Приложение МААМ

Контрольная работа по культорологии

Елена Панченко
Контрольная работа по культорологии
▼ Скачать + Заказать документы

1. Поясните смысл понятие "культурогенез".

Культурогенез - это обобщение достижений истории, философии, этнографии, археологии, социологии. Он связан и с другими дисциплинами, занимающимися изучением разных аспектов существования человеческого общества. Понятие культурогенеза появилось в начале двадцатого века. В настоящее время данному термину дают несколько определений. Одни исследователи считают, что культурогенез - это комплекс дисциплин, которые изучают культуру в социальном действии и историческом формировании. Второе определение допускает существование данного термина в виде самостоятельной научной дисциплины.

Публикация «Контрольная работа по культорологии» размещена в разделах

Есть и третье определение, согласно которому культурогенез - это один из разделов тех дисциплин, которые занимаются изучением культуры. Самым распространенным стал взгляд на культурологию, как на совокупность знаний и самостоятельную сферу общественно-гуманитарного знания. Она основывается на достижениях социологии, философии, психологии.

В структуре выделяют философию, историю, теорию, социологию культуры. Здесь анализируются вопросы главных культурных категорий, определение традиций. Теория культуры охватывает особенности завоевания человечеством окружающего мира, культурного бытия. В ее рамках рассматривается связь природы и культуры, отношение и взаимодействие культур, определяются критерии для объяснения многочисленных культурных явлений.

Существует несколько теорий культурогенеза :

• Космологическая. Ее главная суть состоит в утверждении, что на развитие культуры влияют некие космические силы, которые своим воздействием побуждают человечество развиваться.

• Символическая. Ее сторонники уверены в том, что развитие культуры вызвано передачей информации закодированными символами.

• Натуралистическая. Основана на том, что человечество и культура развивались естественным путем в ходе эволюции. Орудийно-трудовая. Ее основоположник - Ф. Энгельс, который утверждал, что именно труд послужил толчком к развитию человечества и культуры.

• Социальная. В ее основе лежит утверждение, что человечество развивает не трудовая деятельность, а необходимость работать сообща.

Существует несколько подходов, которые объясняют сущность культурогенеза :

• Антропологический, который предполагает выражение человеческой природы.

• Философско-исторический, предусматривающий изменения реальности.

• Социологический, в котором культура рассматривается, как фактор организации общественной жизни.

• Аксиологический (ценностный, рассматривающий культуру в виде комплекса ценностей, которые образуют смысловое ядро.

Такое понятие, как культура, является сложным и многогранным, поэтому проблематично подобрать для него какое-то одно определение.

2. Раскройте взаимосвязь и взаимовлияние культуры и государства.

Термин «культура» (от лат. «cultura» – возделывание, взращивание; воспитание, образование; развитие) довольно многозначен. В этом можно легко убедиться, обратившись к справочной литературе. Не существует единого понимания культуры и в научной литературе, в том числе и юридической. Не вдаваясь в подробности относительно того, какие мнения высказываются по поводу понятия культуры, поскольку это не входит в задачу настоящей работы, отметим, что наиболее приемлемым представляется понимание культуры как определенного качественного состояния общества на том или ином этапе его исторического развития, которое характеризуется исторически определенным уровнем развития общества, степенью его цивилизованности, совокупностью материальных и духовных ценностей, интеллектуальным и духовным развитием человека. Существуют и более узкие толкования культуры, когда под культурой понимают, например, уровень развития какой-либо отрасли знания или деятельности или степень общественного, умственного и нравственного развития кого-либо.

Рассматривая соотношение государства и культуры, необходимо, как представляется, учитывать тот факт, что культура – явление разноплановое. Есть культура всего общества, социальная культура и есть культура отдельного человека, индивидуальная культура, которые хотя и связаны между собой, но обладают все-таки относительной самостоятельностью. Социальная культура – это качественное состояние общества в целом, уровень его развития. Это все то, что создано человеком, что является результатом его материальной и духовной деятельности. Социальную культуру можно подразделить (правда, с некоторой долей условности) на материальную и духовную. Материальную культуру общества составляют техника, материальные ценности, созданные в процессе производства, производственный опыт. Духовную культуру – производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, литературы, искусства, морали, просвещения и т. д. Индивидуальная культура – это качественное состояние и уровень общественного, умственного, нравственного развития отдельного человека, его творческих сил и способностей.

Связь государства с культурой необходимо рассматривать с учетом деления культуры на социальную и индивидуальную. Связь государства с социальной культурой выражается, прежде всего, в том, что государство входит в состав социальной (духовной) культуры и является ее составной частью. Вследствие этого государство выступает не только как социальное явление, но и как явление культуры и представляет собой определенную социально-культурную ценность.

В советской науке государство не признавалось в качестве составной части культуры и социально-культурной ценности. Оно трактовалось как орудие классового господства, подавления одних классов другими, которое с исчезновением классов должно отмереть и исчезнуть. При таком подходе никакой социальной и культурной ценности за государством не признавалось. Однако постепенно пришло осознание того, что государство – это не только и даже не столько орудие классового господства, подавления, сколько социально полезный и необходимый для нормального функционирования общества инструмент, характеризующий определенный уровень развития социальной культуры.

Государство как составная часть, элемент социальной культуры является определенным показателем культурного уровня развития общества. Форма правления и форма государственного устройства, политический режим и уровень развития демократии, система государственных органов и принципы их организации и деятельности – все это показатели культурного уровня развития общества, свидетельствующие о степени цивилизованности государства.

Связь государства с социальной культурой характеризуется не только тем, что государство является ее элементом, а также определенным показателем культурного уровня развития общества. Эта связь проявляется еще и в их взаимном влиянии. Поскольку государство является элементом, составной частью культуры, оно испытывает на себе ее влияние. Культура общества наряду с другими факторами (экономикой, политикой, идеологией и т. д., так или иначе, обусловливает уровень развития государства, степень его совершенства. В связи с этим государство не может быть выше культурного уровня развития общества.

С другой стороны, имеет место обратное влияние государства на культуру. Государство, воздействуя на экономику, политику, другие сферы общественной жизни, воздействует также и на культуру. Более того, государство с помощью позитивного права регулирует многие отношения в социально-культурной сфере общества, непосредственно влияя на ее развитие. Причем это влияние может быть как положительным, если государство способствует развитию культуры, реализации тех или иных культурных программ, так и отрицательным, если государство не уделяет должного внимания развитию культуры и не оказывает ей необходимой финансовой поддержки.

Иначе выглядит связь государства с индивидуальной культурой. Само собой разумеется, что государство не является элементом индивидуальной культуры. Но это совсем не означает, что государство никак не связано с индивидуальной культурой. Эта связь выражается преимущественно в том, что государство, влияя на культуру в целом, оказывает влияние и на культуру отдельных индивидов и тоже как в положительном, так и в отрицательном плане. Что же касается обратного влияния индивидуальной культуры на государство, то она, как представляется, носит весьма отдаленный, косвенный характер. Так, например, низкий уровень культуры населения может вызвать соответствующую реакцию со стороны государства и побудить его к разработке и осуществлению программ, связанных с повышением грамотности и культурного уровня населения в тех или иных областях общественной жизни (экономики, политики, права и т. д.).

3. Как знания культурологии могут помочь воспитателю ДОУ в его профессиональной деятельности?

В сложившейся политической, экономической, социально-педагогической ситуации обновления российского государства и общества очевидна необходимость развития системы дошкольного образования в целом и каждого дошкольного образовательного учреждения в отдельности. Предпринимаемые в последние годы педагогами попытки обновления и совершенствования воспитательно-образовательной деятельности детских садов посредством внесения в нее локальных изменений не приносят желаемого результата. Требуются существенные системные изменения, которые определяются программой развития дошкольного образовательного учреждения и уровнем развития профессионально-педагогической культуры воспитателя.

В период развития общества требования, предъявляемые к любой форме общественной деятельности, неизменно связано с культурой. Высокий уровень культуры является необходимым условием эффективности любого труда, а особенно педагогического. Профессионально - педагогическая культура воспитателя ДОУ в значительной степени определяется уровнем его педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности.

В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности учителя, преподавателя, воспитателя являются не столько специальные знания, владение информацией, освоенные технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессионально-педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности.

В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества специалиста после окончания педвуза или педагогического колледжа могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент.

Однако анализ деятельности педагогических работников дошкольных учреждений показывает, что в основном они работают как и прежде, исходя из старой нормативно-исполнительной парадигмы, тогда как новые функции (исследовательская, диагностическая, коррекционно-развивающая и др.) требуют от воспитателей овладения основами инновационной, проектировочной, коммуникативной, рефлексивной, управленческой деятельности.

Педагогическая культура предполагает наличие:

- педагогической направленности в личности педагога (воспитателя, отражающей его предрасположенность к учебно-воспитательной деятельности и способность достигать в ее ходе значимых и высоких результатов;

- широкого кругозора, психолого-педагогической эрудиции и компетентности педагога (воспитателя, т. е. таких его профессиональных качеств, которые позволяют ему достаточно хорошо и результативно разбираться в учебно-воспитательной деятельности;

- совокупности важных в учебно-воспитательной работе личностных качеств педагога (воспитателя, т. е. таких его особенностей, как любовь к людям, стремление уважать их личное достоинство, добропорядочность в действии и поведении, высокая работоспособность, выдержка, спокойствие и целеустремленность;

- умения сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путем ее совершенствования, позволяющего ему постоянно совершенствоваться в своей собственной деятельности и улучшать саму учебно-воспитательную работу;

- гармонии развитых интеллектуальных и организаторских качеств педагога (воспитателя, т. е. особого сочетания сформировавшихся у него высоких интеллектуально-познавательных особенностей, организационных качеств, способности проявлять эти характеристики во благо организации и для повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности;

- педагогического мастерства педагога (воспитателя, предполагающего синтез высоко развитого педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, который во взаимосвязи с высокоразвитыми качествами личности педагога и воспитателя позволяет им эффективно решать учебно-воспитательные задачи.

Список литературы:

1. Гуревич П. С. Культурология. М., 1999.

2. Сухов А. Д. Религия в истории общества. М., 1979.

3. Доусон К. Религия и культура. СПб., 2000.

4. Шендрик А. И. Теория культуры : Учебное пособие для вузов. - М., 2002.

Публикации по теме:

Административная контрольная работа по биологии «Организменный уровень жизни» для 11 класса Спецификация административной контрольной работы учащихся 11 класса по биологии 1. Назначение работы Работа предназначена для проведения.

Итоговая комплексная контрольная работа. 2 класс Итоговая комплексная контрольная работа 2 класс Поющая у проруби Однажды ясным морозным утром я гуляла на лыжах по лесу. Когда я вышла.

Итоговая контрольная работа «Встречи со знаменитыми композиторами. И. С. Бах» в 4 классе 1 четверть Ответь на вопросы: 1. Назови годы жизни и смерти композитора___ 2. В каких жанрах работал И. -С.

Коллективная работа «9 Мая»Коллективная работа «9 Мая» В нашем ДОУ проходит конкурс рисунков, плакатов, среди детей старшего дошкольного возраста, посвящённых 70-летию со дня Великой Победы.

Контрольная работа для учащихся 10 класса «Творчество Н. А. Некрасова. Стихотворения. Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» 1 ВАРИАНТ 1) Некрасова звали: а) Иван Алексеевич б) Алексей Николаевич в) Сергей Алексеевич г) Николай Алексеевич 2) Некрасов а) совершил.

Контрольная закупка. Не дайте себя обмануть!Контрольная закупка. Не дайте себя обмануть! Уважаемые друзья и гости моей странички! 18 октября прошел праздник всех сладкоежек, "Всемирный день конфет". И мы тоже решили отметить.

Работа с лэпбуком «Театр»Работа с лэпбуком «Театр» Театра мир откроет нам свои кулисы, И мы увидим чудеса и сказки. Там Буратино, кот Базилио, Алиса Легко меняются герои, маски. Волшебный.

Наблюдение на территории детского сада «Работа дворника нужна, работа дворника важна»Наблюдение на территории детского сада «Работа дворника нужна, работа дворника важна» Цель прогулки: - расширять представления детей средней группы о нелегком труде дворника осенью; - прививать любовь детей к труду дворника;.

Работа ДОУ в социумеРабота ДОУ в социуме В течение многих лет, наш детский сад ведет активную работу с другими организациями в поселке. Во- первых эта наша музыкальная школа. В.

Работа у нас такая! Не знаю большей красоты, чем радостные дети Они как капелька росы, ранимы на рассвете Работа у нас такая - встречать, обнимать, провожать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Контрольная работа по культорологии
Опубликовано: 23 июля 2022 в 15:28
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Контрольная работа по культорологии» (включая файлы) размещена пользователем Елена Панченко (УИ 508560) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД