Папки-передвижки

Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов

Марина Фенухина
Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов

"Счастье – как здоровье :

когда его не замечаешь,

значит, оно есть. "

Иван Тургенев

Попробуем разобраться с цитатой писателя. 1. Счастье. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, задача воспитателя - помочь ему в этом. Каждый день в группе должен оставлять у детей и взрослых только положительные эмоции. Воспитанники должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к происходящему.

Публикация «Поддержка уровня здоровья „особого“ ребенка — консультация для педагогов» размещена в разделах

2. Здоровье. В мире около 300 толкований слова «здоровье». По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Поскольку мы имеем дело с непосредственным присутствием различных заболеваний и дефектов у воспитанников, первостепенная задача воспитания «особого» ребенка состоит в организации воспитательного процесса с позиции здоровьесбережения. Сделать это непросто. Необходимо задуматься над следующими вопросами.

Почему и для чего? - определение целей воспитательного сопровождения.

Что? – выбрать из имеющейся педагогической теории и практики такое содержание оздоровительной работы, которое не навредило бы, а наоборот принесло положительные плоды для каждого воспитанника.

Как? – как оптимально организовать воспитательный процесс.

С помощью чего? – определиться с методами, приемами, технологиями и средствами.

Кто? – командный подход к проблеме, вклад каждого.

Так ли это? – попытаться оценить результаты своих усилий.

Для осуществления вышеперечисленного в первую очередь обязательно необходимо изучить медицинские карты, пронаблюдать за ребенком, провести беседы с родителями, обсуждение с медсестрой, коллегами – поскольку мы имеем дело с 4 группой здоровья и многочисленными вторичными и сопутствующими нарушениями. Проанализировав указанные данные, приходим к выводу - здоровьесберегающая педагогика с «особым» ребенком не может выражаться какой-то конкретной технологией. На практике приходится использовать вариативные элементы различных технологий в зависимости от особенностей воспитанника. Учет личностных особенностей заключается в определении:

1. Физического состояния и развития:

- зрение, слух;

- двигательная сфера, возможность передвижения (самостоятельно, с помощью взрослого или спецсредств, состояние моторики;

- индивидуальные особенности работоспособности (утомляемость, рассеянность, переключаемость, усидчивость, индивидуальный темп работы);

2. Особенности развития познавательной сферы.

3. Особенности эмоционально-волевой сферы:

- способность к волевому усилию;

- преобладающее настроение;

- отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;

- отношения с окружающими;

- особенности поведения.

4. Особенности усвоения знаний, умений, навыков (о себе и об окружающем мире).

5. Наличие противопоказаний к оздоровительным мероприятиям, как со стороны медиков, так и со стороны родителей.

При выборе вариативных элементов оздоровительных технологий педагоги должны четко осознавать цель своей работы - так организовать воспитательное пространство группы, чтобы обучение, развитие и воспитание не сопровождалось нанесением ущерба здоровью детей. Немаловажную роль здесь играет создание благоприятного микроклимата и выработка индивидуального ритма жизни группы. Определяемся с выбором.

Медико-гигиенические технологии (МГТ).

Соблюдаем чистоту в группе, поддерживаем свежий и чистый воздух, температурный режим, освещенность. Используем ионизатор воздуха, бактерицидную лампу, солевую лампу. Предупреждаем наличие монотонных и неприятных раздражителей. Создаем профилактику аллергических расстройств. Придерживаемся требованиям СанПинов.

Физкультурно – оздоровительные технологии.

Как правило, их используют в процессе физкультурных занятий, ЛФК, массажа. Однако, поскольку, 80% всего времени пребывания в школе, дети находятся в группе, мы используем

- элементы оздоровительных игр А. С. Галанова – игры и упражнения, направленные на развитие ребенка и преодоление последствий его заболеваний;

- игры и упражнения на развитие и коррекцию анализаторов;

- физкультурные паузы;

- мини гимнастикупосле сна;

- игровой массаж;

- упражнения с массажными мячиками;

- элементы игрового массажаА. Уманской и К. Динейки – комплекс игровых упражнений с носом, руками, ногами, ушами;

- выкладывание на твердую поверхность;

- помещение на релаксационное кресло;

- специальные приспособления по показаниям – воротник Шанца, корсеты, ортопедическую обувь;

- индивидуальный щадящий режим дня;

- учет биоритмов;

В течение дня предупреждаем и минимизируем неправильные позы и положения, создаем индивидуальный двигательный режим.

Особо следует отметить наличие элементов социально-психологических технологий оздоровления – в плане создания и поддержания благоприятного психологического микроклимата вокруг ребенка. Как следует из анализа анкет родителей – именно этот фактор очень важен. Хорошее настроение и эмоциональное благополучие порой заставляет забыть об имеющихся проблемах. В этом помогает хорошая музыка, которая приятна ребенку. Затем, шутки-минутки. Каждый день нужно от души посмеяться. Смех успокаивает нервы, расслабляет мышцы, улучшает самочувствие. Во время смеха организм насыщается кислородом, выделяются «гормоны счастья» - эндорфины. От смеха уменьшается количество гормонов стресса и укрепляется иммунитет. Чтение и рассказывание сказок также благотворно влияет на психику ребенка и одновременно является инструментом развития.

Сюда же отнесем и работу с цветом. Доказано, что цвет оказывает огромное влияние на человека, независимо от того, обращаем ли мы на него внимание или нет. Поскольку у нас нет настоящих условий, чтобы полностью погрузить ребенка в какой-то цвет, необходимый ему в конкретном случае (для снятия возбуждения или активизации внимания и т. д., можно направить сосредоточение на цветовое полотно формата А3. При этом важно, чтобы в поле зрения не попадали посторонние предметы. А еще лучше предложить посмотреть на картинку определенного цвета на компьютере. Как вариант коррекционных оздоровительных технологий в оздоровлении рассматриваем работу с песком, водой, сыпучими телами, глиной. Прежде чем применить, что - либо в работе с конкретным ребенком, обязательно контактируем по этому поводу с родителями. Был проведен опрос семей по оздоровительному направлению. Результаты анализа анкет были следующие:

На вопрос «Являетесь ли вы сторонником оздоровления ребенка» - все ответили утвердительно.

Из методов оздоровления 6 человек выбрали разумное сочетание медикаметозных, народной медицины и нетрадиционных способов; 1 человек отвергает медикаметозное лечение и 1 семья не приемлет нетрадиционные методы.

В плане улучшения здоровья в домашних условиях родители используют массаж, развивающие игры, гимнастику, физупражнения, контрастные ножные ванны, промывание носа, хорошее питание.

На вопрос «Какие способы и мероприятия могут использовать педагоги в школе?» родители указали ЛФК, массаж, занятия с логопедом, прогулки, гигиенические процедуры. Отметили особую важность доброго и душевного отношения.

Из 8 человек одна семья согласилась поделиться опытом домашнего оздоровления ребенка. Таким образом, родители приветствуют оздоровительное направление в школе.

Любая работа должна быть рассмотрена с позиции «Что получилось» и «Над чем нужно еще работать». Поскольку нет определенной формулы оценки качества оздоровительной работы воспитателя, показателями эффективности могут служить:

- отсутствие обострения хронических заболеваний и травм

- отсутствие респираторных заболеваний

- наличие положительного эмоционального фона

-желание детей принимать посильное участие в различных видах деятельности

- желание посещать группу

- наличие хорошего аппетита

- отсутствие у детей приступов и неадекватных реакций

- готовность воспитанников к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками

- отзывы родителей и педагогов

- отсутствие конфликтных ситуаций во взрослой и детской среде

- присутствие проявления чувств доброты, заботы, взаимовыручки в отношениях с окружающими.

Особо следует отметить, что помимо вышесказанного немаловажными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающих технологий воспитания и обучения, являются два обстоятельства:

- во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;

- во-вторых, общий настрой школы на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью.

В заключение хочу привести слова известного хирурга, академика Н. М. Амосова, которые подходят к той категории детей, с которыми мы работаем:

«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его уровень здоровья вполне возможно».

Литература.

1. Шамова Т. И. Укрепление развитием здоровьесберегающей среды в школе, М. 2008.

2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М. ,2004.

3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. М. ,2005.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Из опыта работы «Развитие креативных способностей как путь социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»Из опыта работы «Развитие креативных способностей как путь социализации детей с ограниченными возможностями здоровья» Музыка, как вид искусства, дарит неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка. Знакомство с музыкальными произведениями,.

Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями «Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями» Узнав о рождении ребенка с каким-либо заболеванием, родители испытывают подчас.

Автор публикации:
Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов
Опубликовано: 10 мая 2015 в 08:47
+279Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 169.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД