Екатерина Лаврентьева
Консультация «Роль воспитателя на музыкальном занятии»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня для Вас, уважаемые коллеги, я подготовила консультацию на тему "Роль воспитателя на музыкальных занятиях".
В начале консультации мне хотелось бы сказать следующее. Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой не только музыкального руководителя, но и воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.
Публикация «Консультация „Роль воспитателя на музыкальном занятии“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель. Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т. к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений, однако это ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы ни происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя. Вот почему так важно активное, заинтересованное участие воспитателя во всех видах музыкальной деятельности.
Музыкальное занятие - это основная организационная форма работы по осуществлению задач музыкального развития детей. Рассмотрим его разделы и роль воспитателя в каждом из них.
Итак, первый раздел музыкального занятия - музыкально-ритмические движения. Воспитателю необходимо четко и правильно выполнять все движения, следить за тем, как их выполняют дети, помогать тем, кто не справляется. (пример) Нужно внимательно слушать музыкального руководителя, начинать и заканчивать движения одновременно с детьми в соответствии с музыкой и заданным ритмическим рисунком. Если воспитатель испытывает затруднения при выполнении движений или возникают вопросы по данному разделу - Вы можете обратиться ко мне для индивидуальной консультации. Не нужно стесняться. Самый глупый вопрос - незаданный. Лучше научиться делать правильно, чем научить, по незнанию, делать неправильно других.
Второй раздел музыкального занятия - слушание музыки. Воспитатель является примером для подражания. Он - образец в процессе формирования слушательской культуры. Во время звучания музыкального произведения своим видом, эмоциями воспитатель помогает воспринимать музыку. ("Полет шмеля" - вначале удивиться). Затем он участвует в обсуждении услышанного, помогая детям в том случае, если они испытывают затруднения или по просьбе музыкального руководителя. Необходимо именно помогать, а не отвечать за детей, нужно давать им возможность самим сформулировать свои ответы. Я всегда готова к диалогу, если воспитатель заинтересован в музыкальном развитии детей. Можно заранее обговорить тему и ход занятия, подготовить дополнительные иллюстрации, разучить музыкальный материал и пр., чтобы еще более активно поучаствовать в данном разделе занятия.
Третий раздел музыкального занятия - развитие чувства ритмы, игра на ДМИ. Воспитатель должен знать названия всех музыкальных инструментов, используемых в детском саду, владеть приемами игры на них. На занятии воспитатель помогает детям овладеть тем или иным инструментом, следит за тем, чтобы дети правильно держали инструменты, вовремя вступали и заканчивали игру, исполняли заданный ритмический рисунок. К сожалению, нередко воспитатель сам неправильно держит инструмент, играет на нем, показывая отрицательный пример детям. Не следует недооценивать, например, игру воспитателя на бубне во время проведения утренней гимнастики. Нужно правильно держать бубен в одной руке и играть на нем, ударяя об ладонь другой руки. Если возникают трудности, или Вы забыли что-то по данному аспекту музыкального развития, всегда можете обратиться ко мне за разъяснениями.
Четвертый раздел музыкального занятия - пение, песенное творчество. При подготовке к пению (пальчиковая или дыхательная гимнастика, распевки) воспитатель активно участвует, помогая музыкальному руководителю в решении задач по музыкальному развитию дошкольников. Во время разучивания и исполнения песен воспитатель следит за осанкой детей, активно поёт, подавая пример ребятам. Необходимо, чтобы у педагога была четкая дикция и артикуляция, безукоризненное знание текста песни. Воспитатель следит за дикцией и артикуляцией у детей, помогая тем, кто испытывает затруднения в запоминании или произношении текста, интонировании мелодии, при необходимости заранее негромко подсказывает текст следующего куплета.
Пятый раздел музыкального занятия - танцевальные движения. Воспитатель на занятиях вместе с детьми четко и правильно выполняет все движения, подсказывая при необходимости ход танца. Совершенно недопустимо, чтобы воспитатель не знал танцы в любой возрастной группе детского сада. Важно выполнять танцевальные движения и перестроения в соответствии с характером музыки, заданным ритмическим рисунком. Когда воспитатель танцует с удовольствием, тогда и дети более заинтересованно участвуют в разучивании и исполнении танца.
Последний, шестой раздел музыкального занятия - игра. По просьбе музыкального руководителя воспитателю необходимо подготовить атрибуты для проведения игры, объяснить детям правила и следить за их выполнением. Во время проведения игр воспитатель следит за дисциплиной и соблюдением техники безопасности, а так же дает оценку после определения победителей, если это предусмотрено в игре.
Следует особо отметить, что роль воспитателя очень важна при подготовке к занятию. Воспитатель организует дошкольников перед выходом на занятие из группы и возле музыкального зала. Необходимо настроить ребят на музыкальное занятие. А также важно после возвращения в группу закрепить полученные знания и умения, эмоции и чувства, вызванные музыкой.
Только при правильном взаимодействии воспитателя с музыкальным руководителем возможно полноценное музыкальное развитие дошкольников. Воспитателю следует выполнять рекомендации музыкального руководителя, вовремя подготавливать необходимые реквизиты, игрушки для проведения занятий, закреплять пройденный материал в повседневной жизни детей. При плодотворном сотрудничестве музыкального руководителя и воспитателя развитие музыкальных, творческих способностей дошкольников реализуется в полной мере в соответствии с ФГОС, формируется положительное отношение к прекрасному миру музыкального искусства.
Мой девиз с приходом в профессию музыкального руководителя неизменен - давайте творить вместе!