Наталья Дорогая
Коррекция застенчивых детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Коррекция застенчивых детей старшего дошкольного возраста».
Цель:
-Формировать у каждого ребенка чувство принадлежности к группе, расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими. Коррекция застенчивости, нерешительности. Гармонизация детско-родительских отношений
Задачи:
-Своевременное выявление застенчивых и уровень тревожных детей.
-Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Публикация «Коррекция застенчивых детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.
-Осуществление психологического просвещение воспитателей и родителей.
Что такое застенчивость?
В современной науке застенчивость понимается, как черта характера, выражающаяся в болезненном опасении привлечь к себе внимание окружающих, безмотивном чувстве стыда, порождающим комплекс ощущений неловкости, растерянности, страха, препятствующих нормальному общению.
Основными признаками, характеризующими застенчивого ребёнка, являются внешние признаки поведения: нежелание вступать в беседу, затруднителен или даже невозможен контакт глаз, избегание людей, не проявление инициативы. Такое поведение затрудняет социальное общение и межличностные контакты.
На физиологическом уровне дети испытывают учащение пульса, сильно бьётся сердце, покраснение лица, которое невозможно скрыть, смущение, неловкость. Таким образом, проблема застенчивости мешает ребёнку гармонично развиваться, стать полноценной личностью.
Проанализировав содержание понятия «застенчивость», можно сделать вывод о том, что проблема застенчивости – одна из актуальных проблем в психолого-педагогической науке.
Очень важно выявлять и корректировать застенчивость и связанные с ней трудности общения именно в дошкольном возрасте 5-7 лет, когда идёт становление важных черт личности ребёнка.
Выявление особенностей психического развития детей эмоционально-волевой, мотивационно-личностной сфер, особенностей взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми.
Используются методы: сбор анамнестических сведений, наблюдение в естественных условиях, опросы анкетирование, воспитателей и родителей.
Применяются следующие методики:
С помощью следующих методикя выявила уровень застенчивых детей :
Детский тест тревожности Ф. Теммл, М. Дарки, В. Амен «Выбери нужное лицо». Данная методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени.
Тест «Лесенка» (С. Г. Якобсон, В. Г. Щур)изучение самооценки и уровня притязаний детей.
Методика «Два дома» (автор А. П. Венгер, Н. К. Цукерман) межличностное отношение между родителями и ребенком в семье, сотрудничество с другими детьми.
Цветовая диагностика М. Люшера с ИКТ позволяет измерить психофизиологическое состояние его стрессоустойчивость, активность, и коммуникативные способности.
В результате обследования выявляются дети с нарушениями в общении, неустойчивым настроением, неуверенностью.
На основе данных диагностического обследования проводятся профилактические и коррекционные занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
В своей работе с застенчивыми детьми я используя методы:
Сказкотерапии. На основе сказок Софьи Прокофьевой. Их можно использовать для детей от 2-5 лет 20 минут, 6-10 лет 40 минут. Длительность занятия зависит от возраста ребенка.
По программе «Машины сказки». Проблема с которой работают эти сказки - это низкая самооценка, тревожность, страх, неумение поддерживать контакты с другими детьми.
С помощью сказки решаются многие проблемы, она помогает найти выход из той или иной ситуации. Сказка является средством в постижение ребенком мира - как внешнего, так и внутреннего. Сказки разговаривают с детьми на эмоционально насыщенном, близком им языке, без прямого наставления.
Изотерапии - эффективное средство для снижения тревожности, сам процесс рисования оказывает успокаивающее действие, снимает напряжение. Дети испытывают радость творчества и преодолевают трудности.
Игротерапии – в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей. С помощью игры можно помочь ребенку адаптироваться в окружающей жизни, установить отношения с другими детьми.
Также ведется работа с родителями по следующим направлениям:
Психодиагностика.
Детско-родительских отношений А. Я. Варга, В. В. Столин.
Испытуемые из группы с высоким уровнем тревожности демонстрируют более высокие показатели по таким шкалам детско-родительских отношений, как отвержение, разделение, инфатилизация. Данное исследование дает право сделать вывод, о том, что родительское отношение к ребенку имеет непосредственную взаимосвязь с уровнем тревожности. В данном случае наблюдается преобладание в отношениях родителя к ребенку общего эмоционально отрицательного настроя (ребенок воспринимается плохим, неприспособленным, неудачливым); родитель мало интересуется ребенком, не стремится к сотрудничеству, а также приписывает ему личную и социальную несостоятельность.
Психологическое просвещение.
Беседы, лекции, советы, рекомендации.
Для родителей и воспитателей по предупреждению и преодолению застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Игры с родителями на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.
Анализ моей работы за период 2012-2013 учебный год, из общего количества обследуемых детей старшего дошкольного возраста (52 человека, было выявлено 33% (17 человек) высокий и средний уровень тревожности. В 2013-2014 учебном году выявлено 15% (8 человек) высокий и средний уровень тревожности, таким образом, мы можем увидеть общую динамику тревожности детей, с которыми проводится коррекционная работа.