Ольга Миронова
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: задачи, приоритеты, направления
▼ Скачать + Заказать документы
1. Воспитание и развитие личности – одна из ключевых задач нацпроекта «Образование». Основная работа по построению эффективной системы воспитания с 2015 года ведётся в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Публикация «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: задачи, приоритеты, направления» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Моя Родина Россия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Что такое «воспитание», как вы помните определение к данному понятию? ( предполагаемый ответ: Воспитание (в широком смысле) – целенаправленный и организованный процесс формирования личности, заключающийся в передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему).
2. Понятие «воспитание» многими учёными прошлого и современности трактуется по-разному.
В законе «Об образовании в РФ» дано следующее определение, которое вы видите на слайде:
Воспитание-деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В данном определении уточняется, что человеку прививаются ценности и взгляды именно российского общества.
3. Необходимость разработки такой Стратегии, несомненно, назрела давно. Изменения в российском обществе, экономике, а самое главное, в образовании на основе идеологии либерализма и «свободного рынка», которые осуществлялись в нашей стране с начала 1990-х годов, привели к негативным последствиям для духовно-нравственной сферы общества, воспитания детей и молодежи. Это – рост детской преступности, суицида, наркомании и алкоголизации среди детей, криминализация детского сознания, распространение влияния различных асоциальных групп. Крайний индивидуализм, потребительское отношение к другим людям, равнодушие, душевная черствость, неразвитость, примитивизм жизненных интересов. Это первое, что хотелось бы отметить.
-разрушены концептуальные основы сложившейся системы воспитания
-ослаблена воспитывающая функция школы
-изменилась модель социализации детей и подростков: семья и школа перестали быть приоритетными в определении норм социализации
-трансформировались стереотипы понимания сущности воспитания
-наметилось отсутствие четких и единых методологических и концептуальных подходов к воспитанию
Так же влияет динамичный темп современной жизни. Он диктует свои условия: технологии стремительно развиваются и меняются, многовековые традиции остаются в прошлом, гаджеты меняют психику человека и существенно влияют на его жизненный уклад. Поэтому нет ничего странного или удивительного в том, что современные дети значительно отличаются от тех детей, которые росли 15-25 лет назад. Правильное воспитание подрастающего поколения в семье – важный и большой вопрос, ответ на который напрямую зависит от реалий сегодняшнего дня.
4. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761
Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования.
Стратегия учитывает положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации
-Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
-Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации
-Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» от 15.05.2013г. №792-р
-ФГОС ДО от 17.10.2013 г. №1155
5. За 2 года разработки было предложено более 14 вариантов текста документа. Экспертами, во время общественного обсуждения гражданами России были убраны такие формулировки, как:
«общечеловеческие ценности»
«совершенствование мира вокруг себя».
«свободный выбор в мире разнообразных нравственных ценностей»
«ответственное родительство» (используется на Западе для принудительного «перевоспитания» родителей из якобы «плохих»)
«приоритет прав ребенка» (перекос в сторону «прав» детей без какого бы то ни было указания на «обязанности» ребенка по отношению к родителям, семье, обществу является, по мнению российских ученых, как минимум «деструктивным» (действия направленным на разрушение)
Эта парадигма (модель, по мнению общественности, кардинально противоречит единым нравственным ориентирам гражданского сообщества Российской Федерации. И были откорректированы многие другие моменты, которые должны были стать обязательными к исполнению или создавали риски произвольной интерпретации смыслов и принятия безответственных «двусмысленных» управленческих решений. Под прикрытием размытых формулировок которых можно было протолкнуть в воспитательную систему России разрушительные и деструктивные технологии уничтожения культурных кодов национальной самобытности нашего народа.
В подготовке проекта участвовал научный коллектив института «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (НАУКА О ВОСПИТАНИИ ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»
В мае 2015 года был принят окончательный вариант Стратегии, который состоит из 5 разделов:
1. общие положения
2. цели, задачи, приоритеты
3. основные направления развития воспитания
4. механизмы реализации стратегии
5. ожидаемые результаты
6. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Ключевым инструментом решения является воспитание детей.
Определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.
7. Для достижения цели стратегии, необходимо решение следующих задач :
Обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;
повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;
создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;
формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организа
создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях;
повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот, способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;
обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
Решая данные задачи в нашей стране проводится очень много мероприятий различного уровня.
Для повышения социального статуса отцовства и материнства, проводятся фестивали, творческие конкурcы среди семей или с их участием
Актуальные вопросы воспитания и взаимодействия родители и педагоги обсуждают на областных Родительских форумах. В сентябре этого года состоится 4-й такой форум.
Создается сеть консультационных пунктов, в которых каждый родитель сможет получить психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь.
Планируются мероприятия для различных категорий: обучающихся, увлекающихся техническим и театральным творчеством, спортсменов и музыкантов.
Большое внимание уделяется в образовательных организациях патриотическому воспитанию подрастающего поколения (кадетские классы, до недавнего времени реализовывалась государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 -2020 годы», действует всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое движение «Юнармия», где подростки осваивают навыки первоначальной военной подготовки, участвуют в военно-спортивных играх, др).
В число наиболее эффективных форм работы входит деятельность школьных музеев, экскурсоводами являются сами ребята.
Образовательные организации используют программы и проекты, направленные на увеличение объема учебной информации по истории и культуре родного края (например, в нашем городе – краеведческий курс Я Златоустовец, подобные программы действуют во всех регионах РФ.
Ежегодно в соответствии с федеральными календарями образовательных событий проходит свыше 25 тематических уроков и акций, посвященных юбилейным датам и творчеству русских писателей и научных деятелей.
Совсем недавно правительством была введена Пушкинская карта для студентов, для посещения культурных заведений. Проводятся такие мероприятия, как «Ночь в музее», «Театральные уроки», др.
Дети участвуют в экологических десантах и волонтерских акциях, (например, в нашем городе проводится очистка Таганая от мусора)
Для детей с ограниченными возможностями создаются необходимые условия: устанавливаются пандусы, выделяются тьюторы (наставника, составляются индивидуальные программы обучения и т. д.
Вводится в действие профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», включающий ряд профессиональных требований к знаниям и умениям работников в данной сфере. С 2017 преподается курс повышения квалификации для специалистов в области воспитания, учитывающий требования профессионального стандарта.
И многие другие мероприятия по всем направлениям, определённым в задачах.
8. Содержание стратегии раскрыто в двух направлениях
1-Развитие социальных институтов воспитания
2-Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций (Рассмотрим их поподробнее)
Развития социальных институтов воспитания
Поддержка семейного воспитания включает : содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами.
-Повышение социального статуса и общественного престижа отцовства,материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей.
-Возрождение значимости больших многопоколений семей, профессиональных династий.
-Создание условий для расширения участия семьи и воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми, родительские комитеты в школе и ДОУ.
-Статус многодетности, расширение инфраструктуры семейного отдыха, поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства
Развитие воспитания в системе образования: индивидуализация развития личности ребенка, поддержка одаренных детей, ресурсы дополнительного образования; интерес к чтению владения языками и коммуникативными компетенциями, каникулярный отдых и оздоровление детей.
-Воспитательные возможности информационных ресурсов: рассматривают позитивное развитие детей в информационной среде (интернет, кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение);
-Общественные объединения в сфере воспитания : направлены на привлечение детей к участию в деятельности в социально-значимых творческих, культурных, благотворительных организациях и объединениях, волонтерском движении.
Поддержка семейного воспитания
Развитие воспитания в системе образования
Воспитательные возможности информационных ресурсов
Общественные объединения в сфере воспитания
9. Обновление воспитательного процесса
-Гражданское и патриотическое воспитание
-Приобщение к культурному наследию
-Физическое развитие и культура здоровья
-Духовно-нравственное развитие
-Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
-Экологическое воспитание
-Гражданское и патриотическое воспитание
Направлено на воспитание активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического.
-Духовно-нравственное развитие
Направлено на воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям; развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности.
-Приобщение к культурному наследию
Направлено на создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы.
-Физическое развитие и культура здоровья
Направлено на формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей,
привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек;
-Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;
развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
- Экологическое воспитание
становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле; формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов.
Только в нашем саду за последний год мы поучаствовали в 3 экологических конкурсах.
10. Итак, идеальная цель воспитания – свободный, ответственный, высоконравственный, творческий гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, за сохранение мирной среды, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Реализация стратегии предполагает качественные изменения в системе воспитания, которые обеспечат социальное и гражданское становление молодых людей, духовно-нравственную, ценностно-смысловую ориентацию, мотивацию к самоопределению, непрерывному личностному росту, самореализации в жизни, обществе и профессии.
Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации должна обеспечить :
-значимость воспитания в общественном сознании;
-укрепление традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности российского общества;
-повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания;
-развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на координации и консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре
-доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей