Приложение МААМ

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста при помощи дидактических игр. (4 фото)

Марина Шутова
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста при помощи дидактических игр.
▼ Скачать + Заказать документы

Название проекта «Мы играем в математику»

Цель математического развития дошкольников

• Всестороннее развитие личности ребенка.

• Подготовка к успешному обучению в школе.

• Коррекционно-воспитательная работа.

Публикация «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста при помощи дидактических игр,» размещена в разделах

Задачи математического развития дошкольников

1. Формирование системы элементарных математических представлений.

2. Формирование предпосылок математического мышления.

3. Формирование сенсорных процессов и способностей.

4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование

связанной речи.

Этапы проекта:

1 этап – организационный - (изучение и анализ методической и педагогической литературы по теме; составление картотеки игр и игровых заданий с учётом возрастных особенностей детей);

2 этап – практический - (создание развивающей предметно –пространственной среды; организация и проведение игровой и экспериментальной деятельности, направленной на математическое воспитание дошкольников;

3 этап – результативный - (проведение итоговых диагностических исследований; осуществление анализа работы; корректировка и дальнейшие перспективы развития).

Актуальность проекта

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами.

Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

Проанализировав задачи математического развития детей 6-го г. ж., были отобраны дидактические средства, которые позволят дополнить и расширить материал, предлагаемый авторами технологии И. А. Помораевой и В. А. Позиной.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в математическом развитии дошкольников. Для формирования элементарных математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность. Самым эффективным средством развития ребёнка-дошкольника является игровая деятельность. Для дошкольников игра является ведущим видом деятельности: в ней психика ребёнка наиболее ярко и интенсивно проявляется, формируется и развивается. Поэтому дидактические игры результативнее всего использовать не в учебной, а в игровой деятельности.

Дидактический материал в нашей группе доступен для детей и постоянно пополняется. Сменяемость предметно-развивающей среды обеспечивается за счет новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования.

В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: "Сложи узор","Сложи квадрат", "Кубики для всех", "Геометрическая мозаика", "Лего", пазловые мозаики, счетные палочки, развивающие игры: "Страна математика", "Математическое домино". Данные игры универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры, сделанные своими руками и руками родителей: "Назови фигуру", "Узнай на ощупь", "Веселый счет", "Собери картинку", "Сложи фигуру", красочный ряд натуральных чисел и так далее. Дети совершенствуют умственные действия, выполняя задания с формулировкой: "Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду", "Найди лишнюю фигуру", "Что изменилось", "Чем похожи? Чем отличаются?" и др.

Так же на прогулке, в самостоятельной деятельности детей можно создавать различные математические ситуации, направленные на решение простейших задач: "Собери листочки", "Сколько листиков ты собрал", "Сколько сделал пасок, "Сколько груш, а сколько яблок". В уголке есть небольшой материал (несколько карточек - заданий на развитие логического мышления, картинки с геометрическими фигурами и так же задания к ним.

Вывод: таким образом, была предпринята попытка создать систему развивающих игр, которые наряду с основными занятиями, предусмотренными программой, помогают детям освоить и закрепить математические знания.

Список литературы:

• Автор Новикова В. П. в книге «Математика в детском саду» представила игры, которые способствуют формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитывают настойчивость, волю, целеустремлённость.

• Педагог-новатор, автор книги «Ступеньки творчества или развивающие игры» Никитин Б. П. рассказывает об опыте применения и использования специальных игр, позволяющих успешно развивать творческие способности ребёнка. Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной «Умственной гимнастикой», методику их проведения и советы по изготовлению.

• Пособие «Математика до школы» написано коллективом авторов, изложено в двух частях. Часть первая «Математика до школы», автор Смоленцева А. А. содержит оригинальную систему игровых упражнений с нестандартными средствами математического развития. Вторая часть «Игры-головоломки», составленная З. А. Михайловой включает описания разных по сложности игр-головоломок, способствующих развитию пространственного воображения и мышления детей.

• Фесюкова Л. Б., автор пособия «300 развивающих игр для детей 4-7 лет» предлагает боле 300 игр по окружающему миру, экологии, математики, развитию речи.

• В книге «Развивающие игры в ДОУ», автора Бондаренко Т. М. предлагается система планирования развивающих игр, конспекты занятий по технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры, сценарии презентаций, диагностику по игровой деятельности».

Пособие «Организация деятельности детей на прогулке» -авторы- составители Т. Г. КОБЗЕВА,И. А ХОЛОДОВА,Г. С. АЛЕКСАНДРОВА предлагает различные дидактические игры на прогулках,

ПРИЛОЖЕНИЕ

Счётные палочки. «Собери фигуру»

Трудно переоценить многообразие конструктивных возможностей счётных палочек. Цель: упражнять в умении вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру. Использовать их и как счётный материал, и как материал для формирования начальных геометрических представлений, развивать пространственное воображение.

Содержание. Воспитатель предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну - по 4 «Как доказать, что палочек поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.

В обучении выделяем два этапа.

1 этап – образный. Дети играют с палочками, строя различные фигуры по своему усмотрению: выкладывают сюжеты и узоры.

2 этап – операционный или геометрический. Дети строят и преобразуют фигуры по условиям: по схеме или заданному количеству.

Также из палочек выкладываем не только геометрические фигуры, но и цифры, а из них – номер телефона служб спасения. Мотивируем подобные игры созданием ситуаций, где какому-то герою надо оказать помощь.

Дидактическая игра «Конструктор»

Цель : Найти и путем наложения собрать образец из геометрических фигур (например машина, замок, фигуры людей и животных) ,тренировка в счете до 10,

Материал. Разноцветные фигуры.

Правила игры. Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры, изображенные на странице. После построения каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида.

«Подбери игрушку»

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.

Дидактическая игра «Разбежавшиеся геометрические фигуры»

Цель: Закреплять названия геометрических фигур, собрать фигуры согласно схеме.

Вариант игры – геометрические фигуры раздаются детям,дети бегают по группе (перемешиваются) водящему нужно построить цепочку по схеме.

«Живые числа»

Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.).

Дети меняются карточками. И игра продолжается.

Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку. Наступить на цифры по порядку и обратно, Закрепление прямого и обратного счета

Игры Б. Никитина.

Пособие представляет собой 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1,2,3 и даже 4-х цветные узоры, которые напоминают контуры предметов. Мы предлагаем детям самим дать название получившемуся узору.

Обучение также проходило в несколько этапов. Сначала просто предлагалось сложить кубики в коробку, таким образом знакомились с кубиками. Потом предлагали такие задания: «Кто сможет сложить кубики так, чтобы донышко было синим» или «Красный поезд». Все игры сопровождаются наглядным изображением-подсказкой.

Эти игры хорошо развивают способность наших детей к анализу и синтезу и комбинированию. Эти важные мыслительные операции используются в любой другой мыслительной деятельности и в конструировании.

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста при помощи дидактических игр.

«Расскажи про свой узор»

Цель: развивать умение овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.

«Где фигура»

Цель: учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

Содержание. В. объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине, затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

«Палочки в ряд» палочки кюизенера.

Цель: закрепить умение строить последовательный ряд по величине.

Содержание. Познакомить детей с новым материалом и объяснить задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупредить детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет воспитатель,

«Части суток»

Цель: упражнять детей в различении частей суток.

Материал: картинки: утро, день, вечер, ночь.

Содержание. Воспитатель раскладывает на полу 4 больших цветных круга, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из какого - либо стихотворения, а затем подает сигнал, Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее.

«Прогулка в сад»

Цель: познакомить детей с образованием числа 8 и считать до 8.

Материал. Наборное полотно, цветные изображения 8 больших, 8 маленьких яблок картинки, на которых нарисовано 6 и 5, 4 и 4 предмета.

Содержание. На наборном полотне в один ряд на некотором расстоянии друг от друга размещаются цветные изображения 6 больших яблок, 7 маленьких яблок. В. задает вопросы: «Что можно сказать о величине яблок? Каких яблок больше (меньше? Как проверить?» Один ребенок считает большие. Другой маленькие яблоки. Что нужно сделать, чтобы сразу стало видно, каких яблок больше, каких меньше? 3атем вызывает ребенка и предлагает ему найти поместить маленькие яблоки под большими, точно одно под другим, и объяснить, какое число больше, какое меньше. В. уточняет ответы детей: «Правильно, теперь хорошо видно, что 7 больше чем 6. Где 7 яблок, 1 лишнее. Маленьких яблок больше (показывает 1 лишнее яблоко, а там, где 6, 1 яблока не хватает. Значит 6 меньше 7, а 7 больше 6.

Демонстрируют оба способа установления равенства, количество яблок доводят до 7. В. подчеркивает, что яблоки разного размера, но стало их поровну. - По 7. Далее педагог показывает детям способ образования числа 8, используя те же приемы, что и при образовании числа 6 и 7.

«Путешествие по комнате»

Цель: учить находить предметы разной формы.

Содержание. Детям показывают картинку, изображающую комнату с различными предметами. В. начинает рассказ: «Однажды к мальчику прилетел Карлсон: «Ах, какая красивая комната, - воскликнул он. - Сколько тут интересных вещей! Я такого никогда не видел». «Давай я тебе все покажу и расскажу, - ответил мальчик и повел Карлсона по комнате. «Вот это стол» - начал он. «А какой он формы?» - тут же спросил Карлсон. Тогда мальчик стал очень подробно рассказывать все про каждую вещь. А теперь попробуйте вы так же, как тот мальчик, рассказать Карлсону все-все про эту комнату и предметы, которые в ней находятся.

«Сломанная лестница»

Цель: учить замечать нарушения в равномерности нарастания величин.

Материал. 10 прямоугольников, величина большого 10x15, меньшего 1xl5. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; фланелеграф.

Содержание. На фланелеграфе строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.

«Разделим пополам»

Цель: научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам.

Демонстрационный материал: полоска и круг из бумаги. Раздаточный материал: у каждого ребенка - по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке.

Содержание. В. : «Внимательно слушайте и смотрите. У меня бумажная полоска, я сложу ее по полам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я разделила полоску? Верно, я сложила полоску пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равны ли части? Вот одна половина, вот - другая. Сколько я половинок показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной? Педагог уточняет: «Половина-это одна из 2-х равных частей. Половинами называются обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила 2 равные части? Что больше: целая полоска иди половина? и т. д.».

Аналогично: с кругом.

Далее дети учатся самостоятельно делить прямоугольник пополам.

«Не ошибись»

Цель: упражнять детей в количественном и порядковом счете.

Материал. На каждого ребенка полоска плотной бумаги, разделенная на 10 квадратов. 10 маленьких карточек, равных величине квадрата на полоске бумаги, с изображенными на них кружочками от 1 до 10.

Содержание. Дети кладут перед собой полоски бумаги и маленькие карточки. Ведущий называет какое-нибудь число, а дети должны найти карточку, на которой столько же кружков, и положить ее на соответствующий номер квадрата. Ведущий может называть числа от 1 до 10 в произвольном порядке. В результате игры все маленькие карточки должны быть расположены по порядку от 1 до 10. Вместо называния числа ведущий может ударять в бубен.

«Сложи фигуру»

Цель: упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур.

Содержание. Поместить модели геометрических фигур на фланелеграф, вызвать ребенка и предложить ему показать все фигуры и назвать их. Объяснить задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2, 4 части, если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру.

«Игры со стручком гороха»:

Цель:

На полу на небольшом расстоянии друг от друга лежат цифры. На подносе-стручки гороха (по количеству детей,

Дети бегают под музыку,Как только музыка перестает звучать, дети подходят к подносу и берут по одному стручку,а затем встают возле той цифры, которая будет соответствовать количеству «горошин» в стручке,

Игра начинается. Воспитатель спрашивает; Проверьте друг друга, правильно ли выполнено задание, Возле какой цифры вы стоите и почему?

Примечание :Дети могут допустить ошибки при пересчете «горошин».

Обменявшись стручками, дети уточняют свои действия и исправляют опущенные ошибки.

Фото №1 Название проекта Мы играем в математику Цель

Игры на улице

«Назови скорей»

Цель: усвоение последовательности недели.

Содержание. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает кому-либо мяч и говорит: «Какой день недели перед четвергом?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Среда». Теперь он становится ведущим, бросает мяч и спрашивает: «Какой день был вчера?»

Фото №2 Игры и дидактические пособия по ФЭМП математического развития дошкольников Всестороннее

«Угадай»

Цель: закрепить навыки счета в пределах).

Содержание. В центре круге сидит зайка. В. говорит, что зайка хочет поиграть. Он задумал число. Если к этому числу добавить 1, то получится число (). Какое число, задумал зайка?

Далее зайка дает такие задания: «Положить в квадрат число меньше) на 1. В кругу - число больше) на 1. и т. д.

«Какое число рядом»

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Материал. Мяч.

Содержание. Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее висло. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.

«Встань на место»

Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Содержание. Воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.

«Мастерская форм»

Цель: учить детей воспроизводить разновидности геометрических фигур.

Материал. У каждого ребенка спички без головок (палочки, окрашенные в яркий цвет, несколько кусков ниток или проволочек, три-четыре листа бумаги.

Содержание. Воспитатель: «Дети, сегодня мы поиграем в игру «Мастерская форм». Каждый постарается выложить как можно больше разных фигур». Дети самостоятельно строят знакомые и придуманные разновидности фигур.

Фото №3 Развитие ребенка
Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр Современные инновационные технологии не раз обращались к игре, как к средству развития дошкольников. Я уже несколько лет использую в своей.

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через сказку Учителя, родители, ученики утверждают, что математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. А дошкольники?.

Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры для формирования элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Игры на развитие количества. Игра «Медведь и пчелы» Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста Паспорт проекта 1. Название проекта: «В стране геометрических фигур». 2. Вид проекта: познавательно-игровой. 3. Сроки реализации: 1 месяц.

Картотека по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста Раздел: Количество и счет. Средняя группа Игра «Найди столько же» Цель: Считать в пределах 5, пользоваться цифрами, сравнивать две группы.

Консультация «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Дети 5-6 лет должны знать и уметь: 1. Количество и счет *знать образование чисел второго пятка; *знать что такое порядковый счет и считать.

Консультация: «Развитие и формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Занятия по элементарной математике.

Развитие интереса у детей дошкольного возраста в ОД по развитию элементарных математических представлений В настоящее время математика детям нужна не столько для проведения вычислительных операций, сколько для развития логического мышления, умения.

Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельтельность Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Игра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста при помощи дидактических игр.
Опубликовано: 19 февраля 2017 в 14:20
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста при помощи дидактических игр.» (включая файлы) размещена пользователем Марина Шутова (УИ 369337) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД