МААМ-картинки

Консультирование родителей «Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивными детьми» (6 фото)

Марина Сергеева
Консультирование родителей «Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивными детьми»

Консультирование родителей «Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивными детьми».

План:

1. Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?

Публикация «Консультирование родителей „Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивными детьми“» размещена в разделах

2. Развитие понимания и принятие взаимодействия с родителями как диалога равноправных партнеров.

3. Просвещение родителей в вопросах воспитания, обучения и особенностей дошкольников.

4. Коррекция неадекватных форм поведения и эмоциональных реакций родителей на особенности поведения своих детей.

В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Сегодня ряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. Взрослые порой просто не знают, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность. Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общёство. Большинство ученых считают, что агрессия влечет за собой злонамеренное поведение. Само понятие «агрессия» происходит от латинского слова «аggressiо» — нападение. В психологическом словаре агрессия определяется как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам, установленным в обществе, и наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Признаки агрессивности могут проявляться уже в детстве. В качестве основных причин агрессивности у детей можно выделить следующие:

демонстрация насилия по телевидению;

экономическое неблагополучие семьи;

социальная нестабильность в обществе; недостатки воспитания;

неблагополучная семейная обстановка;

низкий уровень эмоционально-волевой сферы;

негативное отношение педагога к ребенку;

несформированность механизмов саморегуляции поведения и др.

Анализ основных причин, ведущих к проявлению и закреплению в поведении агрессивных тенденций, позволяет выделить общий компонент — насилие. Задача взрослых — содействовать формированию у детей позиции ненасилия, которая, по мнению В. А. Ситарова и В. Г. Маралова, выражается в ненасильственных действиях, усиливающих позитивные намерения другой стороны, сохраняющих независимость и автономность и исключающих нанесение ущерба.

У детей в возрасте 5-7 лет агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно.

Детская агрессивность рассматривается как социальное явление, поэтому взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и, доброжелательного поведения.

Взрослые должны решать ряд важных задач:

раскрывать сущность полярных понятий «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;

знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;

учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;

развивать эмоциональную произвольность;

учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).

Используются методы и приемы:

имитационные игры;

социально-поведенческий тренинг;

психогимнастика;

чтение и обсуждение художественных произведений;

просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий, дискуссии;

диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме;

обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.

Наверное, многие родители хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, общительных, контактных детей. Однако такого рецепта нет и не может быть. Как признает сегодня большинство специалистов по проблемам воспитания, деловое, игровое взаимодействие детей и родителей – важная составляющая семейного общения и семейного воспитания.

Давайте попробуем вместе развивать у ребенка умения, которые пригодятся ему в реальном общении с людьми, помогут ему наиболее безболезненно пройти сложный, но необходимый путь к овладению средствами эффективного общения.

Несложные игры и упражнения, способствующие развитию коммуникативных умений, вы легко можете использовать дома в индивидуальных занятиях с ребенком, а также во время прогулки.

Родителям предлагается принять участие в психологическом тренинге по взаимодействию с детьми. Такая форма помогает родителям не только лучше усвоить полученную информацию, но и практически отработать навыки взаимодействия с детьми, а создание непринужденной, доверительной атмосферы в ходе тренинга только способствует этому.

Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивными детьми.

• Написание бейджа с именем (родители пишут свои имена на бейджах и прикрепляют их к одежде).

Нам порой очень трудно вступать в контакты с новыми людьми. Преодолеть эту трудность поможет игра «Традиции».

• Игра «Традиции» (цель игры – сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы, создать доверительную атмосферу; инструкция: «В нашем городе есть традиция: все жители города в полдень собираются на старой площади и гуляют там. Если жители слышат один хлопок в ладоши, то здороваются друг с другом за руку и говорят свое имя, два хлопка – обнимают друг друга за плечи и прогуливаются вместе. Если звенит колокольчик, - кивают друг другу и говорят родственные слова»). Игра проводится под спокойную музыку.

Выполняя эту игру, дети научатся устанавливать доверительные отношения с другими людьми, создавать атмосферу сотрудничества.

Агрессия – это действие, агрессивность – готовность к совершению таких действий. Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокация могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т. д.).

Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии – «доброкачественная» и «злокачественная». Первая проявляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жестокость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

А. Басс и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии, которые можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с раннего детства.

Существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье. Если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он научиться скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцируют ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых он может влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.

1. Упражнение «Портрет агрессивного ребенка».

Группа родителей делится на 2-3 подгруппы. Каждой выдается карточка из списка характерные особенности ребенка. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны агрессивному ребенку, после чего проводиться общее обсуждение.

Характерные особенности ребенка

• Слишком говорлив.

• Отказывается от коллективной игры.

• Чрезмерно подвижен.

• Имеет высокие требования к себе.

• Не понимает чувств и переживаний других людей.

• Ощущает себя отверженным.

• Имеет низкую самооценку.

• Часто ругается со взрослыми.

• Создает конфликтные ситуации.

• Отстает в развитии речи.

• Чрезмерно подозрителен.

• Вертится на месте.

• Постоянно контролирует свое поведение.

• Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий.

• Сваливает вину на других.

• Часто спорит со взрослыми.

• Любит заниматься головоломками.

• Часто теряет контроль над собой.

• Отказывается выполнять просьбы.

• Часто дерется.

• Имеет отсутствующий взгляд.

• Не может адекватно оценить свое поведение.

• Часто специально раздражает взрослых.

• Задает много вопросов, но редко дожидается ответов.

• Робко здоровается.

• Толкает, ломает, рушит все кругом.

Родителям предлагается заполнить анкеты «признаки агрессивности», «критерии выявления агрессивного ребенка».

2. Анкета «Признаки агрессивности»

Ребенок Да Нет

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух

2 Он не может промолчать, когда чем-то недоволен

З. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же

4. Иногда ему безо всякой причины хочется выругаться

5. Бывает, что он с удовольствием

ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит

6. Иногда он так настаивает на чем- то, что окружающие теряют терпение

7. Он не прочь подразнить животных

8. Переспорить его трудно

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот

12. Часто не по возрасту ворчлив

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых

16. Легко ссориться, вступает в драку

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делиться

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех

Если у вас получилось 15-20 положительных ответов, то ваш ребенок с высокой степенью агрессивности, если 7-14 – со средней степенью, если

1-6 – с низкой степенью агрессивности.

Критерии выявления агрессивного ребенка

Ребенок Часто Редко

1. Спорит, ругается со взрослыми

2. Теряет контроль над собой

3. Завистлив, мстителен

4. Сердится и отказывается что-то сделать

5. Специально раздражает людей

6. Отказывается подчиниться правилам

7. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его

8. Винит других в своих ошибках

Если у вас получилось 4 из 8 критериев часто проявляются у ребенка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.

3. Как помочь агрессивному ребенку?

Коррекционную работу можно проводить в четырех направлениях:

I. Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

II. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

III. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

IV. Формирование таких качеств, как симпатия, доверие к людям и т. д.

I. Существует четыре основных способа выражения гнева:

1. Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным.

Человеку необходимо выплеснуть гнев из себя но не на того, кто «подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса

3. Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса.

4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

При обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева используются два направления:

• Учить детей прямо заявлять о своих чувствах;

• Выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.

II. Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей полезны любые релаксационные упражнения. Например, в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак «Стоп». Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: «Стоп». Для того чтобы данный прием начал работать, необходима многодневная тренировка.

III. Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Это можно сделать с помощью ролевой игры.

IV. Эмпатия – это способность сопереживать другим людям. Считается, что развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме этого, очень полезно сочинять с ребенком сказки, истории. В процессе чтения желательно, чтобы родители беседовали с детьми о чувствах и эмоциях, которые будят в них те или иные действия героев.

В арсенале взрослого есть следующие основные способы контроля поведения ребенка – позитивные, негативные и нейтральные.

Позитивные способы – просьбы, мягкое физическое манипулирование.

Просьбы и дружеские обращения к ребенку не всегда бывают эффективными при взаимодействии с ним. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации родители, скорее всего, отведут малыша от интересующего его объекта, а потом объяснят, почему они так сделали. Это и будет примером мягкого физического манипулирования. При общении с маленькими детьми этот способ является наиболее эффективным.

Негативные способы – наказания, приказы.

Приказы и наказания могут вызывать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому наказывать следует только в крайнем случае. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться (поскольку ребенок не всегда посмеет противостоять сильному взрослому, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-то «назло», например, подчеркнуто медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья опаздывает в это время в гости, в театр, и т. д.

Нейтральные способы – модификация поведения.

Техника модификация поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое – наказание или лишение привилегий. Однако этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросов своего ребенка: «А что мне за это будет?»

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения детей является умение родителей владеть собой. Многие взрослые пока еще и сами не умеют управлять собственным гневом, а значит, и их дети в процессе воспитания вряд ли усвоят навыки адекватного выражения гнева.

4. Игровое упражнение «Шла Саша по шоссе».

Упражнение проводится в два этапа. Каждый из участников получает карточку с любой скороговоркой. Имитируя ситуацию раздражения, участники ходят по группе и бормочут себе под нос скороговорку.

На втором этапе родители ходят по группе, останавливаются друг перед другом и трижды сердито выкрикивают текст своей скороговорки. Во время обсуждения участники отвечают воспитателю на вопрос «Что вы чувствовали после проведения первого и второго этапов игры?»

5. Игра «Обзывалки».

Родители передают по кругу мяч, при этом называют друг друга необидными словами начиная со слов: «А ты…» Это могут быть названия деревьев, цветов, фруктов… В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное.

6. Упражнение «Работа с гневом».

Группа делиться на 2-3 подгруппы, каждой из которых выдается список выражения гнева.

Способы выражения (выплескивания) гнева

1. Громко спеть любимую песню.

2. Пометать дротики в мишень.

3. Используя «стаканчик для криков» высказывать все свои отрицательные эмоции.

4. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.

5. Пускать мыльные пузыри.

6. Устроить «бой» с боксерской грушей.

7. Полить цветы.

8. Устроить соревнования «кто громче крикнет», «кто выше прыгнет», «кто быстрее пробежит».

9. Скомкать несколько листков бумаги, а затем их выбросить.

10. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.

11. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.

Родители в результате обсуждения выбирают наиболее приемлемые способы общения с детьми. В процессе общего обсуждения список дополняется и уточняется.

7. Обратная связь.

Каждый из родителей, по кругу передавая мяч, отвечает на вопросы: Чем полезна для вас данная встреча? Какие конкретные приемы вы будете использовать?

Приятно получать подарки, но подарок может быть не только материальным. Всем приятно слышать ласковые и добрые слова от близких людей.

8. Упражнение «Пожелания».

Родители стоят по кругу и, передавая друг другу зажженную свечу, заканчивают предложения: «Я желаю себе…», «Я желаю тебе…»

Консультирование родителей «Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивными детьми»

В заключение нашей встречи хочется надеяться, что все доброе и теплое вы унесете с собой домой и это чувство навсегда останется в вашем сердце. Желаю вам любви и понимания в вашем доме, чтобы у вас было время не только воспитывать ваших детей, но и просто играть. Всего вам доброго. До новых встреч.

Литература:

1. Я работаю психологом…Опыт, размышления, Советы / Под ред. И. В. Дубровиной. – М. ТЦ «Сфера», 1999.

2. Грабенко Т. Н., Зинкевич-Евстинеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб., 2002.

3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб. : ООО «Издательство Речь».2001.

4. Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, В. Г. Мещерякова. М., 1997).

5. Панфилова М. А. Игротерапия общения. – М. ,2002.

6. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.

7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М. ,2001.

Фото «Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивными детьми»
Консультирование родителей - фото
Фото №1 Консультации для родителей Консультирование родителей Тренинг эффективного взаимодействия с Фото №2 Агрессивный ребенок Фото №3 Консультации агрессивными детьми
Публикации по теме:

Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми»Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми» Цели: Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Игровой тренинг с детьми старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие»Игровой тренинг с детьми старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» Цель: Эмоциональное и социально-коммуникативное развитие детей. Задачи: - Закрепить с детьми представления об основных эмоциях;.

Игровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма взаимодействия с родителямиИгровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма взаимодействия с родителями Безопасность детей на дороге… Как важно научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге. Это главная задача взрослых. И в первую.

Консультация для педагогов «Индивидуальное консультирование родителей воспитанников в ДОУ»Консультация для педагогов «Индивидуальное консультирование родителей воспитанников в ДОУ» Детский сад – это не просто заведение, куда родители отдают ребенка на некоторое время. Это место, где малыш проводит значительную часть.

Консультация для родителей «Секреты эффективного отцовства» Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, как правило действует на ребенка лаской, добротой. Она играет большую.

Коррекционные игры в работе с агрессивными детьмиКоррекционные игры в работе с агрессивными детьми Данные игры можно организовать, как индивидуально, так и с группой детей-дошкольников. Они помогут детям выплеснуть в игровой форме агрессию,.

Логопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанниковЛогопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанников Преемственность в работе логопеда с семьей детей-логопатов является важнейшим условием успешного коррекционного процесса по устранению речевых.

Семинар-тренинг для родителей младшей группы «Мы счастливы, когда мы вместе» Семинар – тренинг для родителей младшей группы Цель: познакомить родителей с основными правилами семейного воспитания Задачи: - привлечь.

Собрание-тренинг для родителей воспитанников логопедической группы «Развиваемся играя» Собрание – тренинг для родителей воспитанников логопедической группы. Подготовил учитель-логопед I квалификационной.

Тренинг для родителей «Профилактика и способы разрешения конфликтных ситуаций» Цель: Создание условий для раскрытия личности участников тренинга. Уважаемые родители! Сегодня у нас с вами есть уникальная возможность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультирование родителей «Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивными детьми»
Опубликовано: 18 июня 2020 в 00:29
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД