Галина Козлова
Роль подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста
«Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.»
П. Ф. Лесгафт
Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. Подвижные игры - наиболее удачное сочетание видов деятельности ребенка, способствующих его всестороннему развитию и укреплению здоровья. И поэтому все заботливые и заинтересованные родители должны уделять как можно больше времени и внимания своим детям, не только покупая им игрушки и сладости, но и играя вместе с ними. Не стоит стесняться бегать и прыгать вместе со своими детьми, ведь никакие взрослые условности и собственные комплексы не заменят улыбки здорового малыша.
Публикация «Роль подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подвижные игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
С их помощью решаются самые разнообразные задачи:
образовательные - формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья: развитие внимания, памяти, ориентации ;
воспитательные - направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического развития дошкольников строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей;
воспитание волевых качеств (воля, целеустремленность, выносливость)
• нравственных качеств личности (сопереживание, взаимопомощь, отзывчивость)
и оздоровительные - охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.
В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения на лоскость, внимание, выносливость, быстроту и т. д..
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий.
Укрепление здоровья детей, полноценное развитие их организма — одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития.
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня, на их организм в соответствии с учетом индивидуальных показателей здоровья. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
Работу по ознакомлению детей с игрой, я начала с младшей группы. В своей работе, я уделила больше внимания подвижным играм, так как с их помощью дети познают окружающий мир, узнают русскую культуру и традиции своего народа. В наше время дети больше играют в компьютерные игры. Работая на группе, я обратила внимание, что дети совсем не знают подвижных и кубанских народных игр, не умеют в них играть. И как показывает практика, достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма, степени физической подготовленности детей.
Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей : улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка.
Дети любят играть в подвижные игры - коллективные, поэтому у них вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.
Решить задачи над проблемой роли подвижной игры в дошкольном воспитании без участия родителей невозможно. Чтобы сделать их своим союзниками, я проводила следующие формы работы: консультации, беседы, совместные праздники - соревнования, развлечения.
Очень запомнился праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества». Где дети совместно с родителями принимали активное участие во всех эстафетах и были награждены памятными медалями.
Совместные действия маленьких детей, создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу.
Основной моей задачей было научить детей играть в подвижные игры, соблюдая при этом руководство игрой и правила безопасности во время проведения подвижных игр.
Требования безопасности во время проведения подвижных игр
Перед игрой необходимо провести разминку
Внимательно слушать и выполнять все команды воспитателя
Строго выполнять правила игры
Избегать столкновений, толчков, ударов
При падении надо сгруппироваться и как можно быстрее встать на ноги
При возникновении неисправности спортивного инвентаря или оборудования следует прекратить игру и устранить неполадки
В результате работы над проблемой роли подвижной игры в дошкольном воспитании я пришла к выводу, подвижные игры влияют на все стороны развития растущей личности, игра имеет огромное значение в области умственного, нравственного, эмоционального, физического, общественного развития, и развивается речь, математические представления, пространственные отношения, повышается личностный статус дошкольника.
Подвижные игры для самых маленьких
Игры для малышей должны быть несложными и не продолжительными, поскольку маленькие дети быстро устают и перестают получать удовольствие от игры. Поэтому каждая игра должна длиться не более 10 минут.
Для детей 1-3 лет подвижные игры особенно полезны, так как они укрепляют еще слабые мышцы ребенка, учат соотносить слова с вещами, помогают развить координацию движений. В таких играх желательно задействовать как можно больше предметов, например мячи, кубики, стулья…
Игры со словами и движениями
Такие игры больше напоминают веселые уроки физкультуры, они переплетаются с чтением наизусть простых стихотворений и поговорок. Умение соединять слова и движения помогает ребёнку научиться, быстро мыслить и реагировать на команду ведущего.
Подвижные игры для детей
от 2 до 5 лет
В играх для детей этого возраста уже просматривается несложный сюжет, хотя в основном содержание игр сводится к повторению движений ведущего. Начинают проводиться командные игры, так как ребёнок уже в состоянии скоординировать свои действия с действиями других игроков и умеет принимать решения в разных игровых ситуациях.
Подвижные игры
для детей от 5 лет
Способность играть в команде не только воспитывает в детях здоровое чувство коллективизма, но и развивает чувство уверенности, способность к самовыражению, развивает образное мышление. Игры для 5-летних и старше обретают законченный сюжет, в них появляются победители и побежденные. Каждый ребёнок узнаёт радость победы и горечь поражения - это бесценный жизненный урок, который пригодиться детям в дальнейшем.
А также необходимо знакомить детей с кубанскими народными играми, для детей это ценно. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой и интерес к народному творчеству. Кубанские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.