Лучший педагог года

Консультация: «Развитие и формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Наталья Юхименко
Консультация: «Развитие и формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Занятия по элементарной математике формируют умственную деятельность, творческое и вариативное мышление на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Следует отметить, что материал, используемый на занятиях по математике, развивает умение четко и последовательно излагать свои мысли, общаться друг с другом, включаться в разнообразную игровую и предметно-практическую деятельность, для решения различных математических проблем.

Публикация «Консультация: „Развитие и формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Развитие элементарных математических представлений

у детей от 3 до 4 лет.

Количество. Учить детей составлять группу из однородных предметов и выделять из неё один предмет; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один».

Учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа : «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов».

Величина. Учить детей сравнивать предметы контрастных (одинако-вых) размеров; при сравнении величины предметов соизмерять один пред-мет с другим по заданному признаку, пользуясь приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: длинный — корот-кий, одинаковые (равные по длине, широкий — узкий, одинаковые (рав-ные по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные — по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные по величине).

Форма. Учить детей различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; обследовать форму фигур, используя осязание и зрение.

Ориентировка в пространстве. Учить ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, правая/левая рука и др.) и в соответствии с этим различать пространственные направления от себя: впереди – позади (сзади, вверху – внизу, справа (слева) – направо (налево). Учить различать правую и левую руки.

Ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных час-тях суток: день — ночь, утро — вечер.

К концу года дети могут:

• Группировать предметы по цвету, форме, величине.

• Составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.

• Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.

• Сравнивать два контрастных по величине предмета, используя приемы наложения, приложения их друг к другу; показывать, какой из предметов длинный — короткий, широкий— узкий, высокий — низкий.

• Различать круг и квадрат, предметы, имеющие углы и круглую форму.

Понимать слова: впереди — сзади, вверху — внизу, слева — справа, на, над —под, верхняя — нижняя (полоска).

Развитие элементарных математических представлений

у детей от 4 до 5 лет.

Количество и счет. На занятиях детям даётся представление о том, что множество (группа) может состоять из разных по качеству, предметов (разного цвета, формы, размера). Необходимо учить сравнивать эти предметы, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения : «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных».

Учить считать до 5, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка».

Учить сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5. Формировать представление о равенстве (не-равенстве) групп предметов на основе счета : «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».). Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3, а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну 2 и 2»).

Учить отсчитывать предметы из большего количества; приносить, вы-кладывать определенное количество предметов по образцу или заданному числу (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).

Учить считать предметы на ощупь, на слух, считать движения.

Учить на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам.

Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) путем непосредственного наложения и приложения их друг к другу.

Учить соизмерять предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего и т. д.).

Учить детей устанавливать размерные отношения между 3-5 предмета-ми разной длины, ширины, высоты: располагать их в определенной после-довательности—в порядке убывания или нарастания величины; обозначать словом размерные отношения предметов в ряду : «Эта башенка — высокая, эта — пониже, эта — еще ниже, а эта — самая низкая».

Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах: шаре, кубе, цилиндре, круге, квадрате, треугольнике. Учить выделять особые признаки фигур с помощью осязательно-двигательного и зри-тельного анализа (наличие или отсутствие углов, устойчивость, по-движность).

Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник.

Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар. цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: та-релка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, стакан — цилиндр, окно, дверь прямоугольник и др.

Ориентировка в пространстве. Совершенствовать умение определят;, направление от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предмет по отношению к себе («передо мной стол», «справа от меня дверь», «слева — окно», «сзади на полках — игрушки»). Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом — близко, а березка — далеко).

К концу года дети могут:

• Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину).

• Считать до 5 (количественный счет, отвечать на вопрос «Сколько всего?».

• Сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар).

• Раскладывать 3-5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказывать о величине

каждого предмета в ряду.

• Различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия.

• Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).

• Различать левую и правую руки.

Определять части суток.

Формирование элементарных математических представлений

у детей от 5 до 6 лет.

Количество. Учить составлять множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (разного цвета, размера, формы, материала, устанавливать отношения между целым множеством и его отдельными частями; понимать, что множество больше каждой своей части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному. Определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.

Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе).

Учить порядковому счету в пределах 10, различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.

Учить отсчитывать предметы из большего количества по образцу и за-данному числу пределах 10).

Упражнять в счете звуков, в счете на ощупь, в счете и воспроизведении заданного количества движений по образцу и названному числу пределах 10).

Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).

Продолжать формировать представление о равенстве; учить определять равное количество разных предметов в группах, правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин всех игрушек по 5).

Уточнять понимание независимости числа от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения и направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).

Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале : 5 —это один, еще один, еще одни, еще один и еще один.

Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, че-тыре).

Учить называть части, сравнивая целое и части, понимать, что целое больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Величина. Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины или толщины) : систематизи-ровать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи отношения между предметами по величине : «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная – еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент. Она самая узкая» и т. д.

Учить сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры, равного одному из сравниваемых предметов.

Развивать глазомер детей, умение находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче, выше (ниже, шире (уже, толще (тоньше) образца и равные ему.

Форма. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.

Подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

Развивать умение анализировать форму знакомых предметов, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы : книга, картина, крышка стола — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелка, часы, крышка кастрюли — круглые и т д.

Ориентировка в пространстве. Закреплять и расширять пространственные представления : слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед, сзади (за, между, рядом.

Учить детей ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).

Учить детей обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе и другому предмету : «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина».

Учить двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а так-же в соответствии со стрелками — указателями маршрутов (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружа-ющих людей и предметов : «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади Кати, перед Наташей, около Юры».

Учить ориентироваться на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине).

Ориентировка во времени. Дать детям представление о том, что утро вечер, день, ночь составляют сутки.

Учить па конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день бы. вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

К концу года дети могут:

• Выделять составные части группы предметов : определять признаки различия и сходства, сравнивать части на основе составления пар и счет;; понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части (часть меньше целого).

• Считать (отсчитывать) в пределах 10.

Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными: отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

• Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше) другого: уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы).

• Сравнивать предметы различной величины (до 10, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты, толщины).

• Различать форму предметов : круглую, треугольную, четырехугольную.

• Обозначать словом свое местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому.

• Называть последовательно части суток.

• Называть текущий день недели.

Формирование элементарных математических представлений

у детей от 6 до 7 лет.

Количество и счёт. Развивать умение видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определёнными признаками. Упражнять в операциях объединения, дополнения множества, выделения из множества отдельных его частей; учить устанавливать соотношения между частями на основе счета и составления пар предметов.

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. В зависимости от особенностей усвоения детьми программного материала знакомить их со счетом в пределах 20; показать, как образуются числа второго десятка.

Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 пределах 10).

Учить называть числа в прямом и обратном порядке; последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц.

Учить раскладывать число на два меньших пределах 10, на нагляд-ной основе) и составлять из двух меньших большее.

Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.

Учить на наглядной основе составлять и решать простые задачи на сло-жение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка). При решении задач учить пользоваться знаками дейст-вий: плюс(+, минус(-) и знаком отношения равно (=).

Величина. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.

Учить делить предмет на 2, 4, 8 равных частей путем сгибания (бумаги, ткани, а также с помощью измерения условной мерой; правильно называть части целого (половина, одна часть из четырех, одна четвертая, две четвертых и т. д.); понимать, что целое больше своей части, а часть меньше целого.

Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (из бумаги в клетку).

Учить измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры.

Развивать представление о том, что результат измерения (длины, объема) зависит от величины условной меры.

Развивать «чувство веса». Упражнять в сравнении предметов по тяжести (тяжелее – легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.

Форма. Дать представление о многоугольниках (на примере треуголь-ника и четырехугольника).

Учить моделировать геометрические формы; составлять из двух треу-гольников один многоугольник, из двух маленьких квадратов — большой прямоугольник; из частей круга — круг и т. д.

Закреплять представление об известных геометрических фигурах (шаре, кубе, цилиндре, круге, овале, квадрате, прямоугольнике и др.) и некоторых их свойствах. Учить анализировать форму предметов и отдельных частей. Учить составлять собственные композиции из фигур и давать им словесное описание.

Ориентировка в пространстве. Упражнять детей в расположении пред-метов и их изображений на листе бумаги в клетку (левее, правее, левый верхний угол, правый нижний угол, в центре и т. д.).

Учить детей графически изображать пространственные отношения и моделировать их в виде рисунка, плана, схемы; передвигаться в пространстве, используя стрелки — указатели движения, планы, схемы маршрутов.

Ориентировка во времени. Закреплять представления детей о последо-вательности дней недели, месяцев года. Дать элементарное представление о необратимости времени.

Развивать чувство времени : учить различать длительность временных интервалов (1, 5, 10 минут, 1 час). Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

К концу года дети могут:

• Объединять группы предметов и удалять из группы часть (части) предметов. Устанавливать взаимосвязь между целой группой и частью; находить части целого и целое по известным частям.

• Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет).

• Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10.

• Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.

• Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+. -, =).

• Сравнивать, измерять длину предметов, отрезков прямых линий с помощью условной меры.

• Делить круг, квадрат на две и четыре равные части. Сравнивать целый предмет с его частями.

• Видоизменять геометрические фигуры, составлять из малых форм большие.

• Ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги (в клетку).

Определять время по часам с точностью до 1 часа.

Знать

• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.

• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

• Арифметические знаки +,-,=; монеты достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5 рублей.

• Названия месяцев года, последовательность дней недели.

Публикации по теме:

Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игры Третий год жизни – это переходный период в жизни ребёнка от раннего возраста к дошкольному возрасту. На третьем году жизни дети становятся.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством LEGO–конструктора Математические игры «LEGO СЧЕТНАЯ ЛЕСЕНКА» (СРЕДНЯЯ ГРУППА) Цель: Выявить и опытно-поисковым путем проверить формирование математических.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста Раздел: Количество и счет. Средняя группа Игра «Найди столько же» Цель: Считать в пределах 5, пользоваться цифрами, сравнивать две группы.

Консультация «Подготовка к школе. Формирование элементарных математических представлений» Что должен уметь ребенок на момент поступления в школу? • считать в пределах 10 (прямой и обратный счет); • уменьшать и увеличивать число.

План самообразования Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал.

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. В течение много времени ученых интересовал вопрос об обучении детей математике. Такие ученые как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоции, К. Д. Ушинский,.

Развитие элементарных математических представлений (величина, форма) у детей дошкольного возраста через дидактические игры «Учение в детстве так же прочно, как гравировка на камне…» Протагор «Детство – этап подготовки к будущей жизни». Общество, как правило,.

Статья «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста с задержкой речевого развития» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация: «Развитие и формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 октября 2016 в 08:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД