МААМ-картинки

Коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ОНР

Галина Ермохина
Коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ОНР

В последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Но среди воспитанников логопедических групп сравнительно мало детей, имеющих лишь речевые недостатки. Часто это дети с ослабленным организмом, для которого характерны обменно-трофические нарушения, дефицит или избыток веса, функциональный сбой сердечнососудистой деятельности. Дети быстро утомляются, устают правильно держать свое тело, что приводит к нарушению осанки и значительному ослаблению мышц. При выполнении заданий у них часто возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается поверхностное и неритмическое дыхание. Заметное отставание наблюдается в развитии основных физических качеств: силы, ловкости, скорости. Для детей с недоразвитием речи характерны нарушения внимания, памяти, быстрая утомляемость. Среди многих факторов, оказывающих влияние на здоровье детей, по мнению ученых, первое место по интенсивности воздействия занимает правильно организованная двигательная активность. Коррекционная работа в специализированных группах в детском саду для детей с нарушением речи направлена не только на развитие речевой, познавательной деятельности, а также на активизацию двигательной сферы ребенка. И мы не должны забывать, что ребята, которые попадают в логопедические группы, зачастую имеют проблемы с общей координацией движений, развитием мелкой моторики, что мешает им легко ориентироваться в пространстве, сказывается на общем физическом развитии и состоянии здоровья, может привести к гиподинамии. Устранению двигательных расстройств помогают специальные игры и подвижные физкультминутки в сочетании с речевым материалом.

Публикация «Коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ОНР» размещена в разделах

-«Водопой», согласованность движений рук и ног - начинаем формировать в процессе обучению ходьбе и бегу.

- Упражнение «Прыжки с выбросом рук и ног в стороны, вперед».

-упражнение на ориентировку в пространстве, игра «Замри».

Проблемой развития координационных способностей занимались и занимаются многие научные и практические умы педагогики и психологии. Координационные способности не являются врожденным свойством, которое невозможно изменить в течение жизни. Они поддаются коррекции и развитию, и можно добиться значительного повышения их уровня. Работу по развитию и коррекции координационных способностей целесообразно начинать с выявления особенностей двигательной сферы ребенка, привития интереса к занятиям физической культурой. При этом организовывать работу в игровой, занимательной форме, терпеливо обучая выполнению элементарных движений, а разучивая какое-либо действие, соблюдать определенный алгоритм.

Координация - умение согласовывать движения различных частей тела. При хорошей координации отдельные элементы движения соединяются в одно двигательное, экономичное, ненапряженное, пластичное действие. Она помогает правильно справиться с двигательной задачей, т. е. приводит к требуемой цели.

Координационные способности - это, во-первых, способность стоить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим соответственно требованиям меняющихся условий.

К координационным способностям относятся упражнения на:

-реакцию и точность выполнения,

-на ритмичность движений, а также

-упражнения более сложного уровня на расслабление и регулирование мышечного тонуса, например упражнение «Потянись!»,

- упражнение на формирование статического равновесия.

Развитие координационных движений оказывает влияние и на умственные способности ребенка. Способ стимулирования умственной деятельности в процессе двигательной активности

основан на взаимосвязи между проявлениями физических и психических качеств ребенка.

Исследованиями было установлено, что целенаправленное развитие координационных способностей оказывает стимулирующее влияние на формирование таких высших психических функций, как произвольное внимание, память, мышление, воображение. Именно координационные способности существенно влияют на формирование умственной сферы ребенка, поскольку имеют сложные механизмы, основанные на принципах рефлекторной деятельности.

Кроме того, дети с нарушением речи часто имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук становятся либо вялыми, либо слишком напряженными. Все это сказывается на формировании предметно-практической и речевой деятельности. Давно установлено, что уровень развития речи ребенка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика (движения пальцев рук). Если развитие способности пальцев к таким движениям отстает, задерживается и речевое развитие. Поэтому стимулировать речевое развитие детей путем тренировки пальцев рук очень важно, и мы должны уделять этому особое внимание. Этому способствует пальчиковая гимнастика и физкультминутки по методике «Расскажи стихи руками». Они включают упражнения как общеукрепляющие, направленные на улучшение кровообращения и двигательной активности детей, так и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движения сопровождаются проговариванием стихов, потешек, соответствующие лексической теме занятия, и содержат в словах большое количество тех звуков, которые дети изучают в это же время на занятиях по развитию звуковой культуры речи и обучению грамоте. При выполнении различных упражнений пальчиковой гимнастики кисти и пальцы рук ребенка приобретают большую подвижность, что в дальнейшем, при обучении в школе, облегчит приобретение навыков письма.

• пальчиковая гимнастика «Хитрая лисичка».

• Упражнения на развитие речевого дыхания - ФОНОПЕДИЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ «В лесу»

«Цветок».

Таким образом, при проведении различных упражнений, пальчиковых гимнастик и физкультминуток решается сразу несколько коррекционных и оздоровительных задач. Спасибо за внимание.

Список используемой литературы:

Буцинская П. П., Васюкова В. И., Лескова Г. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М. : Просвещение, 1990.

Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. -СПб. : «Детство-ПРЕСС», 1999.

Вайзман Н. П. Исследование моторики у дошкольников с речевой и умственной недостаточностью / Н. П. Вайзман // Клинико-физиологическое исследование аномального ребенка / Под ред. Л. Ф. Гаврилова, Б. И. Шостак. М. :МГПИ,-1984.

Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики : Учеб. Пос. - М. : Изд. «Академия», 2002.

Лопухина И. С. Логопедия речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. - СПб. : Дельта, 1997.

Майорова Л. Т. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста (4-6 лет). Омск, 1988.

Прописнова Е. П., Фомина Н. А. Особенности проявления координации у детей, имеющих отставания в развитии речи// Физическое воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы. Челябинск, 1999

Публикации по теме:

«Функциональное использование снежных построек». Победа в смотре-конкурсе зимних участков«Функциональное использование снежных построек». Победа в смотре-конкурсе зимних участков Важнейшей задачей дошкольного учреждения является сохранение и укрепления здоровья детей. В дошкольном возрасте оптимальная двигательная.

Консультация для родителей «Взаимодействие образовательного учреждения и семьи» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ОНР
Опубликовано: 23 января 2015 в 09:41
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД