Мария Шишкина
Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста на закрепление некоторых математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития.
Подвижная игра является как основным из средств комплексного развития ребенка - его физических, интеллектуальных и психологических качеств, воспитанию у детей воли, смелости, настойчивости, выдержки, решимости.
Публикация «Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста на закрепление некоторых математических представлений» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подвижные игры для детей
- Темочки
Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это прежде всего двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и соблюдать определенные правила.
Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.
Предлагаю картотеку подвижных игр, которые способствуют развитию не только двигательных качеств, но и закреплению некоторых математических представлений как цвет, высота, форма, размер, ориентировка в пространстве и во времени.
«Пузырь»
Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже; приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Ход игры. Дети встают в круг со словами:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Пух!
«Зайка беленький сидит»
Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; научить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; закреплять знание о цвете.
Ход игры.
Зайка беленький сидит (Дети, присев, складывают ладошки на голове, И ушами шевелит- изображая уши, шевелят ими.)
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, (Встают, хлопают в ладошки.)
Надо лапочки погреть-
Хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, (Прыгают.)
Надо зайке поскакать-
Скок, скок, скок,
Надо зайке поскакать
Кто-то зайку испугал.
Зайка прыг - и ускакал (Убегают.)
«Дед Мороз»
Цель: привить умение выполнять характерные движения.
Ход игры.
Я Мороз Красный Нос,
Бородою зарос.
Я ищу в лесу зверей. (Дети прыгают навстречу воспитателю, как зайчики.)
Выходите поскорей!
Выходите, зайчики!
Заморожу, заморожу! (Воспитатель пытается поймать детей.)
Игра повторяется. Каждый раз Дед Мороз приглашает выходить из леса новых зверей.
«Два Мороза»
Цель: научить бегать врассыпную, развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость.
Ход игры. Дети делятся на две группы, располагаясь в противоположных сторонах помещения. В середине братья Морозы:
«Мы - два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я - Мороз Красный Нос,
Я - Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?»
«Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!»
Дети перебегают из одного конца помещения в другой. Морозы их ловят.
«Ворона и собачка»
Цель: научить подражать движениям и звукам птиц, двигаться, не мешая друг другу.
Ход игры. Выбирается «собачка», остальные дети- «вороны».
Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны: (Дети прыгают, изображая ворону.)
«Кар! Кар! Кар!»
Тут собачка прибежала
И ворон всех разогнала: Ав! Ав! Ав! (Дети убегают от «собачки».)
«Беги к тому, что назову»
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, напомнить названия знакомых деревьев.
Ход игры.
Раз, два, три – елку найди!
Раз, два, три – к березе беги!
«Листопад»
Цель: закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев; развивать двигательные качества.
Ход игры. Дети выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали по величине и по цвету. Дети бегают, взмахивают руками:
Листопад! Листопад!
Листья желтые летят! (Действия выполняют дети с желтыми листьями)
Кружатся красивые желтые листочки!
Кружатся красивые красные листочки (Действия выполняют дети с красными листьями)
Сели! Уселись и замерли. (Не шевелятся.)
Прилетел легкий ветерок, подул.
Поднялись листья,
Разлетелись в разные стороны. (Разбежались.)
Закружились! Закружились! (Кружатся.)
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
«Мы веселые ребята»
Цель: учить ходить и бегать врассыпную на ограниченной площадке. Развивать быстроту, ловкость.
Ход игры.
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три – лови!
«По ровненькой дорожке»
Цель: научить ходить в колонне по одному, выполнять движения соответствии с текстом.
Ход игры.
По ровненькой дорожке, («Пружинка» на двух ногах с продвижением вперед.)
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз – два, раз – два,
По камешкам, по камешкам
В ямку – бух! (Присесть на корточки.)
Вылезли из ямки. (Поднимаются.)
«Ягода-малинка»
Цель: развивать координацию, ориентировку в пространстве.
Ход игры.
За малиной в лес пойдем, в лес пойдем, (Дети идут в хороводе, взявшись за руки.)
Спелых ягод наберем, наберем. («Собирают» ягоды.)
Солнышко высоко, (Показывают солнышко.)
А в лесу тропинка. (Показывают тропинку.)
Сладкая ты моя, (Бегут по кругу, взявшись за руки.)
Ягода - малинка!
«Музыкальные ребята»
Цель: научить выполнять движения, не мешая друг другу.
Ход игры. На земле параллельно раскладывают два шнура – это «речка». Здесь лягушата будут плавать.
Ква! Ква! Ква!
В речку прыгать нам пора. ( Дети прыгают и говорят: «Ква! Ква)
Ква! Ква! Ква!
Плавать можно до утра! (Дети «плавают» и повторяют: «Ква) Ква!
Раз, два, три!
Лапками греби! (Дети «гребут» и повторяют: «Ква! Ква)
Ква! Ква!
На берег пора! (Выпрыгивают из «речки».)
Ква! Ква! («Ловят» комаров.)
«Веснянка»
Цель:развитие общих речевых навыков, координации движений, закрепление понятий «выше – ниже».
Ход игры.
Солнышко, солнышко, (Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей, («Летят» по кругу.)
А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.)
А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх.)
«Зайка серый умывается»
Цель: выполнять движения в соответствии с текстом, учить ориентироваться в собственном теле.
Ход игры.
Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл хвостик,
Вымыл ухо, вытер сухо!
«Гуси»
Цель: учить детей диалоговой речи, упражнять в счете до трех.
Ход игры.
-Гуси, гуси!
-Га-га-га!
-Есть хотите?
-Да! Да! Да!
-Хлеба с маслом?
-Нет!
-А чего же вам?
-Конфет!
-Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Раз, два, три – домой беги!
(Гуси бегут, волк догоняет.)
«Птичка, раз! Птичка два!»
Цель: учить детей выполнять движения, счету.
Ход игры. Сколько у птичек лапок, глаз, крыльев?
Птичка, раз! (Выставляют вперед одну ногу.)
Птичка два! (Выдвигают другую ногу.)
Скок, скок, скок! (Скачут на обеих ногах.)
Птички, раз! (Поднимают одну руку.)
Птички, два! (Поднимают другую руку.)
Хлоп, хлоп, хлоп! (Хлопают в ладоши.)
Птички, раз! (Закрывают рукой один глаз.)
Птички, два! (Закрывают рукой другой глаз.)
Все улетели! (Открывают глаза, бегают, машут
крылышками, чирикают, пищат.)
«Солнечные зайчики»
Цель: уточнить с детьми направления: вверх, вниз, в сторону…
Научить выполнять разнообразные движения.
Ход игры.
Скачут побегайчики – (Дети пытаются поймать солнечного зайчика)
Солнечные зайчики.
Прыг! Скок!
Вверх – вниз – вбок!
Мы зовем их –
Не идут.
Были тут –
И нет их тут.
Прыг! Скок!
Вверх – вниз – вбок!
Прыг, прыг по углам.
Были там –
И нет их там.
Где же побегайчики - (Дети ищут солнечного зайчика.)
Солнечные зайчики?
«Затейники»
Цель: учить становиться в круг, идти в одном направлении друг за другом.
Ход игры.
Дети становятся в круг. Одного из них выбирают затейником. Он встает в центре круга. Дети идут по кругу:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте
Дружно вместе
Сделаем…вот так. (Показывает разнообразные движения).
«Перебежки»
Цель: упражнять в быстроте и ловкости, ориентировке в пространстве.
Ход игры.
Водящий - в середине площадки. Игроки перебегают из одного домика в другой. Водящий ловит игроков.
«Поймай хвост»
Цель: научить бегать в колонне, держась правой рукой за плечо впереди стоящего, учить ориентироваться в собственном теле.
Ход игры.
Дети встают колонной. «Голова» пытается поймать хвост.
«День – Ночь»
Цель: развивать быстроту, ловкость, навыки пространственной ориентации.
Ход игры.
Дети делятся на две команды – «день» и «ночь». По сигналу «День!» дети этой команды убегают, а другая их догоняет. По сигналу «Ночь!» - наоборот.
«Вейся, венок»
Цель: научить детей водить хоровод, закреплять названия основных цветов.
Материал : веночки с цветами и лентами.
Ход игры.
Дети, выбирая ободок – веночек, называют цветок, его окраску. Воспитатель рассказывает, что на полянке выросли цветы (дети).Все вместе отбирают цветы по названиям или по цвету. Подул ветер, цветы начали шалить, разбежались по поляне. Приходит девочка и говорит: «Вейся, венок! Завивайся, венок! Дети должны образовать круг. Вместе с воспитателем малыши водят хоровод, поют любимую песенку. Игра повторяется 2-3 раза.
«Кто сделает меньше шагов»
Цель: закреплять понятия «большой – маленький», «широкий – узкий»,
учить ходить широкими шагами, слушать сигнал, ориентироваться в пространстве.
Ход игры.
Дети стоят в шеренге на одной стороне. По сигналу шагают широкими шагами на другую сторону площадки. Кто сделает меньше шагов, побеждает.
«Попрыгунчики»
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, повторить о круге.
Ход игры.
На земле чертят круг. Один из играющих встает в круг – он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают через черту круга и, если не грозит опасность быть пойманными, продолжают прыгать на двух ногах к центру круга. Участники игры стараются увернуться от пятнашки и вовремя выпрыгнуть из круга. Пойманный становится пятнашкой.
«Кто дальше бросит?»
Цель: упражнять в метании малых мячей, закреплять понятия «дальше – ближе», знание основных цветов, упражнять в счете до трех.
Ход игры.
Дети стоят на черте. У каждого в руке мяч. Спросить детей : «Какого цвета у них мяч?». На счет «Раз, два, три!» нужно бросить мяч как можно дальше. Кто бросил дальше всех тот и победил.
«Быстрей по местам»
Цель: закреплять знания о геометрических фигурах.
Ход игры.
Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Место каждого ребенка отмечается каким-нибудь предметом (кубиком, шариком и др.)
По сигналу воспитателя дети выходят из круга, бегают, прыгают. Воспитатель тем временем убирает один предмет. По сигналу «По местам!» дети бегут в круг и занимают любое место. Оставшемуся без места, дети хором говорят: «Ваня, Ваня не зевай, быстро место занимай».
Когда игра проводится последний раз, воспитатель кладет обратно кубик, что бы все дети имели место.