении дошкольного детства. Из этого следует, что взрослым необходимо знать интересы детей разного возраста, уметь поддержать подходящие темы для разговора с ними, определять уровень развития общения и компенсировать возможные недостатки;
во-вторых, общение влияет на развитие личности ребенка. Общаясь с детьми, взрослый должен представлять, как через общение с ребенком можно развивать мотивы и смыслы детских действий, сознание и самосознание детей, их инициативность и произвольность.
Таким образом, общение играет важную роль в жизни дошкольника. Оно помогает развивать социальные навыки, формировать личность и самооценку, развивать интеллектуальную и эмоциональную сферу. Исходя из этого, важно создать для ребенка благоприятную и разнообразную обстановку, где он сможет общаться с другими детьми и взрослыми, и развиваться в процессе взаимодействия.