Получи документы

Консультация «Виды и роль игр в жизни дошкольника»

Ольга Бажаева
Консультация «Виды и роль игр в жизни дошкольника»

Игра занимает одно из важнейших мест во всестороннем развитии детей. Она активизирует ребенка, способствует повышению жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности.

Личностные качества ребенка формируются ведущей деятельностью, определяющей его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Ведь именно игра дает возможность малышам раннего возраста почувствовать себя самостоятельными, проявлять себя в общении со сверстниками, а также уже на ранних и в младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют практически единственную возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Публикация «Консультация „Виды и роль игр в жизни дошкольника“» размещена в разделах

На втором и третьем году жизни дети начинают играть, не задумываясь, и выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием товарищам.

Развитие игрового творчества сказывается во многом в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни.

Игры можно условно подразделить на несколько классов:

• творческие (игры по инициативе детей);

• дидактические (игры по инициативе взрослого с готовыми правилами);

• народные (созданные народом).

Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в ее правду, искренне радуются, огорчаются, переживают. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.

Творческие игры подразделяются:

• сюжетно-ролевые;

• театрализованные;

• конструкторские.

Сюжетно-ролевая игра – это первая проба социальных отношений. Интерес к сюжетно-ролевым играм развивается у детей примерно к 3 годам. Отражение ребенком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путем принятия на себя определенной роли. Ребята охотно принимают на себя роли парикмахера, водителя, доктора, однако, в силу возраста подражают не полносью, в силу недостаточно развитого кругозора и имеющихся опыта и знаний.

Театрализованная деятельность – одна из видов творческой игровой деятельности, которая связана с восприятием произведений театрального и искусства и изображением в игровой форме полученных представлений, чувств, эмоций.

Театрализованные игры делятся на две основные группы:

режиссерские (ребенок как режиссер и одновременно голос за кадром организовывает театрально-игровое поле, актерами и исполнителями в котором являются куклы. В др. случае актерами, режиссерами являются сами дети, договариваются кто и что будет делать).

игры-драматизации (создаются по готовому сюжету из литературного произведения. План игры, последовательность действий определяется предварительно). Такая игра более сложна для детей, т. к. надо хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение. Особенное значение данной игры – оно помогает детям больше понять идею произведения, чувствовать ее художественную ценность.

Конструкторские игры – это игры направляют внимание детей на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков. В таких играх у детей ярко проявляется интерес к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материал для таких игр может быть различным (песок, глина, шишки, листья, мозаика, бумага, модульные блоки).

Очень важно, чтобы педагог помог детям совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

В процессе конструкторских игр у ребенка активно и постоянно создается что-то новое. У малышей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.

Игры со строительным материалом развивают воображение ребенка, его конструкторские особенности, мышление, приучают к сосредоточенности. Строительный материал знакомит с геометрическими формами, величиной. Работу необходимо начинать с простых построек, постепенно переходя к более сложным. Необходимо устанавливать связи между строительными и сюжетно-ролевыми играми, для развития творческой мысли.

При всем разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети самостоятельно или при помощи взрослого (особенно в играх-драматизациях) выбирают тему игры, развивают ее сюжет. Все это должно происходить в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.

Игры с правилами дают возможность систематически упражнять детей в становлении определенных привычек, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга.

По содержанию и ведению игры с правилами делятся на две группы: дидактические и подвижные.

Дидактические игры способствуют развитию умственных способностей. Органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер.

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото. Различны и развивающие задачи, которые решаются пи их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них (выделять характерные признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам).

Игра не только выявляет индивидуальные особенности, личностные качества ребенка. Но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учении.

Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, что способствует их гармоничному развитию, удовлетворяет потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта.

Народные игры – это игры, построенные с учетом этнических особенностей.

В народной игре отображается жизнь людей, их быт, национальные традиции. Такие игры способствуют воспитанию чести, смелости, мужественности.

Народные игры должны занять соответствующее место в системе воспитания и обучения детей, приобщая их к истокам национальной культуры и духовности.

Ребенок живет в игре. Следовательно, задача педагогов – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок-игра, аккуратно направляя малышей и расширяя их игровой опыт.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника»Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника» «Фольклор в жизни дошкольника» Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является.

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника»Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость.

Консультация «Математика в жизни дошкольника» развитие элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения.

Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника»Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника» Куклы занимают особое место среди игрушек детей, т. к. кукла задействует особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций.

Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника»Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника» Роль сказки в жизни дошкольника «Сказка - складка, послушать сладко.» В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое.

Консультация «Виды игр и их роль в воспитании детей» Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В свободное время дети с упоением.

Роль кукольного театра в жизни дошкольникаРоль кукольного театра в жизни дошкольника Театр – волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Роль театра в жизни дошкольникаРоль театра в жизни дошкольника Роль театра в жизни дошкольника Эмоции, или чувства, играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Виды и роль игр в жизни дошкольника»
Опубликовано: 14 декабря 2021 в 20:17
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД