Альбина Вильданова
Консультационный центр «Мы вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультационный центр в ДОУ
Воспитывать…самая трудная вещь,
Думаешь: ну, всё теперь кончилось!
Не тут-то было: только начинается!
Лермонтов М. Ю.
Аннотация
Статья направленна на тесное сотрудничество дошкольных учреждений с родителями (законными представителями) и решение проблем воспитания, обучения, развития и оздоровления детей от 0 до 18 лет. Работа консультационного центра и консультационных пунктов поможет обеспечить максимальное сокращение социальной изоляции семей, не посещающих детский сад, предоставляя им квалифицированную помощь специалистов.
Публикация «Консультационный центр „Мы вместе“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Государство начинается с семьи, и тема семьи в сфере образования выходит на первое место. Согласно государственной политике главными воспитателями ребенка являются родители, они оказывают самое большое влияние на развитие ребенка дошкольного возраста и переоценить это нельзя.
К сожалению, как показывают исследования, сегодня наблюдается недостаточно эффективное во многих случаях использование воспитательного потенциала семьи. У родителей отсутствует программа воспитания, в основном оно стихийно. Педагогические знания родителей отрывочны, нет чётких представлений о возрастных и психических особенностях и потребностях ребёнка, они не умеют анализировать свои методы воспитания. И как следствие – частые ошибки, снижающие его результативность.
Ошибочные подходы к этому процессу, сложности родителей в сфере воспитания детей во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой – они мало информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день педагогических пособий, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи. Сегодня у родителей с любым образованием много вопросов о том, как воспитывать ребёнка. Поэтому родителям необходима консультативная помощь специалистов.
Возникает необходимость разъяснять родителям огромную значимость, самоценность и уникальность периода дошкольного детства. Родители должны понимать, для чего они привели в этот мир ребенка.
Одной из главных задач образовательного процесса является формирование единого сообщества: родители- дети- педагоги, основанного на гармоничных партнерских отношениях.
С этой целью на базе МАДОУ Детский сад № 97 создана сеть Консультационных центров для родителей (законных представителей).
Консультационный центр призван оказать психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, воспитателями, психологами, логопедами и другими специалистами, работающими в ДОУ, а также помочь гармоничному развитию детей.
Консультационный центр является современной формой открытого взаимодействия образовательной организации с родителями.
Услуги Консультационного центра могут получить граждане, не посещающие ДОУ и воспитывающие детей от 0 до 18 лет.
Обратившись за помощью к нашим специалистам, родители получают квалифицированную помощь по различным вопросам воспитания, обучения, развития и оздоровления ребенка.
Основные задачи консультационного центра :
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей;
- оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- оказание помощи в смягчении адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада;
- оказание всесторонней помощи родителям, желающим взять на воспитание детей в свою семью;
- оказание помощи в проблемах: детско-родительских отношений, трудностей в поведении ребенка, развитии творческих способностей, адаптации ребенка в детском коллективе;
- оказание помощи в проблемах оздоровления и физического воспитания ребенка;
- определения уровня психологической готовности к обучению в школе;
- определения уровня развития познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение);
- определения уровня речевого развития;
- оказание помощи в анализе детско-родительских отношений;
-оказание помощи в выявление эмоционально-личностных проблем; межличностных отношений в семье и мн. др.
Организация коррекционно-педагогической помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов: воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога и др.
Практика общения с родителями позволяет выявить наиболее типичные проблемы, волнующие взрослых, обращающихся за консультативной помощью. Так, к основным проблемам можно отнести:
- невозможность посещения ребёнком дошкольного учреждения в силу специфики заболевания. Данная проблема связана, прежде всего, с необходимостью комплексной помощи всех специалистов Центра родителям в вопросах воспитания, обучения и развития особого ребёнка;
- преодоление адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада. Эта проблема волнует наиболее многочисленную категорию взрослых, которая представлена разным составом: родители, бабушки, дедушки, опекуны.
- нарушение развития речи у детей (отмечается нарушение звукопроизношения, страдает слоговая структура слова, словарь ниже возрастного уровня);
- готовность ребёнка к школьному обучению. Эта проблема волнует родителей детей старшего дошкольного возраста и, в основном, связана с необходимостью выбора образовательного учреждения для обучения ребёнка.
Формы сотрудничества с родителями в рамках консультационного центра :
1. Обеспечение родителей необходимой информацией на печатных и электронных носителях (памятки, буклеты-сопровождение, анкетирование, подборки практического материала, фото- и видеоматериалы, газета).
2. Обращения родителей по электронной почте, в соц. сетях или по телефону.
3. Консультирование родителей — индивидуальное и групповое. Консультации проводятся специалистами, исходя из запроса родителей и с учётом особенностей развития детей.
4. Практическая деятельность специалистов с родителями. Это проведение мастер-классов, тренингов дидактического взаимодействия (как правильно заниматься с детьми; как относиться к ошибкам и исправлять их).
5. Использование ИКТ. Изучение нового с помощью презентации весьма увлекательно, так как включает самые разнообразные материалы: схемы, таблицы, видео- и аудио-фрагменты, элементы анимации. Знакомим с актуальными вопросами по воспитанию детей, используя медиа-пособия, а также образовательные порталы и сайты в Интернете.
Таким образом, выстраивания диалога ДОУ и семьи, должно быть на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства для развития каждого ребенка.