Картотека игр для речевого развития детей дошкольного возраста

НАТАЛЬЯ ДАНИЛЕНКО
Картотека игр для речевого развития детей дошкольного возраста

7. ИГРА «ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?»

ЦЕЛЬ: развивать логическое мышление.

Кукла – из пластмассы.

Коробок…

Стол…

Дом…

Сумка…

Машина…

Сапоги…

Перчатки…

Шкаф…

Сок…

Бутылка…

Ложка…

Шапка…

Стакан…

8. ИГРА «НАЗОВИ ПРЕДМЕТЫ».

ЦЕЛЬ: развивать логическое мышление.

ЧТО БЫВАЕТ?

Стеклянным: стакан, ваза, лампа, аквариум…

Кожаным: сапоги, туфли, босоножки, куртка,

перчатки, плащ, кресла…

Деревянным: мебель, карандаши, кубики, стулья, столы…

Пластмассовым: стулья, столы, игрушки…

9. ИГРА «ПРО ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ?».

ЦЕЛЬ: развивать логическое мышление.

- он деревянный? (дом, карандаш, кубик, нож, стол, стул)

- она деревянная? (полка, скамейка, ложка, матрёшка)

- оно деревянное? (окно)

- он кожаный? (плащ, диван, стул)

- она кожаная? (сумка, шапка, кепка, рукавица)

- оно кожаное? (пальто, кресло)

- он стеклянный? (аквариум, стол, ларец, фужер)

- она стеклянная? (ваза, лампа, посуда)

- он пластмассовый? (стул, стол, коробок)

- она пластмассовая? (кукла, посуда, ручка, кастрюлька)

- оно пластмассовое? (ведро, корыто)

- почтовый? (голубь, перевод)

- почтовая? (открытка, посылка)

- почтовое? (письмо)

- осенний? (день)

- осенняя? (погода)

- осеннее? (небо)

- осенние? (дожди, дни)

- снежная? (баба, дорога)

- снежное? (поле)

- снежный? (снеговик. день, ком)

- снежные? (заносы, сугробы, дома)

10. ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ».

ЦЕЛЬ: уточнять, расширять и систематизировать

словарный запас, развивать фонематические

представления, зрительное восприятие.

Ананас, апельсин, вишня, слива – профессия.

Автобус, автомобиль – транспорт.

Август, апрель – месяцы.

Бежевый, белый, бордо – цвета.

Белка, бегемот, бобр, буйвол – животные.

Ботинки, боты – обувь.

Борзая, бульдог, болонка, боксёр – породы собак.

Врач, водитель, военный – профессии.

Волнушка, валуй – грибы.

Воробей, ворона – птицы.

Вторник, воскресенье – дни недели.

Гвоздика, гладиолус, гортензия – цветы.

Гитара, гармонь – муз. инструменты.

Джинсы, джемпер – одежда.

Дирижёр, диспетчер, доярка, доктор – профессии.

Зелёный, золотистый – цвета.

Июнь, июль – месяцы.

Кабачок, капуста, картофель – овощи.

Камбала, карась – рыбы.

Клюква, клубника – ягоды.

Лошадь, лось, лиса, ласка – животные.

Ладонь, локоть, лоб – части тела.

Лебедь, ласточка – птицы.

Ландыш, лилия – цветы.

10 а) ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ».

ЦЕЛЬ: (смотреть в игре №10).

Малина, морошка – ягоды.

Маслёнок, моховик, мухомор – грибы.

Матрёшка, мишка, мяч – игрушки.

Март, май – месяцы.

Нога, нос, ноготь, ноздря – части тела.

Обезьяна, овца, осёл – животные.

Окунь, осётр – рыбы.

Опёнок, осиновик – грибы.

Павлин, пеликан, перепёлка, петух – птицы.

Подорожник, полынь – трава.

Парикмахер, пасечник, пастух – профессии.

Паровоз, пароход, поезд – транспорт.

Пенал, папка – канц. товары.

Понедельник, пятница – дни недели.

Редис, редька, репка – овощи.

Сатин, ситец – ткани.

Среда, суббота – дни недели.

Сазан, селёдка, севрюга, салака – рыбы.

Сандалии, сабо, сапоги – обувь.

Сковорода, сито – посуда.

Сморчок, сыроежка – грибы.

Трюмо, тахта – мебель.

Ясень, яблоня – деревья.

11. ИГРА «КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ»

ЦЕЛЬ: развивать логическое мышление,

внимание.

Детям предлагается рассмотреть окружающие

предметы и затем назвать, кто больше заметил:

- круглых предметов.

- квадратных.

- треугольных.

- деревянных.

- красных.

- зелёных.

- твёрдых.

- мягких.

- пластмассовых…

12. ИГРА «УГАДАЙ – КА».

ЦЕЛЬ: развивать логическое мышление.

Детям предлагается подумать и назвать:

ЧТО БЫВАЕТ? КТО, ЧТО МОЖЕТ?

- круглым - расти

- овальным - цвести

- квадратным - пахнуть

- синим - разбиваться

- голубым - ходить

- ярким - лежать

- тёплым - жевать

- горячим - кружиться

- длинным - блестеть

- холодным - замерзать

- большим… - валить…

16. ИГРА «НАЗОВИ ПО ДРУГОМУ».

ЦЕЛЬ: развивать логическое мышление,

учить подбирать синонимы.

Снег падает – (кружится, опускается, ложится,

вьётся).

Смелый человек – (храбрый, бравый,

бесстрашный, отважный).

Морозный день – (холодный, снежный,

вьюжный, ледяной,

суровый, студёный).

Большой слон - (огромный, могучий,

здоровенный, гиганский,

громадный).

13. ИГРА «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ».

ЦЕЛЬ: развивать логическое мышление.

- тюльпан, лилия, фиалка, фасоль.

- река, озеро, море, мост, пруд.

- кукла, песок, мяч, юла.

- стол, шкаф, ковёр, кровать, стул.

- картошка, лук, яблоко, помидор.

- лимон, огурец, банан, персик.

- малина, клубника, ананас, черника.

- чашка, блюдце, кастрюля, чайник.

- поварёшка, тарелка, супница, сахарница.

- пароход, лодка, самолёт, парусник.

- автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

- самолёт, вертолёт, велосипед.

- морковь, слива, капуста, горох.

- куртка, резиновые сапоги, перчатки, панама.

- кухонный стол, табуретки, буфет, кровать.

- ворона, утка, голубь, воробей.

- кедр, липа, сосна, ель.

- санки, лыжи, скакалка, коньки.

- лиса, волк, медведь, жираф.

- шуба, шапка, купальник, шарф.

- ручка, резинка, мяч, пенал.

- портфель, тетрадь, учебник, яблоко.

18. ИГРА «ОТВЕЧАЙ БЫСТРО».

ЦЕЛЬ: развивать логическое мышление,

внимание, обобщение, формировать

умение анализировать и сравнивать

различные предметы.

• Витя шёл впереди Коли. (кто позади)

• Кошка больше собаки. (кто меньше)

• Вова бросил мяч Ване. (кто поймал мяч)

• Собака укусила корову. (кто кусался)

• Петю ударил Ваню. (кто драчун)

• Мышка меньше кошки. (кто больше)

• Дерево выше куста. (что ниже)

• Река шире ручья. (что уже)

• Охотник шёл за собакой. (кто шёл впереди)

• Внука провожал дедушка. (кто уезжал)

• Вова сильнее брата. (кто слабее)

• Машина едет быстро, а

самолёт летит быстрее. (кто едет медленнее)

• Весной погода тёплая, а

летом ещё теплее. (когда прохладнее)

19. ИГРА «ОДИН – МНОГО»

ЦЕЛЬ: учить образовывать грамматические

формы слов именительного падежа

множественного числа.

Рука – руки. перчатка -…

Окно -… носок -…

Колесо - … курица -…

Гнездо -… индюк -…

Ведро -… цыплёнок -…

Озеро -… гусь -…

Дерево -… утка -…

Перо -… воробей -…

Лист -… снегирь -…

Стул -… ворона -…

Крыло -… самолёт -…

Огурец -… машина -…

Помидор -… стакан -…

Яблоко -… ручка -…

Груша -… книга -…

Слива -… карандаш -…

Персик -… буква -…

Банан -… сумка -…

20. ИГРА «ПРО КОГО МОЖНО СКАЗАТЬ?»

ЦЕЛЬ: учить подбирать существительное

к глаголу.

Охотится -…

Крадётся -…

Воет -…

Стоит -…

Летит -…

Кусается -…

Пугается -…

Скачет -…

Бегает -…

Катится -…

Переваливается -…

Хитрит -…

Выслеживает -…

Прячется -…

Падает -…

21. ИГРА «СКАЖИ ЛАСКОВО».

ЦЕЛЬ: формировать словообразование

с помощью уменьшительно –

ласкательных суффиксов.

Огурец – огурчик

Помидор -… воробей -…

Яблоко -… синица -…

Груша -… ель -…

Слива -… сосна -…

Персик -… иголка -…

Банан -… ветка -…

Шапка -… кошка -…

Сапоги -… собака -…

Пальто -… свинья -…

Куртка -… мама -…

Мяч -… бабушка -…

Кукла -… сестра -…

Мишка -… тётя -…

Матрёшка -… соловей - соловушка

Петрушка -… журавль – журавушка.

22. ИГРА «УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ».

ЦЕЛЬ: формировать умение анализировать

и сравнивать предметы, развивать

логическое мышление.

• Фрукт, овальный, твёрдый, жёлтый, кислый. ЛИМОН

• Сторожит, грызёт, лает, рычит. СОБАКА

• Хрюкает, роет, визжит. СВИНЬЯ

• Бегает, скачет, жуёт, ржёт. ЛОШАДЬ

• Царапается, лакает, мяукает. КОШКА

• Ходит, жуёт, мычит. КОРОВА

• Падают, шелестят, вянут, шуршат, осыпаются. ЛИСТЬЯ

• Варит, режет, мешает, пробует. ПОВАР

• Прыгает, скачет, катится, летит. МЯЧ

• Учит, проверяет тетради, ставит оценки. УЧИТЕЛЬ

• Ставит градусники, выписывает таблетки, лечит. ВРАЧ

• Бурый, косолапый, неуклюжий. МЕДВЕДЬ

• Серый, зубастый, страшный. ВОЛК

• Хитрая, пушистая, рыжая. ЛИСА

• Маленький, длинноухий, пугливый. ЗАЯЦ

• Колючий, фыркает, сворачивается в клубок. ЁЖ

1. ИГРА «ЗАКОНЧИ СЛОВО».

ЦЕЛЬ: развитие звукослогового анализа

и синтеза слов.

Предложить детям придумать слова, которые

начинаются со слога: ЗА, МУ, НО, …

2. ИГРА «НАЙДИ ОШИБКУ».

ЦЕЛЬ: развивать слуховое внимание.

• Жучка будку не доела: неохота, надоело. (булку)

• На волке творог, сметана, молоко. (полке)

• На пожелтевшую траву роняет лев свою листву. (лес)

• Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно врачей. (грачей)

• На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок. (кочкам)

• Говорят, один рыбак в речке выловил башмак.

Но зато ему потом на крючок попался дом. (сом)

• У вратаря большой улов –

влетели в сетку пять волов. (голов)

• Лежит лентяй на раскладушке,

грызёт, похрустывая, пушки. (сушки)

• Ехал дядя без жилета,

заплатил он штраф за это. (билета)

• Поэт закончил строку, в конце поставил бочку. (точку)

• Мама с бочками пошла по дороге вдоль села. (дочками)

• На поляне весной вырос зуб молодой. (дуб)

• Сели в ложку и – айда! По реке туда-сюда. (лодку)

• На виду у детворы крысу красят маляры. (крышу)

• Мы собирали васильки, на головах у нас щенки. (венки)

• Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом. (коне)

• Мишка дров не напилил, печку кепками топил. (щепками)

• Синеет море перед нами,

летают майки над волнами. (чайки)

3. ИГРА «НАЙДИ СЛОВО В СЛОВЕ»

ЦЕЛЬ: развивать слуховое внимание.

• Укол – кол

• Экраны – краны – раны

• Дудочки – удочки – дочки – очки

• Дубок – дуб

• Драма – рама

• Кров – ров

• Крапива – ива

• Клён – лён

• Муха – уха

• Плуг – луг

• Спорт – порт

• Смех - мех

• Тумбочка – бочка

• Удача – дача

• Уход – ход

• Шарф – шар

• Шутка – утка.

4. ИГРА «ОТНИМИ СЛОГ»

ЦЕЛЬ: развивать слуховое внимание.

• Фасоль – соль

• Камыш – мышь

• Майка – май

• Чайка – чай

• Часто – час

• Радуга – дуга

• Каток – ток

• Выход – ход

• Вызов – зов

• Юноша – ноша

• Ищи – щи

• Кусты – ты

• Обвал – вал

5. ИГРА «ДОБАВЬ ЗВУК».

ЦЕЛЬ: развивать слуховое внимание.

• Лев – хлев

• Луг – плуг

• Лень – олень

• Мех – смех

• Оса – коса

• Ухо – сухо

• Ура – Шура

• Стол – столб

• Пар – парк

• Пол – полк

• Пена – пенал

• Метр – метро

• Мыл – мыло

• Ужи – лужи

• Банк – банка

• Буква – букварь

• Спор – спорт.

6. ИГРА «КТО БОЛЬШЕ ДОБАВИТ».

ЦЕЛЬ: развивать слуховое внимание.

Сок – кусок, носок, песок, часок, висок, лесок,

брусок, басок.

Точки – уточки, ниточки, веточки, косточки,

листочки, ласточки, кисточки, деточки,

меточки, ленточки, моточки, сеточки,

шуточки, чёрточки, карточки.

Ток - моток, каток, чуток.

14. ИГРА «С ЧЕМ СВЯЗАНО СЛОВО».

ЦЕЛЬ: развивать образное мышление,

формировать умение анализировать.

ЗИМА - снег, холод, мороз, шуба, сани, снеговик,

лыжи, коньки.

КОНЬ – лошадь, телега, конюшня, грива, овёс.

ВИШНЯ – дерево, сад, варенье, фрукт, компот.

ДЕРЕВО – лес, кора, пенёк, крона, ствол, листья,

почки.

ПТИЦА - яйцо, клюв, пение, соловей, перья,

крылья, полёт.

ГЛАЗА - зрение, слёзы, моргание, ресницы,

зрачок, видеть.

ЛОДКА - река, лето, весло, деревянная, мотор, нос.

ЯНВАРЬ- зима, первый месяц, начало года,

середина зимы.

15. ИГРА «СКАЖИ НАОБОРОТ»

ЦЕЛЬ: развивать логическое мышление,

учить подбирать антонимы.

Высокий – низкий спешить - медлить

Длинный – короткий строить - разрушать

Широкий – узкий зажечь - погасить

Толстый – тонкий одеть - раздеть

Сытый – голодный надеть - снять

Твёрдый – мягкий взять - положить

Горячий – холодный застегнуть - расстегнуть

Большой – маленький поднять - опустить

Глупый – умный налить - вылить

Громкий – тихий разрешать - запрещать

Сладкий – горький поздороваться - попрощаться

Весёлый – грустный завяжи - развяжи

День – ночь высоко - низко

Утро – вечер далеко - близко

Свет – тьма наверху - внизу

Небо – земля справа - слева

Печаль – радость впереди - сзади

Грязь – чистота хорошо - плохо

Вход – выход быстро – медленно.

Молчание – разговор холодно - жарко

Уродство – красота сядь - встань

Иди – стой взять - положить

Чёрный – белый пустой - полный

Лёгкий – тяжёлый больной - здоровый

Добрый – злой лучше - хуже

Шире – уже теплее - холоднее

Сверху – снизу послушный - балованный

Богатый – бедный сильный - слабый

Ласковый – грубый храбрый - трусливый

17. ИГРА «ОПРЕДЕЛИ И РАССКАЖИ»

ЦЕЛЬ: развивать логическое мышление,

учить подбирать слова признаки,

формировать умение анализировать.

БЕРЁЗА (какая) – зелёная, кудрявая, стройная,

белоствольная, стройная.

СНЕГ (какой) - белый, пушистый, мягкий,

холодный, хрупкий, мокрый,

скрипучий.

ХЛЕБ (какой) - вкусный, белый, пышный,

ароматный, горячий.

ЛЕС (какой) - густой, зелёный, пушистый,

печальный, дремучий, тенистый,

таинственный, еловый, сосновый,

кедровый.

ДУБ (какой) - большой, могучий, зелёный, резной.

ДОМ (какой) - высокий, большой, деревянный,

кирпичный, многоэтажный,

одноэтажный.

ОГУРЕЦ (какой) - зелёный, продолговатый, сочный,

хрустящий.

ШУБА (какая) - тёплая, пушистая, мягкая, лёгкая.

ЛИМОН (какой) - кислый, жёлтый, лимонный, сочный,

овальный, вкусный, полезный.

17 а) ИГРА «ОПРЕДЕЛИ И РАССКАЖИ»

ЦЕЛЬ: смотреть игра №17

МАМА (какая) - добрая, заботливая, умная, красивая,

родная, милая.

ЯБЛОКО (какое) – круглое, красное, жёлтое, зелёное,

вкусное, полезное, сладкое, сочное,

спелое.

ВОРОНА (какая) – чёрная, крикливая, хвастливая.

ШАРФ (какой) - пушистый, тёплый, шерстяной.

СОСУЛЬКА - холодная, ледяная, прозрачная, большая,

толстая, длинная, острая…

ЗАЩИТНИК

ОТЕЧЕСТВА - храбрый, смелый, отважный.

ЗИМА (какая) – холодная, суровая, морозная, снежная…

ВЕСНА (какая) – ранняя, поздняя, тёплая, цветущая,

поющая, долгожданная…

ОСЕНЬ (какая) – золотая, грустная, дождливая, сырая,

холодная, дивная…

ЛЕТО (какое) – тёплое, жаркое, знойное, весёлое…

КНИГА (какая) – детская, интересная, популярная,

художественная, занимательная,

полезная…

СОЛНЦЕ (какое) - ласковое, тёплое, яркое, лучистое…

23. ИГРА «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО».

ЦЕЛЬ: развивать логическое мышление,

формировать умение анализировать.

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел всё лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто. Летом выросла (капуста).

Собираем мы в лукошко очень крупную (картошку)

От дождя земля намокла – вылезай, толстушка…

(свёкла).

Из земли – за чуб плутовку! Тянем сочную…

(морковку).

Надо поклониться низко, чтобы вытащить…

(редиску).

Помогает деду внук – собирает с грядок… (лук).

Просит дедушка Федюшку: «Собери ещё…

(петрушку).

Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий (кабачок)

И красавец – великан тёмно – синий… (баклажан).

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

* * *

Дровосеки рубят бор – есть у каждого (топор).

Папе гвоздь забить помог деревянный… (молоток).

Пыль на полу – подайте… (метлу).

Возле школы все ребята убирают снег… (лопатой).

24. ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВА».

ЦЕЛЬ: учить подбирать родственные слова.

ХЛЕБ – хлебница, хлебный, хлебушек.

ЛИСТ – листок, листочек, лиственный,

лиственница, листопад.

ГРИБ – грибок, грибной, грибник, грибница.

МЕДВЕДЬ – медведица, медвежонок, медвежий,

межведушка.

ЛИСА – лисица, лисёнок, лисичий, лисушка.

КОРМ – кормушка, кормить, накормленный,

кормление.

ЕЛЬ – ёлка, ёлочка, еловый, ельник (сосна).

СНЕГ – снежок, снежинка, снежный снеговик,

Снегурочка.

ЗИМА – зимушка. Зимний, зимовать, зимовье.

МОРОЗ – морозный, морозить, замораживать.

ЛЁД – ледокол, льдина, ледовый, ледник,

гололёд.

ПОЧТА – почтальон, почтовый, почтамт.

МАМА – мамочка, мамуля.

КОСМОС – космонавт, космический, космодром.

СТРОИТЬ – стройка, строитель, строительство,

строительный.

ВИШНЯ – вишенка, вишнёвый.

ЛИМОН – лимонка, лимончик, лимонный.

ТРАВА – травка, травушка, травяной,

травянистый, травник.

РЫБА – рыбка, рыбак, рыболов, рыбный.

25. ИГРА «КАКОЕ БЛЮДО?»

ЦЕЛЬ: развивать логическое мышление.

СОК из: - ЯБЛОК – ЯБЛОЧНЫЙ

Груш., апельсин., малины., вишни., моркови.,

свеклы., тыквы.

КАША из:

Пшена., риса., геркулеса., манки. гречки…

ВАРЕНЬЕ из:

Яблок., груш., апельсин., малины., клубники.,

слив., абрикос., вишни…

СУП из:

Фасоли., гороха., рыбы., курицы., свеклы.,

грибов., овощей…

26. ИГРА «ЧТО, КОМУ НУЖНО».

ЦЕЛЬ: учить употреблять винительный падеж

имён существительных.

• Лыжи – лыжнику

• Клюшка – хоккеисту

• Коньки – фигуристу

• Санки – саночнику

• Кастрюли – повару

• Мел – учителю

• Весы – продавцу

• Ножницы – портнихе

• Фортепиано – пианисту

• Скрипка – скрипачу

• Автомобиль – шофёру

• Поезд – машинисту

• Самолёт – лётчику

• Доктор – пациенту

• Метла – дворнику

• Топор – дровосеку.

27. ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВА».

ЦЕЛЬ: продолжить отрабатывать

винительный падеж, развивать

логическое мышление, учить

подбирать предметы к признаку.

ЧТО МОЖНО?

Завязывать, шить, надевать, обувать, штопать.

ЧТО МОЖЕТ?

Таять, распускаться, появляться, зеленеть, цвести.

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ?

Старым, новым, мощным, летящим, длинным,

глубоким, мелким, грузовым, быстроходным,

лёгким.

28. ИГРА «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»

ЦЕЛЬ: развивать логическое мышление.

Снег на полях, лёд на лугах, вьюга гуляет,

когда это бывает? (зимой)

Сошли снега, шумит вода, день прибывает,

когда это бывает? (весной)

Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает,

когда это бывает? (осенью)

Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает,

когда это бывает? (летом).

29. ИГРА «НАЗОВИ ПРОФЕССИИ»

ЦЕЛЬ: учить образовывать существительные

с помощью суффикса -щик.

• Кто носит багаж? Носильщик

• Кто сваривает трубы? Сварщик

• Кто вставляет стёкла? Стекольщик

• Кто работает на кране? Крановщик

• Кто кладёт камни? Каменщик

• Кто чинит часы? Часовщик

• Кто точит ножи? Точильщик

• Кто кроит платье? Закройщик

30. ИГРА «ОБРАЗУЙ СЛОВО».

ЦЕЛЬ: учить детей словообразованию.

Назвать все известные слова с такими частями:

КИНО – кинотеатр, киноактёр, кинолента,

киномеханик, кинокамера, киносъёмка,

кинолента.

РАДИО – радиоприёмник, радиотехник,

радиопередача.

ФОТО - фотография, фотограф, фоторепортёр,

фотокорреспондент, фотоателье.

ТЕЛЕ - телевизор, телекамера, телепередача,

телеграф, телефон, телеграфист,

телефонист.

31. ИГРА «ОТВЕЧАЙ БЫСТРО».

ЦЕЛЬ: учить образовывать сравнительную

степень прилагательных от наречий.

Ответить на вопрос КАК?

Утром светло, а днём ещё (как) – светлее.

Вечером темно, а ночью ещё…

Осенью холодно, а зимой ещё…

В пальто тепло, а в шубе ещё…

Весной солнце светит ярко, а летом ещё…

Весной птицы поют звонко, а летом ещё…

Торт сладкий, а бывает ещё…

Торт вкусный, а бывает ещё…

32. ИГРА «БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ».

ЦЕЛЬ: развивать логическое мышление.

• Лыжнику нужны санки.

• Конькобежцу нужны лыжи.

• Саночнику нужны коньки.

• Хоккеисту нужны санки.

• Повар варит суп.

• Суп варит повар.

• Суп варит повара.

• Суп сварен поваром.

• Поваром сварен суп.

• Повар сварен супом.

• Супом сварен повар.

• Девочка ловит бабочку.

• Девочка поймана бабочкой.

• Бабочка поймана девочкой.

• Бабочка ловит девочку.

• Девочка поймала бабочку.

• Бабочка поймала девочку.

32 а) ИГРА «БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ».

ИГРА: развивать логическое мышление.

• Летом дети катаются на санках.

• Зимой дети лепят снежную бабу.

• Осенью колхозники убирают урожай.

• Зимой на деревьях распускаются почки.

• Весной дети играют в снежки.

• Летом дети купаются и загорают.

Зимой дети катаются:

• на лыжах,

• велосипеде,

• играют в мяч,

• лепят снежную бабу,

• прыгают через скакалку,

• играют в хоккей,

• футбол,

• загорают, строят снежную крепость.

33. ИГРА «ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ».

ЦЕЛЬ: научить детей образовывать

существительные в родительном

падеже ед. и мн. числа.

Игра «1 – 3 – 5» каб. логопеда.

Один стул – три стула – пять стульев.

34. ИГРА «ПОДБЕРИ, НАЗОВИ».

ИГРА: учить образовывать относительные

прилагательные.

• Лист берёзы – берёзовый.

• Лист клёна - …

• Лист осины - …

• Лист берёзы - …

• Лист рябины - …

• Лист дуба - …

• Сумка из кожи - …

• Стол из дерева - …

• Варенье из слив - …

• Сок из яблок - …

• Косынка из шёлка - …

• Бутылка из – под молока - …

• Ложка из дерева - …

• Стакан из пластмасса - …

• Стакан из стекла - …

35. ИГРА «КТО У КОГО?»

ИГРА: упражнять в словообразовании.

• У утки – утята

• У курицы - …

• У гусыни - …

• У индюшки - …

• У кошки - …

• У ежа - …

• У собаки - …

• У овцы - …

• У лошади - …

• У коровы - …

• У волка - …

• У лисы - …

36. ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО ИЛИ

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

ЦЕЛЬ: развивать внимание, память,

отработка винительного падежа.

На стол выставляются 4 – 5 игрушек. Ребёнок должен

запомнить и закрыть глаза. Затем как воспитатель

переставит игрушку или спрячет, ребёнок открывает

глаза и отвечает.

37. ИГРА «ГДЕ ЕЩЁ ВСТРЕЧАЕТСЯ?»

ИГРА: отработка грамматических

многозначных форм слов.

• ШЛЯПКА – головной убор, у гриба, у гвоздя.

• РУЧКА – у чайника, чашки, самовара, двери.

• КОСА – у девочки, которой косят траву.

• НОЖКА – у стула, стола, торшера, гриба.

• ИГЛА – у ёлки, ёжика, которой шьют.

38. ИГРА «ОТСТУЧИ».

ЦЕЛЬ: развивать умение слышать.

Ребёнок хлопает в ладоши столько раз, сколько

услышит хлопков от взрослого.

// - /// - ///

/// - // - ///

/ - // - ///…

39. ИГРА «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»

ЦЕЛЬ: отрабатывать обозначения

временных признаков действия.

• Просыпаемся – утром

• Работаем, играем - …

• Спим - …

• Завтракаем - …

• Обедаем - …

• Ужинаем - …

• Катаемся на лыжах - …

• Листья опадают - …

• Загораем на пляже - …

• Катаемся на санях - …

• Собираем урожай - …

• Сажаем огород – …

40. ИГРА «КТО, КАК РАЗГОВАРИВАЕТ?»

ЦЕЛЬ: уточнить и обогатить имеющийся словарь.

• Кошка – мяукает

• Корова – мычит

• Собака – лает

• Утка – крякает

• Петух – кукарекает

• Голубь – воркует

• Кукушка – кукует

• Конь – ржёт

• Курица – кудахчет

• Птичка – поёт

• Ворона – каркает

• Кузнечик – стрекочет

• Воробей – чирикает

• Комар – пищит.

41. ИГРА «ПОДБЕРИ ПРАВИЛЬНО».

ЦЕЛЬ: научить детей подбирать синонимы

к заданному слову.

• Бежать – мчаться

• Работать – трудиться

• Баловаться – шалить

• Барахтаться – бултыхаться

• Вырасти – подрасти

• Вырывать – выдёргивать

• Завинтить – завернуть, закрутить

• Намочить – смочить, замочить

• Обвалиться – завалиться, обрушиться.

42. ИГРА «ОДИН – МНОГО»

ЦЕЛЬ: научить детей образовывать множественное

число существительных и правильно

употреблять.

• Лев – львы

• Воробей - …

• Коза - …

• Свинья - …

• Перо - …

• Котёнок - …

• Телёнок - …

• Жеребёнок - …

• Орлёнок - …

• Орёл - …

• Лиса - …

• Крыло - …

• Улей - …

• Щенок - …

• Поросёнок - …

• Бельчонок - …

• Козлёнок - …

• Ягнёнок - …

• Галчонок - …

43. ИГРА «ПОДБИРИ, НАЗОВИ».

ЦЕЛЬ: научить детей самостоятельно подбирать

названия предметов к названиям действий.

ЛЕТАЕТ – птица, бабочка, муха, жук, стрекоза, вертолёт,

самолёт, пух, снежинка, шар, спутник.

ИДЁТ - человек, ребёнок, девочка, мальчик, внучка,

брат, сестра, кошка, собака, дождь, град,

поезд, снег, часы.

РАСТЁТ – девочка, мальчик, ребёнок, дерево, мох, трава,

лист, цветок.

ЗАКРЫТЬ-дверь, книгу, глаза.

РЕЗАТЬ – ножом, ножницами, бритвой, ножичком.

ЛЕЖАТЬ-на столе, в книге, под стулом, за шкафом,

около стены, рядом с домом, у двери.

ПОДНЯТЬ-мяч, кубики, голову, руки.

44. ИГРА «УГАДАЙ».

ЦЕЛЬ: научить детей определять предмет по

названию его составных частей.

Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дворник, дверца –

грузовая машина.

Ствол, ветки, сучья, почки, листья, кора, корни –

дерево.

Сиденье, спинка, ножки – стул.

Дно, стенки, крышка, ручки – кастрюля.

Палуба, каюта, борт, иллюминатор, якорь, корма, нос –

пароход.

Подъезд, этаж, лестница, квартира, чердак – дом.

Крылья, кабина, пропеллер, шасси, хвост, мотор – самолёт.

45. ИГРА «ЧТО ДЕЛАЕТ?»

ЦЕЛЬ: обучить детей подбирать слова,

обозначающие действия, к словам,

обозначающим одушевлённые и

неодушевлённые предметы, явления

природы.

МАЛЬЧИК - читает, пишет, лепит, вырезает,

клеит, строгает, забивает, чинит, красит,

шалит, дерётся, ныряет, прячется.

ДЕВОЧКА - шьёт, вяжет, вышивает, готовит, печёт,

жарит, штопает, провожает, встречает,

покупает, уезжает, переходит улицу.

СОБАКА - лает, кусает, сторожит, охраняет, играет,

воет, бегает, разыскивает.

КОШКА - лакает, мяукает, ловит, мурлычет,

царапается, играет, облизывается.

КУРИЦА - клюёт, кудахчет, ходит, выводит, пьёт.

САМОЛЁТ - гудит, взлетает, летит, приземляется.

РУЧЕЙ - бежит, журчит, звенит, течёт.

ЛИСТ - вянет, зеленеет, опадает, желтеет,

шелестит, шуршит, растёт, появляется,

распускается.

СОЛНЦЕ - греет, печёт, сияет, согревает.

ВЕТЕР - тучи разгоняет, тучи нагоняет,

листья срывает, дует, воет, завывает,

охлаждает, пыль поднимает.

Публикации по теме:

Интегрированный подход к организации и содержанию речевого развития детей младшего дошкольного возраста Одной из основных форм осуществления интегративного подхода в дошкольном учреждении являются интегрированные занятия. В методической литературе.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Малые формы фольклора как одно из направлений речевого развития детей дошкольного возраста в условиях перехода к ФГОС. В условиях перехода от ФГТ к ФГОС дошкольного образования, содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей.

Организация предметно-пространственной среды для речевого развития детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 33 «ГНОМ» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА Методическая.

Методическая разработка «Методы познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» «Методы познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах использования разнообразных.

Нормы речевого развития у детей среднего возраста НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА Основное назначение условного эталона подразумевает соотнести состояние языка, обнаружено.

Пальчиковые игры как основополагающий фактор речевого развития детей младшего дошкольного возраста Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования.

Рекомендации для родителей «Основные показатели формирования речевого развития детей дошкольного возраста по ФГОС до» Рекомендации для родителей. «Основные показатели формирования речевого развития детей дошкольного возраста по ФГОС ДО». Автор: воспитатель.

Семинар-практикум «Использование технологий речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до» Целью семинара-практикума является формирование педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять комплексный подход.

Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста) Младший дошкольный возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов, поэтому.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Весна
Автор публикации:
Картотека игр для речевого развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 марта 2017 в 13:27
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Организация непрерывной образовательной деятельности детей в средней группе по теме...
Автор НОД: Молгачёва Юлия Анатольевна Цель: Создание условий для знакомства с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с осенью....
Развивающая доска, или Бизиборд
Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить к вашему вниманию развивающую доску бизиборд или доску Монтессори, которую сделали я и...
Фотоотчёт «Мы сдаём ГТО. I этап спартакиады»
ГТО у дошколят Бодрые и веселые мы идем на стадион Внимание! Внимание! На нашем стадионе начинаются спортивные соревнования Дорогие ребята...
Конспект ОД по познавательному развитию «Моя семья»
Цель – расширить представления воспитанников о своей семье. Задачи: Образовательные: • Закрепить у воспитанников представления о членах семьи. • Закрепить...
Сценарий праздника «Приключение в музыкальном королевстве», приуроченного к Дню Музыки
Сценарий ко Дню Музыки для подготовительной группы "Приключение в Музыкальном Королевстве" Действующие лица: Ведущий, Король, Фея Музыки - взрослые;...