Ольга Ноянова
Консультация воспитателям «Музыкотерапия, как средство психоэмоционального развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из самых актуальных проблем современного общества является
постоянно увеличивающееся количество детей, имеющих те или иные нарушения психического и физического развития. Эта проблема волнует представителей разных научных областей: медицины, психологии, социологии, педагогики. И, конечно же, она не обходит стороной представителей музыкальной педагогики нас, музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений. Любой педагог, проработав в системе образования, замечает резкий рост детей с различными формами нарушений в поведении, с различными отклонениями в психике. С каждым годом увеличивается число нездоровых детей, детей с нарушениями психоэмоциональной сферы. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.
Публикация «Консультация воспитателям „Музыкотерапия, как средство психоэмоционального развития дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия. Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду, так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклоняющегося поведения. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из нетрадиционных способов сохранения и укрепления физического и психологического здоровья –является музыкотерапия. Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов,
психосоматических заболеваний, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Музыка тесно связана с эмоциональным миром человека. Положительное влияние оказывают естественные звуки природы, например пение птиц, шум прибоя, дуновение ветра, шелест листьев, и другие. Но особенно благотворное влияние на человека и, в частности, на ребёнка оказывает классическая музыка. Она настраивает на примирение, рассеивает чувство гнева. Важное значение для прослушивания музыки имеет выбор помещения, свет, обстановка. Подбор музыкальных произведений должен производиться так, чтобы первой звучала мелодия, которая в какой-то мере отвечала бы душевному состоянию слушателя в данный момент. При условии профессионального использования музыки педагогами, музыкальное искусство способно благотворно влиять на организм ребёнка.
Для коррекции того или иного психоэмоционального состояния ребёнка подбирается соответствующий материал.
1. Рекомендации воспитателям по применении музыкотерапии в повседневной жизни детского сада.
Утренний прием в детском саду под музыку Моцарта. Именно
музыка Моцарта оказывает высвобождающее, лечебное, целительное
воздействие. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и
ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.
Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:
1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).
2. «Скерцо» (современный эстрадный оркестр)
3. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр).
4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская»,
«Калинка»)
5. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)
6. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская»,
«Калинка»)
Утренняя гимнастика, танцевальная терапия, ритмика.
1. Р. Шуман. «Клоуны».
2. Русская народная песня «Во поле береза стояла».
3. М. И. Глинка «Вальс – фантазия».
4. С. С. Прокофьев «Вальс». Балет «Золушка».
5. А. Т. Гречанинов «Игра в лошадки».
6. П. И. Чайковский «Мазурка».
7. Л. В. Бетховен. «Менуэт». «Экосез».
8. П. И. Чайковский. «Русская пляска»
9. Д. Д. Щостакович. «Танцы кукол».
10. А. К. Лядов «Дождик – дождик».
11. К. Сен – санс. «Осел». «Кенгуру». «Аквариум». «Лебедь».
12. П. И. Чайковский. Цикл «Времена года».
На этих занятиях музыка дает длительный положительный заряд, бодрость, радость.
Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон
рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда
мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей.
Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие.
Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями :
1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).
2. П. И. Чайковский «Времена года».
3. Бах-Гуно «Аве Мария».
4. Анугама «Голоса океана».
5. Бетховен, соната № 14 «Лунная».
6. 5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»).
Музыка для вечернего времени
Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует нервную систему детского организма.
Для этого можно использовать следующие мелодии:
1. «Классические мелодии для детей и их родителей» (из серии «Хорошая музыка для детей»).
2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».
3. Музыка для здоровья («Легкие»).
4. Голоса природы
5. А. Вивальди «Времена года».
6. Бах «Органные произведения».
Музыкальная аптека
«Мне грустно» Вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» Чайковского из сюиты «Времена года», «Весна» Вивальди из сюиты «Времена года»
«Горлышко болит» Лидирующую роль в борьбе с простудными и многими другими инфекциями играют тембры духовых инструментов
«Не хочу, не буду, уходи, ты – плохая!», «Мама, я боюсь!» Помогут произведения Гайдна, Шуберта, Шумана, Листа, Чайковского «Лебединое озеро», Таривердиева, Дебюсси «Лунный свет», Сен-Санса «Лебедь», Моцарта «Маленькая ночная серенада» (2-я часть)
«Мне грустно» Вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» Чайковского из сюиты «Времена года», «Весна» Вивальди из сюиты «Времена года»
«Животик болит» «Вальс цветов» Чайковский (балет Щелкунчик).
«Уснуть не могу» Колыбельная Брамса, сюита из балета «Пер Гюнт» Грига, сборник «Колысаночки» (фольклор)
«Головка болит» «Весенняя песня» Мендельсон, полонез Огинского «Прощание с Родиной».