Кристина Павлова
Консультация «Сохранение и укрепление здоровья ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
КАК СОХРАНИТЬ И УКРЕПИТЬ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
«Здоровье – это главное жизненное благо», - так гласит народная мудрость.
Здоровый, крепкий и развитый ребёнок.
Как добиться этого?
Что для этого делаем мы?
Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле — здоровый дух».
Публикация «Консультация „Сохранение и укрепление здоровья ребенка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезни и укрепление здоровья. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
В современном обществе предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка стала занимать приоритетные позиции, поскольку нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но и здоровые.
Каким должен быть здоровый ребёнок?
Прежде всего, если он и болеет, то очень редко и ни в коем случае тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
Что же мы можем сделать для укрепления и сохранения здоровья наших детей в домашних условиях?
1. Необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистая вода, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений.
2. Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Перебранки в присутствии ребёнка способствуют возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Всё это существенно снижает защитные возможности детского организма. Отрицательный результат дают и неумеренные запреты – «нельзя», «не бегай», «не шуми». Жёстко авторитарное воспитание столь же мало способствует нормальному развитию детей, сколь и противоположная крайность в виде вседозволенности.
3. Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребёнка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня – это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, приучает их к определённому ритму. 4. Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью, а также белком. Обязательное условие рационального питания детей всех возрастов – разнообразие рациона, как за счёт разных продуктов, так и способов их приготовления. Улучшению аппетита и усвоению пищи способствует красивое оформление блюд и сервировка стола.
5. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни. Если же ребёнка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребёнок быстро теряет интерес к этому.
6. Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег, способствующие повышению общей выносливости, укрепляющих сердечно-сосудистую и дыхательные системы, различные группы мышц, суставы и связки. Доказано, что бег улучшает кровоток во всех внутренних органах, включая мозг. Кроме того, ходьба и бег обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма.
Что такое закаливание?
Это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды путём систематического кратковременного воздействия на организм этих же факторов в малых дозах. В результате закаливания организм приспосабливается к меняющимся условиям окружающей среды. Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем, с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счёт того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями – увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскания горла) широко используются и нетрадиционные: - контрастное воздушное закаливание (из тёплого помещения дети попадают в холодное, хождение босиком, контрастный душ.
Минимальное закаливание – это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда. Закаливать организм ребёнка можно и продуктами.
Какие пищевые продукты или вещества помогают ребёнку стать более закалёнными?
1. Какие растения – кустарники, накопители витамина С, помогают против простуды? (чёрная смородина и шиповник).
2. Какой сок повышает устойчивость организма к заболеваниям верхних дыхательных путей и лёгких, богат витамином А? (морковный сок в день от 1 ст. ложки до половины стакана).
3. Что полезнее ребёнку – сок или яблоко? (Соки быстрее усваиваются организмом, в соках много воды, но это поистине живая вода – она обогащена биологически активными веществами растительных клеток).
4. Чтобы повысить защитные силы организма ребёнка, рекомендуется приём витаминов. В этом вопросе вам помогут рекомендации вашего участкового врача – педиатра.
5. Удар по здоровью ребёнка наносят вредные наклонности родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолёгочными заболеваниями гораздо чаще, чем дети некурящих.
6. Тяжёлые последствия для здоровья имеют травмы и несчастные случаи.
Что в условиях дома может представлять опасность для жизни ребёнка?
Как оградить детей от несчастных случаев?
Необходимо соблюдать определённые правила, чтобы избежать несчастных случаев. У всех дома есть предметы, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, они делятся на три группы:
1. Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться.
2. Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться обращаться.
3 Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах.
1-ая группа: спички, газовые плитки, печки, электрические розетки, включённые электроприборы.
2-ая группа: иголка, ножницы, нож.
3-ая группа: бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые красители, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты.
Уважаемые родители! Помните, здоровье ребёнка в ваших руках! Давно замечено: в тех семьях, где взрослые болеют мало, и дети, как правило, здоровы.
Рекомендации родителям по сохранению и укреплению здоровья детей
Десять заповедей для родителей, соблюдение которых поможет сохранить и укрепить здоровье ребенка
Заповедь 1. Соблюдаем режим дня
1). Очень важно приучать ребенка просыпаться и засыпать, кушать, гулять, играть в одно и то же время.
2). Следует уделять особое внимание полноценному сну (своевременное засыпание - не позднее 21.00-22.00, минимальная длительность сна 9- 10 часов.
3). Необходимо регламентировать просмотр телепередач как по времени, так и по содержанию.
Заповедь 2. Регламентируем нагрузки
1). Очень важно регламентировать как физические нагрузки, так и эмоциональные и интеллектуальные. Другими словами, жить под девизом «Делу время – потехе час».
2). Нужно внимательно следить за поведением ребенка. При этом нужно ориентироваться на его состояние. Потеря внимания, капризы, истерики, отказ от деятельности, расторможенность являются сигналом перегрузок.
3). При первых признаках этих проявлений следует прекратить или снизить интенсивность деятельности или общения.
4). При первой же возможности дать ребенку отдохнуть. Лучший отдых – двигательная активность на свежем воздухе.
Заповедь 3. Свежий воздух
1, Свежий воздух необходим детскому развивающемуся мозгу! Недостаток кислорода приводит к значительному ухудшению самочувствия. Нехватка кислорода приводит к быстрой утомляемости и истощаемости. Для хорошего самочувствия и успешной деятельности ребенку необходимо пребывание на свежем воздухе минимум 3 часа в день и в проветренном помещении во время сна.
2). Ежедневные прогулки – эффективный метод закаливания ребенка.
Заповедь 4. Двигательная активность
1). Движение – это естественное состояние ребенка. Задача взрослых – создать условия для двигательной активности ребенка. Лучшая среда для этого - детская площадка, парк, такт как они сочетают два важных условия для двигательной активности – пространство и свежий воздух.
2). Пусть ваш ребенок как можно больше гуляет, играет в подвижные игры, бегает, прыгает, лазает, плавает.
Заповедь 5. Физическая культура
1). Систематические занятия физкультурой очень полезны для здоровья. Они укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребенка, позитивно влияют на его характер, способствуют развитию волевых качеств, уверенности в себе, ответственности, умения дружить.
2). Видов физической культуры очень много: утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные занятия в детском саду, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и др. И, конечно, спортивные секции – виды спорта, которые нравятся ребенку. Главное, чтобы выбранный вид физической культуры нравился ребенку, чтобы он занимался этим с удовольствием.
Заповедь 6. Водные процедуры
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться….
1). Вы можете выбрать любой, подходящий для вашего ребенка вид
водных процедур или же чередовать разные виды:
- обливание утром и вечером перед сном теплой, прохладной или
холодной водой;
- контрастный душ, контрастные ванны для рук и ног;
- обтирание мокрым полотенцем.
2). Предварительно проконсультируйтесь с врачом-педиатром.
Главное, пусть ребенок получает удовольствие от этой процедуры. И вы радуйтесь вместе с ним!
Заповедь 7. Используйте простые приемы массажа биологически активных точек рук, ступней, ушных раковин, лица и тела.
Массаж биологически активных точек, расположенных в области носа, глаз, ушей, у висков, на пальцах рук и ног, на кистях рук, на подошвах, путем надавливания, растирающих линейных и вращательных движений является прекрасным средством улучшения регуляции деятельности всех систем организма. Таким образом, он нормализует работу всех органов и систем, в том числе и психики.
Заповедь 8. Теплый, доброжелательный психологический климат в семье
1). Обстановка, в которой воспитывается ребенок, психологический климат в семье имеют огромное влияние на состояние физического и психического здоровья ребенка. В комфортной ситуации развитие ребенка идет быстрее и гармоничнее. Он впитывает в себя все позитивное, что его окружает. И это делает его сильным, счастливым и уверенным в себе человеком.
2). И, наоборот, если ребенок растет в неблагоприятной среде, где присутствуют агрессия, раздражение, злость, тревога, страх,он заражается этими негативными эмоциями и чувствами, что приводит к расстройствам его здоровья и, следовательно, к задержке в развитии.
3). Чтобы ваш ребенок рос здоровым и счастливым, мы предлагаем вам установить в семье кодекс чести, провозглашающий следующее:
А). Позитивное, доброжелательное настроение всех членов семьи.
Б). Ровный, спокойный тон в процессе общения в семье.
- В). Единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи во
всех ситуациях.
Г). Обязательное поощрение ребенка при минимальных успехах и даже
при их отсутствии, если ребенок постарался.
Д). При любой возможности осуществление с ребенком телесного
контакта (погладить, взять за руку, легкий массаж тела и т. д.) и
визуального контакта посмотреть ребенку в глаза, желательно на одном
уровне с ним, т. е. присесть).
4). Организация совместной деятельности с ребенком (по возможности чаще).
5). Никогда не отказывайте ребенку в общении!
6). Установите в семье запрет:
- на бурные негативные эмоции, особенно вечером, перед сном.
- на крик,
- на раздражение,
- на непонятное для ребенка наказание (особенно в жестких формах,
- на агрессию,
- на злость.
Заповедь 9. Питание
1). Детям для полноценного роста и развития необходимо рациональное питание. В организации питания ребенка следует придерживаться простых, но очень важных правил.
2). Питание должно быть по режиму (выработать у ребенка привычку есть в строго отведенные часы).
3. Для приготовления пищи использовать только натуральные продукты, не содержащие консервантов, синтетических добавок.
4). Включать в рацион питания ребенка богатые витаминами и минеральными веществами продукты.
5). Важно, чтобы питание было хорошо сбалансировано: в пище должно быть достаточное количество белков, жиров и углеводов.
6). Ежедневно на столе должны быть фрукты и овощи.
7). Еда должна быть простой, вкусной и полезной.
8). Настроение во время еды должно быть хорошим.
9). Аппетит ребенка зачастую зависит от внешнего вида еды.
Заповедь 10. Творчество
1). В творчестве ребенок может выразить себя : свои мысли, чувства, эмоции. Он может создать мир по своим законам, почувствовать радость и удовлетворение. В творчестве ребенок может проявить негативные чувства и переживания и освободиться от них. Через творчество ребенок постигает прекрасное, гармонию мира.
2). Помогите ребенку увидеть прекрасное в мире, влюбиться в красоту и поддержите его желание созидать.
3). Для этого подходят различные виды деятельности:
- рисование;
- лепка (из пластилина, глины, теста);
- изготовление поделок из бумаги;
- шитье, вязание, плетение;
- занятие музыкой и пение, прослушивание классической и детской
музыки;
- занятия танцами, театрализованной деятельностью.
Все это и многое другое дает возможность эмоционального
выражения, учит ребенка любить труд, гордиться собой.