Елена Черневская
Коррекционная работа в процессе формирования социальных представлений с использованием регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
«Человек, утративший свои корни, потерян для общества»
педагог В. Н. Сорока – Росинский [1]
Социализация ребенка – явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, окружающей среды, в которой ребенок воспитывается [3]. Это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [А. В. Мудрик]
Публикация «Коррекционная работа в процессе формирования социальных представлений с использованием регионального компонента» размещена в разделах
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Каждый человек в процессе социализации формируется как социально-культурное существо, и в этом качестве он усваивает и интегрирует в себя культуру общества. Социальное развитие человека имеет непрерывный, но неравномерный характер. Непрерывность социального развития заключается в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека[1].
Цель социализации — становление основ : толерантного отношения к людям разных национальностей, гендерным отношениям к ценностям, уважительного отношения к этническим ценностям и достояниям истории, гуманного отношения к людям, окружающему миру. Содержание области — это не отдельные «мероприятия», а образ жизни, в котором ребенок самостоятельно приобретает положительный личный опыт взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, при котором постоянно обогащаются социальные представления детей, развивается у них эмоциональная отзывчивость, вырабатывается привычка соблюдать правила культуры общения[2].
Проведенное нами исследование социальных представлений детей старшей и подготовительной группы с недоразвитием речи показало, что они значительно отличаются от социальных представлений нормально развивающихся сверстников по уровню развития. В условиях речевого недоразвития выявлена дефицитарность структурных компонентов социальных представлений (когнитивного, коммуникативного). Недоразвитие речи и недостаточность компонентов социальных представлений ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР) опосредуют слабую продуктивность социальной и коммуникативной компетентности дошкольников. Проблема формирования социальных представлений у дошкольников с ОВЗ является актуальной. Исследования показывают, что общее недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста влияет на формирование их социальных представлений и наоборот, неполноценные социальные представления оказывают влияние на речевое развитие, мышление, поведение и тем самым замедляют процесс социализации личности в основных сферах жизнедеятельности: поведенческой, эмоциональной, познавательной, этико-нравственной, межличностной. В настоящий момент, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России приоритетным направлением совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций.
На основе прошлого опыта, можно понять настоящее и предвидеть каким станет будущее. Человек без прошлого, утерян для общества. Родители часто забывают об этом и ребенок больше времени предоставлен сам себе, проводит больше время за компьютером и телевизором, чем в живом окружении и общении.
Для развития процесса социализации дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо использовать в коррекционной работе не только учебные задания, но и естественные ситуации переноса полученных знаний в реальную жизнь, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры на развитие воображения и развитие речи (формирования правильного речевого дыхания, дикции, интонации, артикуляции, связной речи). Развитие связной речи, ее просодической стороны (выразительности, тембра, темпа, силы голоса) успешно осуществляется через региональный компонент при ознакомлении дошкольников с ОНР с бытом и историей своего народа. Для нас это культура малых народов Прибайкалья. Средством достижения цели явилось знакомство детей старшего дошкольного возраста с особенностями культуры и быта коренных народов Прибайкалья, местами их проживания, обустройством жилищ, особенностями трудовой деятельности, своеобразием одежды, фольклором.
Для осуществления коррекционной работы создана специфичная предметно – развивающая среда. В одной из групп коррекционной направленности данная среда представлена в виде «рамочной» модели предложенной Коротковой Н. А. [4] В уголке природы мы организовали региональный уголок, состоящий из минимузея «Мы живем в Прибайкалье» и музыкально – литературного «салона», который назван «В гостях у Сибирячка». Здесь дети знакомятся с материалами по краеведению, аудио и видео материалами, образцами музыкальных инструментов народов Прибайкалья, рассматривают и читают книги детских писателей и поэтов о Сибири и сибиряках. В них мы находим речевой материал для проведения коррекционной работы, который подбираем с учетом произносительных возможностей детей. Дошкольники не только чувствуют колорит речи народностей Прибайкалья, но и пытаются использовать его в своей речи. Фольклор развивает речь детей, благодаря своему поэтичному, лаконичному языку. Загадки, пословицы, поговорки, песни, танцы, заклички, напевы – все то, что легко воспринимается ребенком, развивают вербальную память и способствуют речевому развитию. В них отражены юмор, грусть, любовь к своему народу. В сибирских сказках много метафор, сравнений, обобщений. Во многих сказках присутствует сибирская лексика, способствующая расширению словарного запаса детей: название рек, озер, сел и др. Эти названия необычны для слуха многих детей и трудны в произношении, но, тем не менее, обрусели и используются в повседневной жизни: «унты», «омуль» и т. д.
В зоне двигательной активности имеются необходимые атрибуты и элементы костюмов для проведения детских подвижных, театрализованных игр народов Сибири. Подвижные игры: «Полярная сова и евражки», «Ловишки» и др. Театрализованные игры по мотивам Байкальских сказок: «Ангарские бусы», «Омулевая бочка»; «Путешествие Сибирячка» и др.
В группе выделена и зона для творческого развития детей «Мастерилка». В ней они самостоятельно и под руководством взрослого могут заняться рисованием, лепкой, аппликацией, различными видами конструирования, в процессе которых развивается не только мелкая моторика, но и планирующая функция речи, а так же ориентировка в пространстве. Способность к символической деятельности проявляется в символической игре с характерными для неё действиями игрового замещения предметов, с предметного изображения в рисунках. Когда ребёнок от каракуль переходит к изображению форм, которым даёт названия.
Одним из наиболее предпочитаемых видов деятельности детей является творческое моделирование из неоформленного, природного, подручного «бросового» материалов. Такая деятельность способствует развитию творческого мышления и творческого воображения детей. Так же для успешной коррекционной работы с детьми широко используются символы пространства, обозначающие отдельные, разрозненные части природы и быта народов населяющих Прибайкалье: бурятов, эвенков, тофаларов, русских. Эти символы пространства являются частями многофункционального разномасштабного конструктора для создания различных макетов национальных жилищ ландшафта и дизайна. Тут же используем элементы куклотерапии: «оживляем» и «оречевляем» наши макеты, заселяем жилища, обустраиваем и сочиняем сказки, рассказы, которые способствуют развитию связной выразительной речи, преодолению речевых нарушений.
В результате такой работы по разделу программы «Социализация» в нашем саду, совместно с музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, воспитателями был разработан долгосрочный проект «Мы живем в Прибайкалье», направленный на развитие речевых, познавательных и творческих способностях детей. Его цель – формирование у детей осознанной гражданской позиции. Наш проект рассчитан на 2 года (старший и подготовительный возраст). В старшем возрасте мы знакомим с коренными народами Прибайкалья, а в подготовительном возрасте с другими народами которые проживают на территории Прибайкалья.
Для повышения эффективности коррекционной работы данного направления мы активно привлекаем родителей, используя разнообразные формы совместной деятельности. Для повышения их компетентности в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста проводим консультивно – профилактическую работу. В ее рамках даются советы и рекомендации о том, какие музеи и выставочные залы семьи могут посетить, оформляются папки передвижки, проводятся беседы о важности данной работы. Родители привлекаются к пополнению уголков краеведения предметами быта народов Прибайкалья, изготовлению макетов совместно с детьми, составлению и сочинению рассказов, сказок, стихов и оформлению этого материала в книжки – малышки.
Таким образом, коррекционная работа в процессе формирования социальных представлений с использованием регионального компонента, должно быть обязательной составляющей системы коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Она в значительной степени способствует развитию речи, нормализации процесса социализации и успешной интеграции дошкольников в общество.
Литература:
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства : развитие отношений ребенка в детской субкультуре : учеб пособие / В. В. Абраменкова – М. : Наука, 2008. – 416 с.
2. Дыбина, О. В. Полоролевая социализация детей в предметном мире / О. В. Дыбина // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 1. – С. 28 – 31.
3. Иванов А. В. Социальная педагогика : учебное пособие – М. «Дашков и К°» 2010.
4. Кабо, Л. Р. Жил на свете учитель : О В. Н. Сорока-Росинском / Л. Р. Кабо. – М. : Знание, 1970. – 95 с.
5. Короткова Н. Н. Программная реализация решения задач поиска наилучших параметров модели А. Бирнбаума// Современная техника и технологии. – Октябрь 2013. - №10