Альбина Юдина
Роль музыки в воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыка воодушевляет весь мир,
снабжает душу крыльями, способствует
полёту воображения; музыка придаёт жизнь
и веселье всему существующему…
её можно назвать воплощением
всего прекрасного и всего возвышенного»
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов, «моделью человеческих эмоций» (В. В. Медушевский) : она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль.
Публикация «Роль музыки в воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Музыкальное образование рассматривается в дошкольной педагогике как неотъемлемая часть воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одаренным детям, а как составная часть общего развития всего подрастающего поколения. В связи с переходом на ФГОС образовательная программа в нашем детском саду сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим всё образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, стали условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве в условиях ФГОС расширились. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных подходов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
С января 2014г. в связи с введением ФГОС я начала строить свою педагогическую концепцию с учётом нового, ранее малоизученного мною. Применение инновационных методов и форм, техник и технологий в музыкальном воспитании в условиях введения ФГОС стало целью моей работы.
Цель реализую в задачах которые отвечают насущным запросам ребенка:
• создание условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
• творческое развитие природной музыкальности ребенка;
• высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
• помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).
Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, подтолкнул меня к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей. Методики и разработки Т. Боровик, А. Бурениной и Т. Сауко, Т. Тютюнниковой, О. Радыновой, М. Картушиной, постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель», «Обруч», «Дошкольное воспитание» – все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности.
Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе – внимание к каждому ребё нку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей. Есть ещё ряд принципов, которых я придерживаюсь на музыкальных занятиях :
• Музыкальный руководитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
• Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам.
• Ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки.
Новые подходы к музыкальному образованию потребовали использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.
Путь к музыке должен быть оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. В связи с этим, выбирая формы и методы работы музыкально-художественной деятельности, представилась необходимость направлять их на развитие у детей :
способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению;
ассоциативности художественного мышления;
выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической, инструментальной;
координации слуха – голоса – зрения – движения;
чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;
умение различать и отражать художественными средствами большое – маленькое, высокое – низкое, приближение – удаление, светлое – темное, яркое – тусклое, легкое – тяжелое, теплое – холодное, громкое – тихое, быстрое – медленное, плавное – отрывистое, одновременное – последовательное, доброе – злое;
палитры выразительных движений, звучащих жестов, звукоподражания, красок собственного голоса, способов элементарного музицирования, художественно-изобразительной деятельности;
радостного, сопричастного, игрового мироощущения.
В технологиях этих методик очевидны:
тесная взаимосвязь возрастной детской психологии развития и учебно-музыкальной деятельности;
разработанная Т. Боровик практика теории интонационной природы музыки;
идеи элементарного музицирования К. Орфа;
техники развития в детях созерцательности, сопричастности, сострадания;
предоставление музыкальному руководителю возможности искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это:
Коммуникативные танцы
Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:
развития коммуникативных навыков,
работы над ощущением формы,
развития двигательной координации,
развития чувства ритма.
Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.
Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)
Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Пальчиковые игры
развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
«предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);
повышают общий уровень организации ребёнка.
направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.
«Хор рук»
Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». Данная форма направлена на развитие
координационной свободы движения,
чувства ритма,
внимания,
ансамблевой слаженности,
способности к двигательной импровизации.
Ритмодекламация под музыку
Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется.
Игры звуками
В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления:
звучащие жесты и музыка моего тела;
шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.
Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры.
Элементарное музицирование
В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!
Общение детей с примарными инструментами развивает:
музыкальность,
тембровый слух,
тонкость восприятия,
ассоциативность,
художественность.
Все вышеописанные формы в той или иной степени сочетаются и присутствуют в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться мною в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритмодекламация, игра, которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству.
Учитывая новые требования к взаимодействию ДОУ с семьей, я решила внедрить в свою работу новые формы работы с родителями с целью развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ организую в нескольких направлениях:
1. повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, консультации, всеобучи, семинары при Родительском университете);
2. пропаганда музыкального искусства (информационный блок на музыкальной страничке, возможность пользования фонотекой “Музыкальный киоск”);
3. вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них);
4. совместная культурно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).
Ежемесячно я готовлю для родителей консультации, статьи, предлагаю буклеты. Некоторые темы вопросов, которые освещаю, подсказывают сами родители, поскольку в начале года я провожу анкетирование. Многие родители ценят всеобучи и семинары, поскольку здесь предоставляется много практического материала, мы вместе поём, разучиваем потешки, игры, упражнения.
Важной составляющей области взаимодействия с родителями считаю пропаганду музыкального искусства. Для обогащения музыкальной среды семей мной была собрана фонотека “Музыкальный киоск”, где собрана коллекция детских песен, музыки для движения и танцев, шедевров мировой классики, детских сказок, музыки для релаксации, этнической музыки. У родителей появилась реальная возможность познакомиться со специализированной музыкой. Большую помощь при подборе фонотеки оказали родители-меломаны. Теперь, зачастую, дети рекомендуют родителям взять на прослушивание тот или иной диск.
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволило добиться следующих результатов (на экране мониторинг) :
на 100% удалось создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
на 100% удалось создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
78% детей удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;
92% детей усвоили элементарные музыкальные знания, развиты музыкально-творческие способности,
Мои воспитанники познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития, как предусмотрено ФГОС.
Учу детей любить прекрасное искусство,
Стремясь в сердцах у них посеять благодать.
Стучусь в их души, пробуждаю чувства,
Готова петь для них, Шопена им играть.
И каждый раз, идя домой с работы,
Я думаю о том, что сквозь года
Поможет им моя забота,
Взойдут плоды совместного труда!