галина филенкова
Коррекция звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста посредством использования мультимедийных презентаций
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста с ОНР посредством использования на занятиях мультимедийных презентаций
учитель-логопед Филенкова Галина Николаевна
МБДОУ общеразвивающий детский сад №21 «Умка»
Пояснительная записка
«Презентация - это - обучающий мини-мультик,
это электронная звуковая книжка с красивыми картинками,
это отличный способ рассказать ребенку
об окружающем мире не выходя из дома и не
летая в дальние страны».
Виктория Кузнецова viki.rdf.ru
Публикация «Коррекция звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста посредством использования мультимедийных презентаций» размещена в разделах
Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Работая с детьми среднего возраста, имеющие речевое отклонения, я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема это заключается в длительном периоде автоматизации поставленных звуков.
Данная проблема возникает по разным причинам:
недостаточное развитие артикуляционной моторики;
недоразвитие фонематического восприятия;
нарушение в развитии лексико-грамматического строя;
грубого нарушение звукопроизношения;
отклонения в нервно-психической сфере;
снижение уровня познавательной активности;
отклонения в поведении детей. (Коваленко «Фронтальные логопедические занятия»).
Исходя из выше сказанного, можно выделить цели индивидуального логопедического занятия:
- развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;
- развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;
- формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);
- совершенствование лексико-грамматических конструкций;
- развитие неречевых психических процессов;
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
Очень длительный и трудоемкий этап в формировании звукопроизношения – этап автоматизации звука. С точки зрения высшей нервной деятельности — это введение вновь созданной и закрепленной связи речевого звука в более сложные структуры — слова и фразы.
Автоматизация звука – достаточно длительный и трудоемкий этап. Его трудно спрогнозировать по срокам, так как он зависит от уровня развития фонематических процессов ребенка, от уровня развития речеслуховой памяти, самоконтроля и других факторов. Поэтому в копилке логопеда должно быть огромное количество наглядно-игровых приемов, с помощью которых можно добиться положительного эмоционального фона при автоматизации и дифференциации звуков.
Важное значение, для развития речи имеет чистое произношение ребенком звуков, особенно в период обучения грамоте, и недостатки произношения могут привести в дальнейшем к трудностям в овладении письмом и чтением в школе. Общеизвестно, что речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются именно в дошкольном возрасте.
Размышляя над тем, как сделать индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, я попробовала использовать на занятиях мультимедийные игры-задания. Такие компьютерные технологии, учитывающие закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями, позволили повысить эффективность коррекционного обучения.
Общение с компьютером, вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши. Пользоваться манипулятором «мышью».
Таким образом, учитывая значимость игры и целесообразность применения компьютерных технологий в процессе коррекции общего недоразвития речи у детей среднего дошкольного возраста очевидна.
В отличие от обычных средств обучения медиа-технологии значительно расширяют возможности педагогов и родителей.
Таки образом, использование медиа-технологий в работе логопеда, способствуют коррекции звукопроизношения, развитию речевой активности детей, и повышению результативности работы логопеда.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:
1. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, формирует систему мыслеобразов.
Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума?
Взрослый человек принципиально отличается от ребё нка: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело.
Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке.
Именно ему, с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
2. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала, при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных способностей.
3. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
4. Осваивая детские «электронные энциклопедии», дошколята активны, за счё т высокой динамики:
- эффективно проходит усвоение материала,
- тренируется память,
- активно пополняется словарный запас,
- развивается воображение и творческие способности.
Здоровьесбережение детей при работе с компьютером.
Говоря об использовании мультимедийных презентаций в работе с детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения.
Исходя из Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2010г. на занятиях для детей 4-5лет использование ПК по времени не должно превышать 5-7 минут.
Функциональные возможности дошкольников еще очень малы, поэтому даже после столь непродолжительных занятий у них появляются признаки зрительного и общего утомления.
Проявления утомления при работе на компьютере имеют свои особенности у детей дошкольного возраста. Утомление может проявляться:
- в склонении головы на бок,
- в опоре на спинку стула,
- в задирании ног с упором в край стола,
- в частых отвлечениях, разговорах, переключении внимания на другие предметы и др.
Известно, что возможности детей одного и того же возраста могут существенно различаться.
Утомительность занятий во многом зависит :
- от их содержания,
- от навыков общения,
- от увлеченности ребенка,
- от его самочувствия и др.
С осторожностью следует подходить к вопросу о компьютерных занятиях для дошкольников, имеющих невротические расстройства, судорожные реакции, нарушения зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.
Очень важна правильная организация просмотра презентаций, занятия должны проходить в хорошо освещенной комнате, детей следует рассаживать не ближе 2,5-3 метров от экрана, полукругом.
Увлеченность, положительный настрой способствуют активизации работоспособности, отодвигают утомление.
Отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в соответствии с существующими психолого-педагогическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Описание учебно-методического пособия.
Разработанное нами учебно-методическое пособие может быть использовано в непосредственной образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста в образовательной области.
Учебно методическое пособие представляет собой презентации :
Презентация «В гостях у Умке, автоматизация звука Ш», в которую вошли материалы для коррекции звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста с ОНР.
1слайд: картинка - медвежонок Умка.
Текст к презентации : Говорим детям что медвежонок хочет поиграть с ним.
2слайд: напоминаем ребенку как надо держать язык, чтоб правильно произносить звук «ш»
Текст к презентации : когда мы говорим звук «ш», губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.
3слайд: автоматизация звука «ш»
Текст к презентации : У медвежонка есть веселая змейка, она умеет шипеть вот так ш-ш-ш, а ты умеешь так шипеть? Тогда по шипи.
4 слайд:автоматизация звука «ш» в слогах
Текст к презентации. Хочешь поиграть с Умкой. Тогда слушай и повторяй за мной:
ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, шы-шы-шы, аш-аш-аш, ош-ош-ош, уш-уш-уш, ыш-ыш-ыш.
5слайд:автоматизация звука «ш» в слогах.
Текст к презентации. Помоги Умке добавить недостающие слоги, затем проговори слова целиком. Картинки помогут справится справиться с заданием.
у—ши; камы---ши; бабу---шка; ме—шок; каранда---ши;
6 слайд: игра-задания.
Текст к презентации. Положи в шкаф к Умке, только те вещи, в которых есть звук «ш».
7 слайд: автоматизация звука в словах.
Текст к презентации. Медвежонок Умка любит сочинять стихи, подскажи ему последние словечко. Подскаской послужат картинки.
Носит яркий гребешок, наш любимый ---петушок. Рисуют дружно малыши, у них в руках ---карандаши.
Зашуршат тихонько шины, это едит к нам ---машина. Вот бежит малышка, сернькая ---мышка.
8 слайд: автоматизация звука в словах.
Текст к презентации : Помоги Умке правильно назвать предметы: вишня, шишка, картошка, перышко, ландыш.
9 слайд: игр «Наоборот»
Текст к презентации : Помоги Умке перейти мостик, подбери слова наоборот.
маленький---большой; плохой---хороший; узкий---широкай.
10, 11 слайд: автоматизация звука во фразе. Игра «Жадина»
Текст к презентации. Про какую картинку можно сказать моя? (кошка).
Про какую картинку можно сказать мой? (мишка).
12 слайд: автоматизация звука во фразе.
Текст к презентации. Дорогу домой медвежонку Умке преграждают слова со звуком «ш», назови картинки или расскажи кого ты видишь на тропинке (кукушка, мыщка, шарик, лягушка, ромашка) и медвежонок сможет пойти домой.
13 слайд: похвалить ребенка за работу.
Результативность и эффективность.
Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет :
повысить эффективность процесса обучения ребенка,
открывает новые возможности образования,
постоянно поддерживает педагогов в состоянии творческого поиска.
Критериями эффективности проводимой в ДОУ работы по коррекции звукопроизношения с дошкольниками с использованием мультимедийных презентаций являются :
положительная динамика звукопроизношения детей, интереса детей и родителей.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для логопедов дошкольных образовательных учреждений и родителей дошкольников.
Необходимое материально-техническое обеспечение:
- видеодиски с презентациями
- мультимедийный проектор
- программное обеспечение MicrosoftPowerPoint 2010 для Windows
Литература
1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи дошкольников. М., Просвещение, 1981.
2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М. Владос, 2001.
3. Колесникова Е. В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения (дети 3-7 лет). Ярославль, Академия развития, 2000.
4. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М. Владос, 2001.
5. Колесникова Е. В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения (дети 3-7 лет). Ярославль. Академия развития, 2000.
6. Осьмакова М. В. Мультимедийные презентации в обучении дошкольников :- Тюменский педагогический колледж, 2011.
7. Письмо МО РФ «Об информатизации дошкольного образования в России» № 753/23-16 от 25.05.01.
8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2010г.
9. Степанова М. Правила безопасного обращения с компьютером, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук: - М, 2010.