Получи документы

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: задачи, приоритеты, направления

Ольга Миронова
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: задачи, приоритеты, направления

1. Воспитание и развитие личности – одна из ключевых задач нацпроекта «Образование». Основная работа по построению эффективной системы воспитания с 2015 года ведётся в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Публикация «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: задачи, приоритеты, направления» размещена в разделах

- Что такое «воспитание», как вы помните определение к данному понятию? ( предполагаемый ответ: Воспитание (в широком смысле)целенаправленный и организованный процесс формирования личности, заключающийся в передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему).

2. Понятие «воспитание» многими учёными прошлого и современности трактуется по-разному.

В законе «Об образовании в РФ» дано следующее определение, которое вы видите на слайде:

Воспитание-деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

В данном определении уточняется, что человеку прививаются ценности и взгляды именно российского общества.

3. Необходимость разработки такой Стратегии, несомненно, назрела давно. Изменения в российском обществе, экономике, а самое главное, в образовании на основе идеологии либерализма и «свободного рынка», которые осуществлялись в нашей стране с начала 1990-х годов, привели к негативным последствиям для духовно-нравственной сферы общества, воспитания детей и молодежи. Это – рост детской преступности, суицида, наркомании и алкоголизации среди детей, криминализация детского сознания, распространение влияния различных асоциальных групп. Крайний индивидуализм, потребительское отношение к другим людям, равнодушие, душевная черствость, неразвитость, примитивизм жизненных интересов. Это первое, что хотелось бы отметить.

-разрушены концептуальные основы сложившейся системы воспитания

-ослаблена воспитывающая функция школы

-изменилась модель социализации детей и подростков: семья и школа перестали быть приоритетными в определении норм социализации

-трансформировались стереотипы понимания сущности воспитания

-наметилось отсутствие четких и единых методологических и концептуальных подходов к воспитанию

Так же влияет динамичный темп современной жизни. Он диктует свои условия: технологии стремительно развиваются и меняются, многовековые традиции остаются в прошлом, гаджеты меняют психику человека и существенно влияют на его жизненный уклад. Поэтому нет ничего странного или удивительного в том, что современные дети значительно отличаются от тех детей, которые росли 15-25 лет назад. Правильное воспитание подрастающего поколения в семье – важный и большой вопрос, ответ на который напрямую зависит от реалий сегодняшнего дня.

4. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761

Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования.

Стратегия учитывает положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации

-Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»

-Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации

-Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» от 15.05.2013г. №792-р

-ФГОС ДО от 17.10.2013 г. №1155

5. За 2 года разработки было предложено более 14 вариантов текста документа. Экспертами, во время общественного обсуждения гражданами России были убраны такие формулировки, как:

«общечеловеческие ценности»

«совершенствование мира вокруг себя».

«свободный выбор в мире разнообразных нравственных ценностей»

«ответственное родительство» (используется на Западе для принудительного «перевоспитания» родителей из якобы «плохих»)

«приоритет прав ребенка» (перекос в сторону «прав» детей без какого бы то ни было указания на «обязанности» ребенка по отношению к родителям, семье, обществу является, по мнению российских ученых, как минимум «деструктивным» (действия направленным на разрушение)

Эта парадигма (модель, по мнению общественности, кардинально противоречит единым нравственным ориентирам гражданского сообщества Российской Федерации. И были откорректированы многие другие моменты, которые должны были стать обязательными к исполнению или создавали риски произвольной интерпретации смыслов и принятия безответственных «двусмысленных» управленческих решений. Под прикрытием размытых формулировок которых можно было протолкнуть в воспитательную систему России разрушительные и деструктивные технологии уничтожения культурных кодов национальной самобытности нашего народа.

В подготовке проекта участвовал научный коллектив института «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (НАУКА О ВОСПИТАНИИ ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

В мае 2015 года был принят окончательный вариант Стратегии, который состоит из 5 разделов:

1. общие положения

2. цели, задачи, приоритеты

3. основные направления развития воспитания

4. механизмы реализации стратегии

5. ожидаемые результаты

6. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Ключевым инструментом решения является воспитание детей.

Определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

7. Для достижения цели стратегии, необходимо решение следующих задач :

Обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;

повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;

создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;

формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организа

создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях;

повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот, способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;

обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.

Решая данные задачи в нашей стране проводится очень много мероприятий различного уровня.

Для повышения социального статуса отцовства и материнства, проводятся фестивали, творческие конкурcы среди семей или с их участием

Актуальные вопросы воспитания и взаимодействия родители и педагоги обсуждают на областных Родительских форумах. В сентябре этого года состоится 4-й такой форум.

Создается сеть консультационных пунктов, в которых каждый родитель сможет получить психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь.

Планируются мероприятия для различных категорий: обучающихся, увлекающихся техническим и театральным творчеством, спортсменов и музыкантов.

Большое внимание уделяется в образовательных организациях патриотическому воспитанию подрастающего поколения (кадетские классы, до недавнего времени реализовывалась государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 -2020 годы», действует всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое движение «Юнармия», где подростки осваивают навыки первоначальной военной подготовки, участвуют в военно-спортивных играх, др).

В число наиболее эффективных форм работы входит деятельность школьных музеев, экскурсоводами являются сами ребята.

Образовательные организации используют программы и проекты, направленные на увеличение объема учебной информации по истории и культуре родного края (например, в нашем городе – краеведческий курс Я Златоустовец, подобные программы действуют во всех регионах РФ.

Ежегодно в соответствии с федеральными календарями образовательных событий проходит свыше 25 тематических уроков и акций, посвященных юбилейным датам и творчеству русских писателей и научных деятелей.

Совсем недавно правительством была введена Пушкинская карта для студентов, для посещения культурных заведений. Проводятся такие мероприятия, как «Ночь в музее», «Театральные уроки», др.

Дети участвуют в экологических десантах и волонтерских акциях, (например, в нашем городе проводится очистка Таганая от мусора)

Для детей с ограниченными возможностями создаются необходимые условия: устанавливаются пандусы, выделяются тьюторы (наставника, составляются индивидуальные программы обучения и т. д.

Вводится в действие профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», включающий ряд профессиональных требований к знаниям и умениям работников в данной сфере. С 2017 преподается курс повышения квалификации для специалистов в области воспитания, учитывающий требования профессионального стандарта.

И многие другие мероприятия по всем направлениям, определённым в задачах.

8. Содержание стратегии раскрыто в двух направлениях

1-Развитие социальных институтов воспитания

2-Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций (Рассмотрим их поподробнее)

Развития социальных институтов воспитания

Поддержка семейного воспитания включает : содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами.

-Повышение социального статуса и общественного престижа отцовства,материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей.

-Возрождение значимости больших многопоколений семей, профессиональных династий.

-Создание условий для расширения участия семьи и воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми, родительские комитеты в школе и ДОУ.

-Статус многодетности, расширение инфраструктуры семейного отдыха, поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства

Развитие воспитания в системе образования: индивидуализация развития личности ребенка, поддержка одаренных детей, ресурсы дополнительного образования; интерес к чтению владения языками и коммуникативными компетенциями, каникулярный отдых и оздоровление детей.

-Воспитательные возможности информационных ресурсов: рассматривают позитивное развитие детей в информационной среде (интернет, кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение);

-Общественные объединения в сфере воспитания : направлены на привлечение детей к участию в деятельности в социально-значимых творческих, культурных, благотворительных организациях и объединениях, волонтерском движении.

Поддержка семейного воспитания

Развитие воспитания в системе образования

Воспитательные возможности информационных ресурсов

Общественные объединения в сфере воспитания

9. Обновление воспитательного процесса

-Гражданское и патриотическое воспитание

-Приобщение к культурному наследию

-Физическое развитие и культура здоровья

-Духовно-нравственное развитие

-Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

-Экологическое воспитание

-Гражданское и патриотическое воспитание

Направлено на воспитание активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического.

-Духовно-нравственное развитие

Направлено на воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям; развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности.

-Приобщение к культурному наследию

Направлено на создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы.

-Физическое развитие и культура здоровья

Направлено на формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей,

привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек;

-Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;

развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

- Экологическое воспитание

становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле; формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;

воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов.

Только в нашем саду за последний год мы поучаствовали в 3 экологических конкурсах.

10. Итак, идеальная цель воспитания – свободный, ответственный, высоконравственный, творческий гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, за сохранение мирной среды, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Реализация стратегии предполагает качественные изменения в системе воспитания, которые обеспечат социальное и гражданское становление молодых людей, духовно-нравственную, ценностно-смысловую ориентацию, мотивацию к самоопределению, непрерывному личностному росту, самореализации в жизни, обществе и профессии.

Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации должна обеспечить :

-значимость воспитания в общественном сознании;

-укрепление традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности российского общества;

-повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания;

-развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на координации и консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре

-доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей

Публикации по теме:

Фотоотчет «День Государственного флага Российской Федерации»Фотоотчет «День Государственного флага Российской Федерации» 22 августа по всей нашей необъятной стране, отметили праздник «День Государственного флага Российской Федерации». Наш детский сад не.

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Фоторепортаж ко Дню Государственного флага Российской ФедерацииФоторепортаж ко Дню Государственного флага Российской Федерации Фоторепортаж ко Дню Государственного флага Российской Федерации Здравстуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мой фоторепортаж посвящен Дню.

Фотоотчет «22 августа — День Государственного флага Российской Федерации»Фотоотчет «22 августа — День Государственного флага Российской Федерации» День Государственного флага Российской Федерации - один из главных праздников нашей страны. В этот день в ДОУ проводятся различные мероприятия,.

Фотоотчет «День Государственного флага Российской Федерации»Фотоотчет «День Государственного флага Российской Федерации» Фотоотчет. "День Государственного флага Российской Федерации".День Государственного флага Российской Федерации — один из официально установленных.

Фотоотчет о мероприятиях, посвященных Дню Государственного Флага Российской ФедерацииФотоотчет о мероприятиях, посвященных Дню Государственного Флага Российской Федерации Дорогие друзья, доброе время суток! Российский трехцветный флаг ведет свою историю со времен петровских преобразований и побед, которые.

Фотоотчет, посвященный «Дню конституции Российской Федерации»Фотоотчет, посвященный «Дню конституции Российской Федерации» День конституции 12 декабря причислен к памятным датам России. Конституция Российской Федерации является основным законом нашей страны,.

Фотоотчёт «День Государственного флага Российской Федерации»Фотоотчёт «День Государственного флага Российской Федерации» «Российский флаг» Разноцветный флаг России – Белый, синий, красный цвет. Самый для меня красивый, Краше флага в мире нет. Честь и правда.

Мастер-класс «Герб и флаг Российской Федерации»Мастер-класс «Герб и флаг Российской Федерации» Для того, чтобы начать работу нам понадобится: - контур двуглавого орла, - бумажные салфетки (бледно-желтые, ярко-желтые, красные, белые.

Фотоотчет о тематическом дне «День государственного флага Российской Федерации»Фотоотчет о тематическом дне «День государственного флага Российской Федерации» День флага России 22 августа 1991 года в России было принято решение о возвращении старинного флага, введенного Петром I - бело-сине-красного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: задачи, приоритеты, направления
Опубликовано: 27 июля 2022 в 16:11
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД