МААМ-картинки

Коррекционная направленность

Елена Воронова
Коррекционная направленность
▼ Скачать + Заказать документы

Кравцова О. В., Воронова Е. А.

г. Благовещенск, МДОБУ ДС № 64

В современном обществе возрастает актуальность проблемы воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе воспитания ребенка с ОВЗ, родители неизбежно сталкиваются с проблемой социализации и адаптации своего ребенка в обществе. На данный момент не все учреждения готовы принять детей с отклонениями в развитии, но и не все дети с ОВЗ зачастую готовы к одномоментному включению в детский коллектив. Поэтому так необходимо психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация «Коррекционная направленность» размещена в разделах

Одной из задач современной системы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями в развитии является поиск наиболее эффективных форм коррекционного воздействия.

Для детей с выраженными комплексными нарушениями, у которых может наблюдаться сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата, зрительного, слухового анализатора, эмоционально-волевой сферы, решение этой задачи особенно актуально.

Одной из форм такой помощи является «Лекотека», созданная на базе нашего дошкольного учреждения в рамках федерального проекта модернизации образования России, которую мы назвали «Лекоша».

Нашу лекотеку посещают дети с различными сенсоматорными нарушениями и большинство из них с патологией зрения, это связано со спецификой дошкольного учреждения.

Важность специально организованной коррекционной работы в условиях лекотеки, обусловлена необходимостью формирования у детей со сложными сочетанными зрительными нарушениями навыков социально-адаптивного поведения, позволяющего им безболезненно интегрироваться в общество.

Так, в этом учебном году (2012-2013) из 13 набранных в лекотеку детей с ОВЗ - 5 имеют сложные зрительные нарушения, из них трое инвалидов детства. Любые нарушения зрения неизбежно оказывают отрицательное влияние на зрительный акт, снижают количество и качество воспринимаемой информации, а это неизбежно влечет за собой возникновение зрительной депривации.

Анализ входной диагностики развития показал, что у детей снижена скорость и точность восприятия, искажено и имеет фрагментарный характер восприятие объектов, затруднено установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Дошкольники испытывают серьезные трудности в овладении предметно-практическими навыками, ориентировке в пространстве, сужен круг интересов, снижена активность отражательной деятельности.

На основе диагностического обследования с учетом зрительного нагрузки составлены индивидуальные маршруты коррекции развития воспитанников.

Основная цель работы тифлопедагога в Лекотеки – адаптация слабовидящих детей к своим зрительным возможностям и подготовка их к восприятию развивающего материала, к самостоятельному участию в различных видах деятельности и обучение родителей навыкам игрового взаимодействия с ребенком с учетом коррекционной направленности.

Поскольку родители являются участниками коррекционно-образовательного процесса, важно познакомить их с тем как видят их дети. С этой целью им была представлена презентация «Как видят мир дети с нарушением зрения», которая кардинально изменила восприятие родителями дефекта своих детей и отношения к ним. Просмотр этой презентации помогает понять взрослым особенности поведения своего слабовидящего ребенка, как создать для детей безопасную среду дома, чему необходимо учить своего ребенка для самостоятельной ориентировки в социальном пространстве и т. д.

Задачи тифлопедагога

формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;

обучение использованию получаемой полисенсорной информации и предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Благодаря грамотно организованной развивающей среде легко мотивировать слабовидящих дошкольников на выполнение поставленных коррекционных задач. В индивидуальных и подгрупповых играх с детьми с успехом используется интерактивный комплекс, мультимедийные презентации, развивающие компьютерные игры. Современные, яркие развивающие игры, изготовленные из экологически чистых материалов, и приятные на ощупь привлекают внимание слабовидящих детей и способствуют развитию зрительно-моторной координации, мелкой моторики, навыков ориентировки в пространстве, а также коммуникативных функций.

Во время организованной игровой деятельности с учетом возможностей детей создаются оптимальные условия для активизации и использования сохранных анализаторов, бисенсорного восприятия окружающей действительности. Так, во время изготовления витаминного салата, в коррекционный блок была включена работа в экспериментальной лаборатории, где дети рассматривали ингредиенты салата через лупы, узнавали их на вкус, цвет, определяли вареные или сырые овощи, проводили сравнения их свойств. После исследований в лаборатории на интерактивной доске, в мультимедийной игре, ребята выбирали и закрепляли названия необходимых для салата овощей, а затем вместе с мамами и педагогами преступили к его нарезке. Итогом этой разноплановой деятельности стало приятное общение деток, родителей и педагогов за тарелочкой очень вкусного, а главное полезного витаминного салата.

На тематической неделе «Зимушка–зима», сюрпризным моментом стал тактильный мешочек со снегом. Дети охотно обследовали его, рассказывая о своих тактильных ощущениях. Затем с большим интересом они рассматривали его с помощью оптического прибора – лупы. Дети наблюдали, как снег таял и превращался в воду, обогащая свои жизненные впечатления и опыт. В заключение эксперимента дети, сделав вместе с педагогом вывод о переходе воды в различные состояния, начали делать разноцветные льдинки, экспериментируя с цветом.

На фоне первичного дефекта у детей, как правило, наблюдаются вторичные отклонения - речевые, моторные, психоэмоциональные. Поэтому в первые, и последующие дни пребывания в лекотеке очень важно чтобы рядом с ребенком и его родителями был педагог-психолог.

В психокоррекционном блоке используются : ритуалы приветствия, знакомства; медитативные игры; подвижные игры; упражнения по визуализации, способствующие воссозданию зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных образов; музыкальная терапия; ароматерапия; цветотерапия; релаксация. Каждый из используемых методов имеет оздоровительную направленность, и в комплексе формирует у детей с ОВЗ стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Без развития двигательной активности задачи, поставленные перед лекотекой, были бы неосуществимы. Эти задачи решаются посредством введения в игровые сеансы «Минуток шалости», которые обеспечивают необходимую физическую разрядку. Помимо укрепления костно-мышечного скелета, пластичности суставом и двигательных возможностей, здесь происходят важные психические новообразования ребенка. Такие как преодоление страхов, снижение общего состояния тревожности, развитие коммуникативной деятельности.

В процессе проведения игровых сеансов, дети учатся оценивать себя, правильно принимать похвалу, замечать и пытаться подвергнуть анализу собственные успехи и достижения. В лекотеке с этой целью был оформлен «Экран достижений» от Лекоши, на котором ребенок наглядно видит, как он меняется.

Что собой представляет этот экран? Вокруг персонажа размещены ромашки в середине цветка – фотография ребенка, а лепестки это – достижения малыша. За каждое усилие, достижение, хороший результат и прогресс ребенок поощряется лепестками. После того как ребенок наберет определенное количество лепестков его ждет поощрение. Также в работе с ребятами активно используется «Доска самооценки», где дети учатся адекватно оценивать свои возможности.

Одним из основных принципов работы лекотеки является взаимодействие с родителями. Для того чтобы вовлечь родителей в коррекционно-воспитательный процесс необходимо наладить с ними доверительные отношения. Наиболее благоприятный путь их установления лежит через доверие родителей к профессиональной компетентности педагогов и заинтересованность судьбой их ребенка.

В процессе проведения игровых сеансов имеет особую значимость обучение родителей основам партнерского отношения с ребенком: творческих сюжетно-ролевых, дидактических и коллективных играх разной подвижности. Родители, понимая важность такого общения становятся нашими союзниками и активными участниками игровой деятельности (совместная творческая игра «Путешествие на корабле», «Город дорожных наук», «Витаминный салат от Лекоши», «Оркестр народных инструментов», «День матери», «Новогодний калейдоскоп» изготовление декораций и постановка сказки «Снежный колобок»)

Это помогает им преодолеть собственный авторитаризм, увидеть мир с позиции малыша; понять сильные и слабые стороны своего ребенка и учитывать их при оценке его возможностей и поступков; относиться к нему как к равному себе. Благодаря взаимодействию с педагогами и участию в жизни лекотеки родители постепенно приобретают опыт сотрудничества, взаимодействия, как со своими ребятами, так и с педагогами – наставниками.

Родители, воспитывающие детей с ОВЗ, как правило, недоверчивы, ранимы, очень долго присматриваются к работе педагогов, многие находятся в стадии хронической усталости. Поэтому в нашей лекотеке им предлагаются релаксационная музыка, различного содержания консультативный материал, женские журналы, которые они могут взять домой для более детального изучения.

Отрадно отметить первые результаты нашей работы – дети и родители с нетерпением ждут встреч в лекотеке, стали охотнее идти на контакт, с удовольствием вовлекаются в коллективные игры. Педагоги в ходе инновационной деятельности выработали свою форму работы лекотеки: тематическая организованная образовательно-игровая деятельность с включением коррекционных и лечебных блоков и пропагандировали свою модель инновации на областном и региональном уровне, которая получила одобрение в педагогической среде. И у нас уже есть последователи.

Литература:

Игры для детского сада. Развитие талантов через игру ребенка. - под ред. Букатова Б. М. М. : Сфера, 2009.-189с.

Кузнецова Е. Б. Внедрение инноваций – обязательное условие реформирования ДОУ - / Управление ДОУ № 6 2007

Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения - СПб. : Каро, 2007. -256с.

Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. – авт-сост. Полякевич Ю. В., Осинина Г. Н. – Волгоград: Учитель, 2011

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Первый раз — в первый класс. Первые проблемы. [cut=Читать далее. ]Немаловажной проблемой,с которой сталкиваются очень многие родители, ялвяется проблема соотношеня.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекционная направленность
Опубликовано: 15 января 2013 в 05:32
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная направленность» (включая файлы) размещена пользователем Елена Воронова (УИ 54909) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД