МААМ-картинки

Консультативная работа с воспитателями «Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста»

Анна Нехорошева
Консультативная работа с воспитателями «Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Ход консультативной работы.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим об особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста, я предложу вам методы и приемы развития воображения. И надеюсь, что в своей дальнейшей работе с детьми, вы будете пользоваться полученной сегодня информацией.

Публикация «Консультативная работа с воспитателями „Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Итак, воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. Четвертая функция состоит в формировании внутреннего плана действий. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности.

Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности.

Хочется предложить Вам некоторые оригинальные методы развития творческого воображения дошкольников.

На занятиях рисованием, например, можно использовать следующие приемы.

Рисунки-невидимки.

Приготовьте белую бумагу и кисточку, налейте в блюдце молока. Попросите малыша нарисовать что-нибудь, используя вместо красок молоко. Когда оно высохнет, рисунок исчезнет. Как же теперь узнать, что нарисовано на листе бумаги? Для этого достаточно прогладить бумагу утюгом или подержать ее над включенной настольной лампой. Теперь можно организовать обмен секретными рисунками со всеми членами семьи. Получившему тайное послание всегда интересно узнать, что же скрывает чистый лист бумаги.

Картинка в крапинку.

На листе белой или цветной бумаги расположите один или несколько листьев клена, дуба, липы. Разведите краски нескольких цветов в разных емкостях. Возьмите зубную щетку, окуните ее в краску и проведите пальцем по щетине так, чтобы мелкие брызги полетели на бумагу. Это занятие, несомненно, заинтересует малыша.

Перед тем, как окунуть щетку в новый цвет, промойте ее водой. Когда весь лист покроется крапинками, дайте краскам высохнуть и снимите листья. Такая картинка вполне может украсить комнату.

Дырокол вместо кисти.

Оказывается, и с помощью дырокола можно сделать интересную картинку. Дайте малышу дырокол и лист белой бумаги. Пусть он наделает в бумаге отверстий произвольно или в каком-то определенном порядке. Покажите, как можно сделать симметричные дырочки, сложив лист в несколько раз. Теперь наклейте проколотый листок на цветную бумагу. С помощью цветных карандашей можно завершить картинку.

Пестрая мозаика.

Соберите побольше мелких предметов: монет, пуговиц, фишек от домино и т. п. Приготовьте белую и цветную бумагу, лист картона, ножницы и клей. Сначала малыш должен придумать, что хочет изобразить, и сделать на картоне подходящий фон. Помогите ему в этом. Например, внизу наклейте белую бумагу - снег, а сверху голубую - небо. Теперь можно приступить к композиции. Вот бежит доминошная дорожка, а в небе светит солнце - медная монета с лучами из желтого бисера. Идет человек, сделанный из пуговиц, и строится дом из спичек. После первых опытов можно заполнять мозаикой всю картину, не оставляя фона.

Картофельные штампики.

Разрежьте картофелину пополам. На срезе вырежьте какую-нибудь геометрическую фигуру - круг, квадрат, треугольник - или даже человечка. Может, малыш придумает еще что-нибудь интересное. В неглубоких ванночках разведите краски разных цветов. Приготовьте бумагу. А теперь покажите своему чаду, как делать отпечатки на бумаге, окуная штампик в краску и прикладывая его к бумаге. Пусть малыш даст волю фантазии. Может, у него получится орнамент, может, бытовая сценка, а возможно, и картинка кубиста.

Парафиновый карандаш.

Приготовьте парафиновую свечку, акварель, бумагу и кисточку. Заточите свечку как карандаш. Пусть малыш нарисует парафиновым карандашом на бумаге какую-нибудь картинку. Ничего не видно? Теперь в дело пойдет акварель. Дайте ребенку закрасить краской весь лист. Посоветуйте ему использовать побольше разных цветов. Что за чудо! На цветном фоне выступил первоначальный рисунок.

При проведении познавательного занятия с детьми, кода мы изучали символику РФ и города Красноярска, мы провели творческую работу, используя следующий прием.

Трафарет.

Предложите малышу придумать собственный герб. Когда эскиз будет готов, перенесите изображение на тонкий картон и вырежьте. У вас получится трафарет на листе картона. Трафарет должен быть не очень большим - примерно 10 х 10 см. Покажите ребенку, как работать с ним. Можно обвести его контуры карандашом или фломастером, поместив трафарет на бумаге, а также закрасить краской, используя тампон из поролона или материи. Теперь ребенок может сделать сколько угодно одинаковых картинок.

Также можно использовать нетрадиционные техники рисования. С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей техникам рисования.

Рассмотрим некоторые широко известные нетрадиционные техники рисования, которые рекомендуется использовать в работе с детьми.

Печатка - эта техника позволяет младшему дошкольнику многократно изображать один и тот же предмет, составлять из его отпечатков разные композиции, украшая ими открытки, пригласительные билеты, салфетки.

Дети младшей и средней группы рисуют несложные композиции, дорисовывая к отпечаткам нужные детали. Формы печаток можно разделить на два вида: предметные и геометрические. Предметные - изображения цветов, птиц, животных и др. Геометрические выполняются в форме круга, треугольника, ромба, овала и других геометрических фигур.

Вначале необходимо изготовить печатки сделать это можно по-разному:

1. Штампы и печатки несложно сделать из овощей: картофеля, моркови.

Овощ разрезается по меньшему диаметру и на гладкий срез шариковой ручкой наносится нужный для печати рисунок, затем мякоть аккуратно срезается по контуру рисунка. Рельеф должен быть отдаленным от фона на 1-1, 5см. Печатку прижимают к подушечке с краской, а затем к бумаге. Для каждого нового оттиска на поверхность формы нужно снова наносить краску.

В качестве штампов используется различный подручный материал: катушки от ниток, коробочки, пенопласт, резиновый ластик, бутылочные пробки.

2. В качестве печаток можно использовать листья красивых форм. Сухие листья, с объемной стороны прокрашивают густой гуашью и осторожно укладывают накрашенной стороной на бумагу.

Пальцевая живопись - очень простая техника рисования. Детям младшего дошкольного возраста еще трудно хорошо владеть кистью и карандашом, но им свойственно все исследовать пальчиками, поэтому нужно использовать эту природную способность детей.

Пальчиковый прием помогает ребенку органично почувствовать материал (гуашь, акварель, ее свойства вязкость, бархатистость красочного слоя, яркость, фантазийность отпечатка.

Гуашевые краски наливают в плоские тарелочки, обмакивают пальцы и рисуют.

Печать от руки - очень интересный игровой прием. Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.

Всю ладонь обмакивают в краску и на бумаге ставят отпечаток. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Можно дополнить деталями, нарисованными кистью, фломастером, ручкой.

Если предложить ребенку сложить руки ладошка к ладошке и торцевую сторону ладошек окунуть в краску, а затем приложить к бумаге, то получится ствол дерева. После того, набрав зеленую краску на ладонь, приложить ее на бумагу поверх ствола, получится дерево с кудрявой кроной.

Если закрасить ладошку и два пальца – указательный и безымянный, то получится отпечаток, портрет зайчика.

Удивительные, фантастические образы получаются из обведенных фломастером ладошек с подрисованными элементами. Особенно интересны изображения диковинных птиц, рыб, растений, украшенные узорами с помощью разноцветных фломастеров.

Материалы: гуашь, плоские тарелочки с губкой, таз с водой для мытья рук и салфетки для вытирания рук.

Количество красок в монотипии – любое. Результат – неожиданный эффект, при котором оттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний.

Лист бумаги складывают пополам. На одну из половин листа наносят яркие пятна жидкой краской, затем вторую половину прижимают к первой, тщательно разглаживают в разные стороны и разворачивают лист. На развороте получается зеркальное изображение (симметричное изображение). Остается только догадаться, на что оно похоже, и дорисовать недостающие детали. Узоры могут вызвать ассоциации с цветами, рыбами, с облаками. Способом симметричного оттиска можно выполнить рисунки «Бабочка», «Матрешка», «Бой петухов», Материалы: гуашь или акварель, белая или черная бумага.

Фотокопия (Рисование свечой) Этот способ издавна использовался народными мастерами при расписывании пасхальных яиц. Суть техники в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Наносят свечой рисунок, заполняя поверхность листа.

Нетрадиционные способы изо деятельности приобретают все большее значение в формировании творческих способностей у детей, их воображения. На занятиях, где используются новые нетрадиционные способы изображения, у детей с большей силой развивается художественный вкус, разносторонние возможности творчества, инициатива, эмоционально-волевая среда. Обогащается внутренний мир ребенка, его видение окружающей действительности.

Развитие творческих способностей детей в процессе обучения – одна из важнейших задач сегодняшнего дня.

«Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания, которых позволяет развить эти способности вовремя».

(О. Белобрыкина).

Публикации по теме:

Презентация опыта работы на тему «Развитие творческого воображения посредством конструирования в технике оригами» .

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультативная работа с воспитателями «Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 30 сентября 2014 в 18:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультативная работа с воспитателями «Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Нехорошева (УИ 247227) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД