Надежда Андреянова
Основы нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников путем приобщения к культурным и семейным ценностям
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение
«Сланцевский средняя общеобразовательная школа№6»
дошкольное отделение
Родительское собрание на тему:
«Основы нравственно-патриотического воспитания
детей младшего дошкольного возраста путем приобщения
к культурным и семейным ценностям»
г. Сланцы
апрель – 2024 год
Публикация «Основы нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников путем приобщения к культурным и семейным ценностям» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно- патриотическом воспитании в семье, помочь родителям осознать значимость семьи в жизни человека., детей.
Задачи:
объединение усилий детского сада и семьи в вопросе нравственно- патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста; познакомить родителей с формами патриотического воспитания для использования в семье;
способствовать формированию (уточнению) имеющихся представлений о нравственно-патриотическом воспитании у родителей (нравственное воспитание, нравственные качества, патриотическое воспитание, патриотические качества);
создать условия для проявления активности родителей во время встречи, а также побуждать к применению полученных знаний в ходе семейного воспитания.
Форма: родительское собрание в форме круглого стола с элементами игры.
Материал и оборудование: фрагменты пословиц о семейном, нравственном и патриотическом воспитании, картинки для игры «Бабушкин сундук»; памятка «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»; консультация для родителей «Нужно ли воспитывать в маленьких детях патриотизм».
План проведения:
1. Вступительный этап: разгадай ребус.
2. Основная часть : введение в проблему (выступление воспитателя группы по теме, раскрытие темы).
3. Игры с родителями.
4. Подведения итогов собрания.
5. Памятка «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». (Приложение 1)
6. Консультация для родителей «Нужно ли воспитывать в маленьких детях патриотизм». (Приложение 2)
Ход круглого стола:
Родители делятся на группы.
1. Вступительный этап:
Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры. Хотим попросить Вас быть активными, инициативными. Итак, мы начинаем. На столах разложены ребусы.
Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, давайте с вами разгадаем ребусы.
( ответы: герб, Россия, память, война, родина)
Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего круглого стола «Семейное воспитание», воспитание нравственно-патриотических качеств.
2. Основная часть : введение в проблему (выступление воспитателя группы по теме, раскрытие темы)
Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество и т. д.
Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину. Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и т. д.
Педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Помочь ребенку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трех, а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет его мама, с прибаутками, пестушками, потешками. Тогда можно сказать, что патриотическое воспитание начинается с русского устного народного творчества. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор. Содержание патриотического воспитания в раннем возрасте включает в себя: знакомство с семьей, ее традициями;
знакомство с детским садом; знакомство с улицей, на которой проживает ребенок.
Патриотическое воспитание детей начинается с близкого окружения ребенка, а формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма. Средствами воспитания на этом этапе будут выступать, во-первых, совместная деятельность в семейном кругу. Например, настольные игры вечером или организация хозяйственно-бытового труда (распределить обязанности по дому и выделить малышу какую-нибудь функцию, например, поливать цветы или протирать пыль, помощь маме на кухне, хотя бы мелкое поручение.
Во-вторых, семейный досуг. Очень важно, чтобы в проведении досуга принимали участие все члены семьи. В современных условиях можно легко придумать, как интересно провести выходной день всем вместе. Важно, не только провести досуг, но и подвести его итоги, побеседовать, о том, что запомнилось больше всего, что понравилось, что не понравилось. Стараться по возможности везде брать ребенка с собой.
В-третьих, оформление семейного фотоальбома. В этом возрасте пока можно просто просматривать фотографии. Очень хорошо просматривать старые фотографии. Маленьким детям всегда интересно как выглядели мама с папой в детстве, а детские фотографии дедушки и бабушки вообще вызывают восторг. Можно рассказать ребенку о своем детстве, что вы больше всего любили, во что играли, как проводили время и т. д.
В-четвертых, семейные традиции. Необходимо обдумать, какие в вашей семье традиции. Если не получилось, стоит придумать себе традиции и придерживаться их. Традиции могут быть разными, например, ежедневная – совместный семейный ужин (но не всегда получается, поэтому легче завести традиции ежегодные или ежемесячные, например, поездка за город или в какое-нибудь интересное место (зоопарк, цирк, луна-парк, батутный центр и т. д.). Так же это может быть игровой вечер с мамой и папой, или вечер творчества, кому что ближе. Для самых маленьких такие традиции вполне приемлемы, по мере взросления ребенка семейные традиции тоже будут усложняться.
В-пятых, чтение ребенку рассказов и сказок, в которых отражены семейные отношения.
В-шестых, изготовление подарков своими руками на праздники (День рождения, 23 февраля, 8 марта, Новый год). Это формирует внимательное и заботливое отношение к близким людям, развивает эмоциональную сферу малыша, создает мотивы поведения, заданного обществом.
Вторым этапом патриотического воспитания ребенка можно считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного отношения к этому дошкольному учреждению. Здесь основная нагрузка по патриотическому воспитанию ложится на сотрудников детского сада. Одним из главных средств воспитания будут экскурсии по детскому саду, на которых детей знакомят с группой, показывают уголки группы, игрушки, рассказывают истории про игрушки группы, обязательно
делая акцент, что их нужно беречь. Ежедневно на прогулке обходить детский сад вокруг, наблюдая за происходящим на соседних участках. Но и родители не должны полностью все перекладывать на педагогов. Ежедневно нужно проводить с ребенком беседы о жизни в детском саду, интересоваться, что происходило, чем занимались и т. д.
Еще одно средство патриотического воспитания подходит как для семейного воспитания, так и воспитания в детском саду – народные игры. Чаще это подвижные игры. Так же патриотизм воспитывается благодаря знакомству ребенка с устным народным творчеством, рассматриванию картин и иллюстраций, организации трудовой деятельности и т. д.
Третьим этапом патриотического воспитания, который накладывается на два других, является формирование отношения к собственному двору, бережного отношения к оснащению двора, к игрушкам во дворе и т. д. Здесь хорошим средством воспитания будет являться организация трудовой деятельности. Например, с ребенком можно полить цветочки на клумбе, поскрести листья осенью детскими граблями, сгрести песок в горку, повесить кормушки и подкармливать птиц зимой и т. д. Не надо забывать и про игры во дворе. Организатором таких игр будет являться взрослый или старшие дети. С детьми так же можно совершать прогулки по району, наблюдая явления, которые происходят вокруг и замечая изменения. Ни в коем случае не стоит забывать о самом важном средстве любого воспитания – собственный пример поведения. Не следует при ребенке комментировать новости или ругать правительство, критиковать страну в целом. Дети впитывают всю информацию как губки, не фильтруя ее. Поэтому, когда даете какой-нибудь комментарий, обязательно необходимо задумываться над собственными словами. Кроме того, личным примером нужно показывать образец бережливости, заботы, уважения к старшим и т. д. Не стоит забывать, что все поведение, которое заложено в вашем ребенке – это скопированный ваш шаблон.
3. Игры с родителями
А сейчас мы предлагаем вам вспомнить семейные традиции, немного расслабиться и поиграть.
Сегодня ждет нас игра, Любит это детвора.
Но дети сейчас не играют, Родителям место уступают.
Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек: Послушайте, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат. У нас порядок в доме, лад И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому, Два папы, два сыночка
Сестра, невестка, дочка. А самая младшая – я. Какая же у нас семья? (6 человек)
С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним.
Игра «Закончи предложение»
1. В гостях хорошо, а… (дома лучше)
2. Не красна изба углами, а… (красна пирогами)
3. В семье разлад, так и дому… (не рад)
4. В семье согласно, так и дело идет… (прекрасно)
5. Когда семья вместе, и… (сердце на месте)
6. Семья – ключ к… (счастью)
7. Не нужен клад… (когда в семье лад)
8. Хозяйка в дому… (что оладушек в меду)
9. Счастлив тот… (кто у себя дома)
10. Вся семья вместе… (так и душа на месте)
11. При солнышке – тепло… (при матери – добро)
Игра «Бабушкин сундук»
Для игры используется бутафорский сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения условной бабушки, для успешного воспитания ребенка.
Воспитатель поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.
В сундуке находятся:
большая красивая книга русских народных сказок; альбом и краски;
букварь;
банка варенья, шоколад, конфеты; котенок;
старинные семейные фотографии; игрушки бабушек и дедушек;
открытки памятников города Сланцы;
картинки с изображением орденов и медалей; кукла, одетая в военную форму;
пилотка;
пряники, ватрушки; кулинарная книга;
спортивные атрибуты;
перчаточные куклы для кукольного театра; рыбий жир.
Игра «Литературные родственники»
В названия известных произведений вставьте пропущенные слова, являющиеся названием членов семьи.
"…. ", М. Горький ("Мать")
"…. – разбойники", А. С. Пушкин ("Братья-разбойники")
"…. Карамазовы", Ф. М. Достоевский ("Братья Карамазовы")
"Три …. ", А. П. Чехов ("Три сестры")
"…. Ваня", А. П. Чехов ("Дядя Ваня")
"…. Мазай и зайцы", Н. А. Некрасов ("Дед Мазай и зайцы")
"Капитанская …. ", А. С. Пушкин ("Капитанская дочка")
"…. полка", В. П. Катаев ("Сын полка")
"…. капитана Гранта", Ж. Верн ("Дети капитана Гранта")
"…. Федор, пес и кот", Э. Успенский ("Дядя Федор, пес и кот")
Любите своих детей ВСЕГДА, уважайте своих детей ВСЕГДА, и никогда не забывайте, что даже совсем маленький малыш – это уже ЧЕЛОВЕК! Принимайте и цените его таким, какой он есть. Пусть ваш ребёнок, ваше солнышко всегда согревает вас, дарит вам только тепло, свет, ласку и радость!
Заключительное слово воспитателей группы.
И в конце мне хотелось бы сказать, чтобы те знания, которые вы получили от своих родителей, бабушек, дедушек которые вы приобрели на своем жизненном пути, дарите своим детям. Чтобы они любили свою Родину и хранили ее культуру. Прививайте любовь к большому с малого.
Давайте возьмем в наши семьи все самое лучшее от старинных традиций воспитания!
Без памяти – нет традиций,
Без традиций – нет культуры,
Без культуры – нет воспитания,
Без воспитания – нет духовности,
Без духовности – нет личности,
Без личности – нет народа.
Семья – источник радости и счастья, Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду, и в ненастье Хранит семья и ценит жизни миг. Семья – оплот и сила государства, Хранящая традиции веков.
В семье ребенок – главное богатство, Луч света, как маяк для моряков.
4. Подведения итогов собрания
5. Памятки «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
(раздать родителям)
6. Консультация для родителей «Нужно ли воспитывать в маленьких детях патриотизм»