МААМ-картинки

Консультация «Виды игр и их роль в воспитании детей»

Елена Васина
Консультация «Виды игр и их роль в воспитании детей»

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. В детских играх, называемых «жизненной лабораторией», наиболее полно проявляется личность ребенка. Поэтому игра является средством всестороннего развития - умственного, эстетического, нравственного, физического.

Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни – действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением.

Публикация «Консультация „Виды игр и их роль в воспитании детей“» размещена в разделах

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

В сюжетно-ролевых играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Исследователи подчеркивают важную роль в развитии детского творчества самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Именно самодеятельная игра детей (то есть «делаю сам») составляет сущность воспитания. В творческой самодеятельной игре, ребенок не просто запечатлевает увиденное. В ней, происходит творческая переработка, преобразование и усвоение всего того, что он берет от жизни.

Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Всё это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.

К старшей группе параллельно с сюжетно-ролевой игрой в жизнь ребенка входит режиссерская игра, в которой он одновременно управляет всеми персонажами и действием. Это индивидуальная игра, в которой дошкольник учится планировать, создавая замысел (оттачивая игровые действия за всех героев, и удовлетворяет свою потребность быть организатором, распорядителем игры. Воспитанные в режиссерской игре положительные качества, ребенок переносит в коллективную игру. Повседневно встречаясь в детском саду, дети активно общаются в коллективных играх; на основе взаимоотношений у них формируется привычка действовать сообща, развивается чувство содружества.

Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. В играх с правилами главное – решение поставленной задачи. Детей увлекают только такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но, в конечном счете, она направлена на решение основных воспитательных задач. В играх с правилами требуется мобилизации знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Одной из разновидностью игры являются строительная игра. Это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитии их конструктивного мышления, обогащении речи, упрочении положительных взаимоотношений.

При правильном руководстве строительные игры содействуют решению задач нравственного воспитания. Дети знакомятся с благородным трудом строителей, стараются в своих постройках сделать всё аккуратно и красиво, чтобы порадовать сверстников и взрослых, оказывают друг другу помощь.

Строительные игры имеют важное значение для физического воспитания дошкольников. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомеры. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выносливость.

Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомятся с ними. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.

Дидактические игры занимают особое место среди игр с предметами. Дидактические игры, как и творческие, помогают воспитанию у детей правильных представлений о различных предметах и явлениях, гуманных чувств, интереса и уважения к труду, дружелюбного отношения к людям, доброго отношения к животным и т. д.

Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях («Кукла Таня заболела», «Устроим кукле комнату», о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок», о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо», «В гостях у куклы Маши»). Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными яйцами, шарами, башенками, кеглями, настольным бильярдом и др.). Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обучению. Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, четкий, зрительный контроль за этими движениями – важные предпосылки для подготовки ребенка к овладению письмом. В таких играх воспитываются осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки. Эти игры направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания, учат детей логическому мышлению, развивают не только речь, но и воображение и творчество.

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями.

Словесные игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти игры способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом.

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняться в беге, прыжках, лазанью, бросании, ловле и т. д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма.

Большое влияние оказывают подвижные игры и на нервно-психической развитие ребенка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развиваются воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные игры сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Именно так трактуется роль игры в программе воспитания в детском саду : «В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива».

Публикации по теме:

Консультация «Роль сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста» Введение «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик,.

Консультация для родителей «Роль досуга в умственном воспитании детей» Консультация для родителей «Роль досуга в умственном воспитании детей» Что такое досуг - это свободное времяпровождение детей, т. е. их.

Консультация для родителей «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная начальная школа» Консультация для родителей.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей» Консультация для родителей. «Роль сказки в воспитании детей» «Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.».

Консультация «Роль семьи в воспитании детей» «Семья начинается с детей» А. И. Герцен РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ. Меняются времена, нравы, семимильными шагами двигается вперед.

Консультация «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста» «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста». ГБОУ Школа 1359 Воспитатель: Шлюпикова Екатерина Николаевна.

Консультация «Роль театра в воспитании детей»Консультация «Роль театра в воспитании детей» Мудрость и доброта - это сказка. Изюминка нашего детского сада - это театр. Театр имеет большое влияние на ребенка. Жизнь детей превращается.

Роль дидактических игр в воспитании дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пушкинского муниципального района детский сад №14 “Подснежник» Консультация.

Роль подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста «Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.» П. Ф. Лесгафт Для дошкольников подвижные игры являются.

Виды дидактических игр и их роль в развитии личности дошкольника Традиция применения дидактических игр с целью воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте, получила развитие в трудах многих ученых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Виды игр и их роль в воспитании детей»
Опубликовано: 19 декабря 2017 в 20:05
+159Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 62.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД