Татьяна Викторовна Давыдова
Коррекционная программа «Преодоление страхов у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная программа :
"Преодоление страхов у детей"
Пояснительная записка
Детство дошкольника, как указывают ведущие психологи Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, В. С. Мухина и другие, особо ответственный период, когда закладываются основные личностные механизмы, когда у ребенка возникает первая модель мира – система представлений об окружающей действительности, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми. Коммуникативные навыки, умение общаться с людьми чрезвычайно важны для установления контактов с окружающими. Умение понять другого человека, сопоставить его стремление со своими планами и целями, способность представить чужие потребности, чувства, переживания требуют достаточно богатого опыта межличностного общения.
Публикация «Коррекционная программа „Преодоление страхов у детей“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Малая общительность, неуверенность, застенчивость – черты характера, которые могут стать тормозом в развитии активности ребенка, инициативности, а в дальнейшем закрепиться в таких нежелательных качествах, как чрезмерная робость, нерешительность, безынициативность, уровнем их социальной и нравственной зрелости. Наблюдаемый в настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. И такие дети не правило, а исключение.
Психологи и педагоги Л. А. Венгер, В. С. Мухина, А. И. Захаров сходятся во мнении, что тревожность у детей дошкольного возраста является результатом неудовлетворения важных потребностей ребенка.
Среди причин, вызывающих детский страх, на первом месте неблагоприятные отношения с родителями, особенно с матерью и как следствие неправильного воспитания.
Страх у ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия между воспитателем и ребенком: преобладанием авторитарной модели общения или непоследовательностью требований и оценок. И в первом, и во втором случае ребенок находится в постоянном состоянии напряжения из-за страха не выполнять требований взрослых, переступить жесткие рамки.
Дисциплинарные меры, применяемые таким педагогом, чаще всего сводятся к порицаниям, окрикам, отрицательным оценкам, запретам, наказаниям.
Непоследовательный воспитатель вызывает страх тем, что не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянное изменение требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, не дают возможности ему понять, как следует поступать в том ил ином случае. Поэтому взаимоотношения с детьми являются важнейшим материалом цивилизованности общества. Чем гуманнее и ответственнее это отношение, чем щедрее материальный и духовный вклад в детство, тем в большей степени реализуется потенциал каждого человека и общества в целом.
В начале века особенно стал ощутимее огромный разрыв между научно-техническим прогрессом, достижениями человека в освоении Земли и Космоса и состоянием духовного развития, угроза экологических и социальных катаклизмов, представляют собой в настоящее время сплошную опасность для судеб человечества, для сохранения цивилизации на нашей Планете.
Путь выхода из глобального кризиса ученые, философы, педагоги разных стран видят в изменении самого человека, его духовного потенциала, в повышении его роли и ответственности за судьбы всего человечества. Поэтому проблемы гуманизации и приобрели сейчас такую актуальность.
В условиях политической и экономической нестабильности, утраты духовности, обострения национальных отношений исключительно важной становится стабилизирующая роль педагога и педагогической науки как гарантов гражданского мира, сохранения культуры и общественной нравственности. Важной предпосылкой этого является создание в стране целостной системы непрерывного образования, направленной на возрождение духовного потенциала нации.
Переход на гуманные принципы в построении педагогического процесса ориентируют воспитателя на то, что главным в его работе являются желания, потребности ребенка, его интересы, настроение, психическое состояние, как субъекта. Это позволило мне выдвинуть гипотезу: Я предполагаю, что у детей 5-6 лет с разным уровнем развития воображения наблюдаются различия в страхах : у детей с низким уровнем воображения преобладают страхи реалистического характера; у детей с высоким уровнем развития воображения преобладают фантазийные страхи.
Цель: Преодоление страхов у детей с разным уровнем воображения
Объект: Страхи детей.
Предмет: Влияние воображения на особенности детских страхов
Экспериментальное изучение особенностей проявления страхов у детей с разным уровнем развития воображения
Цель, гипотеза и методы организации экспериментального исследования
Цель экспериментальной работы: Изучить характер влияния уровня развития воображения на особенности страхов у детей 5-6 лет.
Гипотеза: Я предполагаю, что у детей 5-6 лет с разным уровнем воображения наблюдаются различия в страхах у детей с низким уровнем воображения преобладают страхи реалистического характера; у детей с высоким уровнем развития воображения преобладают фантазийные страхи.
Задачи:
1. Проанализировать изучение проблемы детских страхов в трудах отечественных и зарубежных психологов.
2. Изучить страхи детей и их классификацию.
3. Выявить основные особенности проявления страхов в детском возрасте.
4. Определить основные диагностические методики выявления страхов у детей 5-6 лет.
Методы организации экспериментального исследования:
1. Наблюдение, беседа с воспитателем об эмоциональном состоянии детей.
2. Проведение методики О. М. Дъяченко «Дорисуй картинку».
3. Тематические рисунки детей на тему : «Что мне снится страшное ночью», и «Чего я боюсь днем»
4. Диагностика наличия страхов по Захарову А. И.
2. Проведение методики О. М. Дъяченко «Дорисуй картинку».
Детям предлагались последовательно 10 карточек, на каждой из которых была нарисована фигура. Фигуры представляли собой как контуры элементов предметных изображений (например, силуэт ствола дерева с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т. п., так и простые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат и т. п.). Ребенка просили дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Ребенок последовательно дорисовывал фигуры на каждой из 10 карточек.