Любовь Полубоярцева
Коррекция гиперактивного поведения детей средствами нетрадиционных изобразительных техник в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка-дошкольника. При этом потребность в движении в нем заложена самой природой. Но существует группа детей, у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, то есть их поведение характеризуется сверхподвижностью. По данным разных авторов от 2 до 20% детей дошкольного возраста проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью. [3; с. 5]
Публикация «Коррекция гиперактивного поведения детей средствами нетрадиционных изобразительных техник в средней группе детского сада» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. Зачастую путь ребёнка с симптомами гиперактивного поведения в школе начинается с неудач. Отсутствие ощущения успеха вызывает вторичные эмоциональные расстройства и снижение самооценки. Даже самые способные дети, с высоким уровнем интеллекта, показывают низкую успеваемость. Хотя некоторые из детей всё же достигают неплохих результатов, но и они не реализуют полностью свои высокие интеллектуальные возможности.
Взрослые, окружающие гиперактивного ребенка, будь то воспитатели, родители, специалисты зачастую оказываются совершенно беспомощными в различных конфликтных ситуациях. При этом большинство педагогов не в состоянии не только установить причину и оказать помощь таким детям, но даже не видят факт эмоциональных переживаний ребенка, не видят того, что ребенок становится заложником своего поведения, своих проблем. Часто отношения между гиперактивным ребенком и воспитателем, родителями омрачается разочарованием и раздражением последних, основой для этого в большинстве случаев является элементарное незнание причин поведения ребенка. [2; с. 10]
Одним из средств коррекции гиперактивного поведения в дошкольном возрасте являются нетрадиционные изобразительные техники. В настоящее время обучение дошкольников с гиперактивным поведением изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения рассматривается как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы. Оно обогащает возможности воспитанников в создании интересных и выразительных композиций, содействует лучшему овладению ими необходимыми изобразительными и техническими умениями и навыками, компенсирует нарушения познавательной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, способствует становлению личности каждого ребенка и интеграции его в социум.
Таким образом, проблема исследования проявления гиперактивного поведения в дошкольном возрасте относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых задач, но недостаточно освещенных в теории и практике психологии.
Обследование детей на выявление признаков гиперактивного поведения проводилось в группе среднего возраста. [4; с. 23] Учавствовало в обследовании 20 человек. Использовались анкеты для родителей и воспитателей на выявление признаков гиперактивного поведения в условиях детского сада и дома. Проводилась диагностика на выявление нарушения внимания т. к, это является одним из признаков гиперактивного поведения.
Результаты исследований показали, что у 8(40%) детей из 20, наблюдаются признаки гиперактивного поведения.
Цель: снижение признаков гиперактивного поведения (двигательной активности, импульсивности, нарушения внимания)
Задачи:
1. познакомить детей с техниками в рисовании : сухой кистью, ватными палочками, тампонирование, раздувание красок, монотипия, рисование мыльными пузырями; в аппликации: из обрывной бумаги, мятой бумаги, салфеток скатанных в шарики.
2. способствовать коррекции гиперактивного поведения (двигательной активности; импульсивности, нарушение внимания)
Для снижения гиперактивного поведения, у выявленных детей, был разработан тематический план непосредственно образовательной деятельности. Основной формой организации непосредственно образовательной деятельности является беседа и практическое овладение детьми нетрадиционными техниками в изобразительной деятельности. План состоит из 20 занятий (1 занятие в неделю, период январь-май. Разработаны рекомендации для родителей и педагогов по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками рисования.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро, что необходимо детям с повышенной двигательной активностью, достичь желаемого результата.
Техника «тычок жесткой кистью» требует от ребенка с гиперактивным поведением определенного уровня развития технических умении и навыков. Рассматриваемый способ изображения во многом сходен с техникой рисования кистью, но имеет некоторые отличия в удержании инструмента и в нанесении им точек, мазков, пятен. Так, при традиционном рисовании кистью инструмент удерживается тремя пальцами (между большим и указательным, с опорой на средний) с небольшим наклоном по отношению к поверхности листа; линии и мазки наносятся строго по ходу движения руки. В технике «тычок жесткой кистью» кисть рекомендуется держать строго перпендикулярно поверхности листа бумаги, причем удерживать ее следует между большим пальцем и двумя сомкнутыми (указательным и средним) пальцами. Оставляя оттиск сухой, жесткой кистью, можно получить снег, украсит любой предмет, нарисовать иголки у ежика, изобразить травку, цыпленка. [1; с. 5]
Раздувание красок. Раздувая, разведенную гуашевую краску с помощью коктейльной трубочки, можно получить – лучики солнца, ветки деревьев, траву. [1; с. 5]
Аппликация из рваной бумаги. Рвать бумагу – любимое занятие малышей. Воспитатель рисует контур, дети обклеивают и получают изображение. [1; с. 6]
Аппликация из салфеток, скатанных в шарики. Кропотливое, но интересное занятие – скатывание шариков из салфеток. Наклеивая их, можно получить лучики солнца, цветок, травку. [1; с. 6]
Техника монотипия. Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складываем пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. [5; с. 12]
Рисование по трафарету тампоном. Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски. [5; с. 12]
Граттаж. Ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и черно-белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист. [5; с. 13]
Рисование мыльными пузырями. Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать отпечатки. [5; с. 13]
Рисование мятой бумагой. Таким способом, например можно нарисовать стволы деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, осторожно примакивая нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег. [5; с. 13]
Вместо кисти-дырокол. На листе бумаги сделать несколько отверстий дыроколом в произвольном порядке. Покажите, как можно получить симметричные дырочки, сложив лист в несколько раз. Наклеить проколотый лист на цветную бумагу с помощью разноцветных карандашей можно завершить картину.
Ниткография. Опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом, должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно при жимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу с двумя и более нитями.
Техника оттиска штампами (фабричного или самодельного изготовления) и различными по фактуре материалами (пенопласт, пробки, сухие листья) предполагает довольно простую цепочку последовательных действий: надо взять штамп (или пробку, ластик, лист, обмакнуть его оборотную сторону (подошву) в краску или нанести на нее краску с помощью широкой кисти. Затем наметить на листе место для отпечатка, приложить подошву штампа к поверхности листа и слегка прижать. Эта техника позволяет перейти от сюжетов с хаотичным композиционным расположением объектов (беспредметное рисование) к сюжетам с более локализированной (упорядоченной в соответствии с заданием) композицией. Использование данной техники детьми с гиперактивным поведением наиболее предпочтительно при декоративном рисовании, т. к. повторение одного и того же движения формирует его ритмичность, что способствует совершенствованию технических навыков и усиливает кинестетический контроль качества движений. В то же время дети осваивают простую организацию декоративной композиции (в виде линейного орнамента, в основе которой лежит ритмичное повторение элемента узора). [5; с. 13]
Техника «коллаж» в изобразительном искусстве известна довольно давно. Эта техника состоит в наклеивании различных элементов из плоских (фрагменты фотографий, слайдов, обоев, цветной бумаги) или объемных (куски проволоки, дерева, металла) материалов. [5; с. 13]
Ожидаемым результатом знакомства детей с нетрадиционными изобразительными техниками является снижение признаков гиперактивного поведения (двигательной активности, импульсивности, нарушения внимания).
Литература
1. Гущина Н. Н. Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей дошкольников [Текст] / Н. Н. Гущина // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №5.
2. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте [Текст] / Н. Н. Заваденко. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.
3. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети : психолого-педагогическая помощь [Текст] Монография. - СПб. : Речь, 2007. - 186 с.
4. Сиротюк, А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам [Текст] / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2005. –125 с.
5. Соколова Г. А. Воспитание творческого воображения у младших дошкольников [Текст] / Г. А. Соколова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №2.