Елена Бурьянова
Консультация «Зачем современному ребенку русские народные сказки и потешки? Взгляд нейропсихолога»
▼ Скачать + Заказать документы
На практике часто встречается родительское недоумение по поводу нужности русских народных сказок. Многие молодые специалисты так же задают вопрос, а насколько современному ребёнку нужно читать «Колобок», «Теремок» и т. д.
В чем нейропсихологический секрет?
Публикация «Консультация „Зачем современному ребенку русские народные сказки и потешки? Взгляд нейропсихолога“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Потешки для детей
- Потешки. Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Фольклорные сказки, такие как «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», а также потешки имеют многократную повторяющуюся структуру. Развитие мозга и психики в онтогенезе так же имеет повторяющуюся структуру. Помня о закономерностях развития: снизу — вверх, справа-налево, сзади — наперёд и только потом сверху-вниз, предлагая ребёнку потешки и сказки, мы формируем ритм, а ритм — это мощный аспект работы стволовых и подкорковых структур мозга, те, что обеспечивают усидчивость, тонус и концентрацию.
Как это работает: напевая ребёнку потешку или читая сказку, а если при этом еще и в такт слегка покачиваться, но даже вербально, мы придерживаемся устойчивого темпо-ритмического рисунка, ухо ребёнка воспринимает это и перерабатывает как через звук, так и задействуя вестибулярную систему тем самым стабилизируется тонус и ритм организма. Кроме этого, включается лимбическая система, отвечающая за эмоциональную регуляцию, а поскольку сказка имеет мощный эмоциональный подтекст, то функции лимбической системы обеспечивают включение таких эмоций, как сопереживание, проработку страхов, радости и др.
Кора мозга — самое новое и самое «умное» мозговое образование, обеспечивает интеллектуальную переработку сказочных сюжетов, слушая сказку, у ребё нка работают сразу все отделы мозговой коры: височные отделы — обрабатывают речевую сторону сказки, затылочные -позволяют представить образы героев и предметов, теменные -перерабатывают ощущения от движений и образов в пространственные системы, лобные контролируют и обеспечивают интерес.
А для того, чтобы все эти процессы закреплялись, в раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо сначала читать простые сказки и потешки, так как они способствуют формированию устойчивых нейронных связей между отделами мозга, чем младше ребёнок, тем чаще и устойчивей должны быть повторения. А более сложные литературные произведения можно добавлять по мере созревания нервной системы и психики ребёнка. В общем всему своё время.