Приложение МААМ

Консультация «Воспитание сказкой»

Светлана Буртасенкова
Консультация «Воспитание сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы

До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.

Публикация «Консультация „Воспитание сказкой“» размещена в разделах

В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Потому так сильна сказка, поэтому дети так верят в нее. В народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться с неизменной сказочной закономерностью.

Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного — злость, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.

Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

«Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может».

Спросите у ребенка: «А что было дальше?» Каждый ответит; «Позвал дед бабку» — и с удовольствием расскажет, что было, потом и как все счастливо кончилось. Сказка «Репка», на первый взгляд, простая и бесхитростная, переходит от поколения к поколению, ее пересказывают, читают, рисуют, показывают в театре. Чем же так привлекательна эта сказка? Большой репкой? Да! Маленькой мышкой, без которой, может быть, и репку не вытащили бы из земли? Тоже правильно. Но, наверное, чем-то еще.

Дети любят играть в кубики. Часами могут сидеть на полу и складывать — желтый на зеленый, синий на красный, прямоугольный на квадратный. А потом, когда выстраивается дом или кораблик, с восхищением смотреть на то, что получилось. Они радуются осмысленной последовательности действия, в результате которого возник законченный, совершенно новый предмет — результат их труда. Развитие действия в сказке «Репка» в восприятии детей похоже на складывание кубиков: «дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку.» и т. д. В этой сказке, может быть, впервые дети, сами того не осознавая, прослеживают логику, связь, причины и следствия, законченность результата человеческих усилий. Сказка «Репка» - это прочная, хорошо выстроенная и выверенная «схема действия», простейшая «схема жизни», согласно которой только общими усилиями можно «вытащить репку». Поступки героев естественно вытекают один из другого, усилия не напрасны, они имеют вполне завершенный конец. И эта вехами выверенная закономерность - бесценное достоинство народной сказки.

Сказочная страна как скатерть-самобранка, которая выставляет все самое лучшее, что народ готов передать своему юному поколению.

Каждый народ по-своему выражает то видение мира, которое сложилось веками. Сказочные герои своими поступками, мыслями и чувствами раскрывают, прежде всего, национальные и социальные, традиционные устои своего народа. Эти герои не похожи друг на друга. Но каждая сказка воплощает мечту о справедливости, мечту, которой не всегда дано было осуществиться. Сказки по сути своей оптимистичны. Сколько бы препятствий и трудностей ни приходилось преодолеть народному герою, сколько бы кощеев бессмертных и разбойников ни становилось на его пути — всегда он побеждает, и сказка кончается «пиром на весь мир».

Каждый народ хранит в сказках образы своей культуры, уходящей корнями глубоко в историю. Каждая сказка дышит свежестью и силой народного творчества. Сказок неисчислимое множество, но одно их роднит: всепобеждающая вера в счастье и добро. Эта неотъемлемая частица народного духа присутствует в сказках, созданных и в горах Мексики, и во льдах дальнего Севера — везде, где живут люди.

Да, своим любимым сказочным героям народ даже имена выбирает самые звучные, самые красивые. Народные сказки, песни, загадки вдохновляли многих писателей, придавали им силы в создании необыкновенных фантастических образов. Сказки А. Толстого, братьев Гримм, Андерсена, знаменитый «Конек-Горбунок» П. Ершова - все эти произведения проникнуты подлинно народным духом, все они писались людьми, глубоко знающими фольклор. И все-таки это уже новое явление — сказка литературная.

И, наверное, самым ярким примером художественного превращения фольклорных истоков в литературное произведение могут служить сказки А. С. Пушкина.

Сказка по сути своей поэтична. И в сказках, сочиненных Пушкиным, вся исконная поэзия фольклора выплеснулась наружу, раскрылась поэтичность его образов и ситуаций, восторжествовала гармония слова. Яркость образов, поэтическая сила и убедительность действия, строгая красота русского народного языка, особая мелодия присущи каждой сказке.

Поэт прославляет красоту человеческую и достигает в этом высокого совершенства. Он создает прекрасный образ русской красавицы, используя все великолепие и богатство народно-поэтического языка.

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Этот образ — воплощение мечты народа о красоте человека, о его величии. Воспетый великим поэтом, он получает еще большую завершенность. Как и в народных сказках, в сказках Пушкина Добро борется со Злом, высмеиваются жадность, глупость и прославляется человек - умелец, простой человек, который живет своим трудом.

Сказки А. С. Пушкина подлинно гармоничны. Слушая и запоминая до удивления простые стихи про золотую рыбку, и про царевну Лебедь, и про удалого работника Балду, дети входят в мир высокой гармонии.

Сказочник не просто писатель, не просто сочинитель. Это совсем особый человек, обладающий огромной фантазией, человек, способный в своем воображении отвлечься от жизненных неудач и унестись мечтой в далекое или близкое сказочное царство, найти, увидеть эта царство рядом с собой, так ясно представить этот сказочный мир, с такой силой поверить в его героев, наделить их умом, талантом, сделать так, чтобы в этих героев поверили вместе с ним и все другие люди. Сказочник - это человек, который до конца верит в добро. Он острее других чувствует горе и всегда готов помочь людям. Но он не упрощает жизнь, не прячется от людской беды в сказочной стране своей фантазии. Он просто побеждает горе, побеждает своей верой в человека, верой в его силу и разум, побеждает сказкой. Он находит в себе мужество верить в счастье людей на земле, верить, что главная побеждающая сила — в самом человеке, в его добродетелях.

Ганс Христиан Андерсон написал много сказок и сказочных историй, и каждая из них проникнута верой в победу добра. Но для писателя добро — это человеческая любовь. Андерсон считал любовь всепобеждающим чувством человека, самым главным его качество. И в сказках писателя это чувство, не теряя своей нежности и лиричности, обретает огромную силу и мощь, побеждает злых колдунов, уничтожает несправедливость.

Бороться со злом и побеждать его можно разными способами. Каждый писатель — сказочник находит свои средства, свою интонацию, свой образ победителя. И если веселый пушкинский Балда побеждает зло смекалкой, а нежная Элиза — своей прекрасной мужественной любовью, то маленький деревянный человечек из сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино — всеобщий наш любимец Буратино одолевает своих врагов совсем по — мальчишески — смехом, удалью, отвагой.

Уничтожать и побеждать самое страшное зло смехом маленьким читателям, и это безоговорочно их убеждает в победе Добра. Наверно, именно поэтому нет у нас в стране ребенка, который вырос бы без сказок К. И. Чуковского, умевшего смеяться самым радостным и бесстрашным детским смехом.

Радостный смех поэта превращает всех «страшных» чудовищ и все их страшные дела в увлекательную сказку. И всегда всех бармалеев побеждают в сказках Чуковского смелые герои, такие добрые и веселые, что все бармалеи и крокодилы непременно раскаиваются и тоже становятся добрыми. Взрослые, конечно, заметили, как ребята огорчаются, когда сказка дочитана или рассказана. Они просят повторить все-все - с самого начала. И так без конца. Да сказка и не кончается. Она живет и меняется, как живет и меняется человек. Сказка пришла и в современный город, в современные дома, где живут современные малыши. И эта сегодняшняя сказка в сущности такая же, как и все сложенные много веков назад. Такая же, но и совсем новая, совсем другая, увлекательная.

Герои сказочной повести писателя Э. Успенского Крокодил Гена и его друзья». Все в этой сказке, как в настоящей жизни: и современный город, и зоопарк, в котором крокодил Гена работает Крокодилом. И магазин уцененных товаров, в котором работает Чебурашка, тоже настоящий. Все в этой сказке обыденно, все на первый взгляд похоже на повседневный окружающий нас мир. И только сказочное благородство живет в облике обаятельного крокодила Гены, сказочная доброта — в Чебурашке, сказочная злость и вредность — в старухе Шапокляк. Гена и Чебурашка появились на свет десять лет назад. О них сняли фильм, сложили песни, есть даже конфеты «Чебурашка». Современные дети (и не только самые маленькие) предпочитают такую сказочную ситуацию «обычным» книжкам, потому что мир сказочных образов, сказочных способа отражения жизни им ближе и понятней.

До тех пор пока дети находятся в радостном состоянии доверчивого созерцания мира, до тех пор, пока сказочный способ мышления является, пожалуй, основным и самым главным для них, у взрослых есть возможность яркими и простыми образами сказки донести до сознания детей те сложные, но самые главные принципы нравственности и морали, по которым живут люди.

Любовь к сказкам и счастливая способность верить им должна остаться с детьми на долгие годы, по сути дела, навсегда.

Публикации по теме:

Психолого-педагогические особенности работы со сказкой с детьми младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Сказка — одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живет.

Родительское собрание во второй младшей группе: «Развитие речи детей через чтение художественной литературы» Родительское собрание во второй мл. группе: «Развитие речи детей во второй младшей группе через чтение художественной литературы.» Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Воспитание сказкой»
Опубликовано: 25 марта 2014 в 11:33
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Воспитание сказкой»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Буртасенкова (УИ 206521) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД