Людмила Смоленкова
Коррекционно-педагогическая работа по развитию музыкально-ритмических движений у детей с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
«КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»
Выполнила:
Смоленкова Людмила Павловна,
высшей квалификационной
категории. МАДОУ
«Детский сад №282» г. Казани
2012г.
Оглавление
Введение 3
Публикация «Коррекционно-педагогическая работа по развитию музыкально-ритмических движений у детей с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Глава 1. Особенности развития детей с нарушениями зрения, как основа разработки содержания коррекционной работы 4
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития музыкально-ритмических движений у детей с нарушениями зрения. 4
1.2 0собенности развития музыкально-ритмических движений у детей с нарушениями зрения. 5
Глава 2. Исследование развития музыкально-ритмических движений детей с нарушениями зрения.
2.1 Методика проведения исследования. 5
2.2 Характеристика детей, принимавших участие в исследовании. 6
2. 3 Проведение исследования: -исследование движений,
-исследование чувства ритма, 7 -результаты исследований. 2.4 Динамика развития музыкально-ритмических движений у детей с
нарушениями зрения. 7
Глава 3. Организация коррекционно-педагогической работы по развитию
музыкально-ритмических движений у дошкольников с нарушениями 8
зрения. Заключение.. 10 Список литературы. 12
Введение
Целительное в коррекционно-развивающем воздействии музыки и движения
на детей с проблемами указывали такие виднейшие ученые, как Пифагор, Аристотель,Платон,зарубежныеЭ. Сеген,Ж. Демор,О. Декроли,отечественные
Л. С. Выготский,В. П. Кащенко. Г. А. Волкова,А. В. Кручинин,Л. И. Плаксина
Л. В. Рудакова и другие[2,3.7]. Исследования литературы и опыт работы дают основание говорить об актуальности данной темы.
Новизна работы состоит в использовании общепринятых методик на детях, имеющих нарушения зрения, использование нетрадиционного наглядного материала, офтальмологических упражнений, гимнастики для глаз,в разработке
и использовании нетрадиционных методов и приемов в обучении, а также в рациональных методах обработки наблюдений.
Цель: изучение музыкально-ритмических способностей дошкольников с нарушениями зрения и определение наиболее эффективных путей коррекционной работы.
Задачи: изучить литературу, найти научное подтверждение наблюдениям;
на основе сравнительного экспериментального исследования изучить развитие
музыкально-ритмических способностей у дошкольников с нарушениями зрения и выявить их особенности; выявить динамику изменений у детей экспериментальной группы; определить пути коррекционно-педагогической
работы по развитию музыкально-ритмических движений у детей с нарушениями зрения.
В предлагаемом исследовании рассматриваются рациональные и эффективные
пути и средства индивидуального и дифференцированного подходов к содержанию и формам коррекционной работы с дошкольниками, имеющими
нарушения речи. Данная проблема рассматривается во взаимосвязи коррекционно-восстановительной работы, проводимой с учетом состояния
зрения, здоровья и познавательных возможностей детей.
Глава 1 Особенности развития детей с нарушениями зрения, как основа разработки содержания коррекционной работы.
1.1Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития музыкально-ритмических движений у детей с нарушением зрения. В специализированных группах лечение сочетается с педагогическим воздействием, направленным на коррекцию и компенсацию имеющейся патологии. С младшей группы я включаю в занятия различные шумовые инструменты : колокольчики, ложки, погремушки и другие. Игра в оркестре не только развивает чувство ансамбля, координацию слуха и движения (рук, но и является хорошим коррекционным упражнением для глаз. Этот вид музыкальной деятельности детей хорошо представлен в программе Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» и в программе «Гармония» в разделе «Играем в оркестре по слуху»[15].
Для детей с нарушениями зрения и отставанием в развитии психических функций, плохо развитой общей моторикой и задержкой эмоционального развития в коррекционные занятия по ритмической пластике я включаю программу А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»[8]
Я включаю в занятия музыкальные этюды и танцы программы «Гармония»из раздела «Музыкальное движение»[11].Раздел помогает не только формировать и развивать эмоциональную сферу детей с нарушениями зрения,но и расширяет их возможности в исполнении выразительных жестов в повседневной жизни.
1.2. Особенности развития музыкально-ритмических движений у детей с нарушениями зрения.
Чтобы изучить индивидуальные в начале года на каждую группу с нарушением зрения я составляю список-таблицу, где фиксируется острота зрения каждого ребенка, затем глазной диагноз и особенности развития детей. Если ребенку прописана окклюзия (заклейка, отмечается на какой глаз. Отмечается дата поступления в детский сад. Для чего это делается? Для работы с детьми с нарушениями зрения нужна организация их внимания. Для этого необходимо правильно распределить их по музыкальному залу, чтобы каждый ребенок чувствовал себя максимально комфортно. Нарушение зрения влияет на формирование зрительного восприятия, которое у слабовидящих детей отличается неполнотой и фрагментарностью образа. У детей невысокая двигательная активность, общая медлительность, повышенная утомляемость и истощаемость. Кроме этого, у детей наблюдаются эмоциональные и поведенческие расстройства, аритмичность двигательных актов, трудности зрительно-пространственной ориентировки
У ребенка со значительным нарушением зрения часто наблюдается напряженный или, наоборот, отсутствующий взгляд, невыразительное лицо-«маска», скованность и схематизм в передаче различных движений. Главное содержание музыки- чувство, эмоция, поэтому именно на музыкальных занятиях особенно видна необходимость коррекции эмоционально-поведенческих нарушений детей с патологией зрения.
Глава 2. Исследование музыкально-ритмических движений у детей с нарушениями зрения.
2.1. Методика проведения исследования Данная методика включает в себя два раздела : 1. исследование движений ; 2. исследовшше чувства ритма. При выполнении движений детьми учитывались следующие параметры :
- двигается ритмично,
- чувствует смену частей музыки ;
- проявляет творчество, придумывает свое движение; -ориентируется в пространстве, -выполняет движения эмоционально
При исследовании чувства ритма у детей учитывались следующие п араметры :
-правильно и ритмично прохлопывает усложненные ритмические рисунки;
умеет их составлять, проговаривать, проигрывать на музыкальном инструменте;
- умеет держать ритм в двухголосье.
В связи с трудностью выполнения задания использовались 2 вида помощи:
1-ый -стимулирующий («неверно, послушай внимательнее»); 2-ой вид-
помощь при выполнении движений.
Оценка: 10 баллов- правильное выполнение, 7 баллов- правильное
выполнение после стимулирующей помощи, 4 балла -правильное
выполнение после второго вида помощи, 0 баллов - неэффективное
использование помощи как первого., так и второго вида.
2.2Характеристика детей, принимавших участие в исследовании.
В исследовании принимало участие 19 детей подготовительной к школе группы. Для выявления анализа применялась анкета для родителей.
После обработки анкет были выявлены следующие данные:
* рождены с перинатальной патологией Ц. П. С. - 6 детей;
* инвалидность у 4-х детей;
* находились на искусственном вскармливании 10 детей;
* психомоторное развитие соответствует возрасту у 15 детей;
Для более полного сбора анамнеза мы проанализировали заключения врачей: офтальмолога, невропатолога и выявили следующие данные:
в группе детей с нарушениями зрения – 19,
из них инвалиды по зрению- 3.
с косоглазием и амблиопией - 19детей :
с астигматизмом - 9 детей;
с гиперметропией разной степени -7 детей;
оперированное косоглазие-у 4 детей :
-имеют неврологические синдромы -9 детей;
ДЦП - I ребенок;
аденоиды 1 -2 степени у 4 детей
нарушение слуха в степени легкой тугоухости -у 1 ребенка.
Таким образом, изучив документацию и выявив анамнестические данные детей с нарушениями зрения, принимавших участие в исследовании мы можем сделать вывод, что офтальмологический диагноз часто сочетается с невропатологическим, психическим дефектом.
2.3 Проведение исследования
Полученные данные по исследованию движений :
1 уровень (высокий) - 6 детей (31.5%)
2 уровень (средний)-10 детей (52.6%)
3 уровень (низкий) -3 ребенка (15,9%)
Исследование чувства ритма детей
1 уровень (высокий) - 5 детей (26,5%)
2 уровень (средний)- 11 детей (57,8%)
З уровень (низкий)- 3 ребенка(15,7%)
Используя данные мы можем сказать о развитии музыкально-ритмических
движений детей с нарушениями зрения на начало учебного года:
1 уровень (высокий)- 28.9 %
2 уровень (средний)- 55.2 %
3 уровень (низкий)-15,9 %
Общие результаты проведенного исследования : только двое детей справились со всеми заданиями (посещают специализированную группу с младшего возраста, у троих детей низкий уровень выполнения музыкально-ритмических движений (у 1 ребенка- ДЦП, у двоих -патология ЦНС)
2.4 Динамика развития детей.
Исследовав развитие музыкально-ритмических движений у детей с нарушениями зрения в конце учебного года, мы выявили данные :
1 уровень (высокий) -12 детей
2уровень (средний)- 6 детей
3 уровень (низкий)-1 ребенок
Детей с низким уровнем успешности к концу года уменьшилось на 10.6 %, а детей с высоким уровнем успешности увеличилось на 31,7 %.
Покажем качественные изменения успешности выполнения заданий по развитию чувства ритма каждым ребенком
1уровень (высокий)-16детей 2уровень (средний) -2 детей
3уровень (низкий)-1 ребенок
Детей с низким уровнем успешности снизилось на 10,6 %, а детей с высоким уровнем успешности увеличилось на 57,9 %.
Сравнительный анализ результатов исследований движений и чувство ритма у детей на начало и конец учебного года показал, что у всех детей есть положительная динамика развития музыкально-ритмических движений, которая проявляется у детей неравномерно : от 3% до 65%. Это обусловлено тяжестью нарушений зрения.
Глава 3. Организация коррекционно-педагогической работы по развитию музыкально-ритмических движений у дошкольников с нарушениями зрения.
Успешное овладение музыкально-ритмическими движениями у детей с
монокулярным зрением возможно обеспечить только в условиях специальных коррекционных занятий ритмикой, целью которых является формирование компенсаторных способов восприятия и воспроизведения музыкально-ритмических движений на полисенсорной основе (слухо-зрительно-тактильно-кинестетической).Работа по развитию музыкально-ритмических движений ведется музыкальным руководителем поэтапно, в определенной последовательности. На начальном этапе проводится подготовительная работа, на втором этапе- освоение движения, на третьем- закрепление в играх, танцах, в самостоятельной деятельности.
Опыт показывает, что в работе со слабовидящими детьми первый этап работы более продолжителен, чем с нормально видящими. Весьма важен принцип индивидуального и дифференцированного подходов к коррекционной работе.
Важное значение в коррекции имеет принцип единства педагога и ребенка. Обычно эти дети не контактны и не сразу включаются в работу. Поэтому на начальном этапе стремимся детей заинтересовать, активизировать.
Дети быстро утомляются. Исходя из практики работы с такими детьми я рекомендую все виды музыкальной деятельности организовывать в игровой форме. Во все виды музыкальной деятельности я стараюсь внести наглядный материал, который должен быть четким, ярким, достаточно крупным- это одна из специфических особенностей коррекционной работы с детьми. Расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии. В обучении чаще всего наглядный материал используется в сочетании со словесным, так как у детей страдают различные зрительные функции (острота зрения. бинокулярность, сужение или выпадение поля зрения и цветоразличений и т. д.).
При нарушении зрения формирование музыкальной деятельности идет от показа к подражанию и осуществляется на многофункциональной основе: речевой и слуховой и музыкально-двигательной. Движения детям следует показывать с близкого расстояния, а для детей с низкой остротой зрения повторять их по несколько раз, комментируя свои действия. Иногда следует, взяв ребенка за руки, двигаться вместе с ним, чтобы он ощутил ритм. Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется в дидактических играх и упражнениях. На занятиях при объяснении часто используем наглядно-игровые методические приемы. Каждое новое музыкально-ритмическое упражнение разучиваем на трех- четырех занятиях. В ходе специального обучения слабовидящие дети усваивают. музыкально-ритмическиедвижения.
Заключение. Таким образом, специфика работы музыкального руководителя в детском саду
для детей с нарушениями зрения заключается в том, что она требует
знаний в области офтальмологии, тифлопсихологии,тифлопедагогики, владения соответствующими приемами и методами обучения, применения специальных средств наглядности. Во всех видах музыкальной деятельности предусматривается коррекционные упражнения для активизации зрительных функций. Навыки, приобретаемые дошкольниками в процессе музыкально-ритмической деятельности,способствуют у них развитию способности организовать направлять свои действия в пространстве в соответствии с определенными временными интервалами, степенью мышечных усилий,действиями других детей. что позволяет в дальнейшем быстрее усваивать необходимый двигательный ритм любого действия в процессе учебной, игровой и трудовой деятельности. Чтобы коррекционная работа по развитию музыкально-ритмических движений была результативной, необходимо:создать соответствующие условия для зрительного восприятия, оптимально использовать наглядные пособия, применять специальные методы обучения, учитывать особенности зрения каждого ребенка, подходить к обучению индивидуально учитывая психофизиологические особенности детей. Многолетний опыт работы с детьми, имеющими нарушения зрения, подтверждают необходимость специальной коррекционной работы по музыкально-ритмическим движениям.
Список литературы
1. АветисовЭ. С. Возвращение зрения. -М. ,1980, 2. Ветлугина Н. А. «Методика музыкального воспитания в детском саду».-М. ,1989. 3. Волкова И. П. Индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями зрения. Дефектология. 2005.№5 стр. 39-47. 4. Васильева Т. К. Секрет танца. -СПб,1997. 5. Герела Н. Ф. Дыхание, движение, самомассаж. Методика оздоровления На основе парадоксальной дыхательной гимнастики А. И. Стрельниковой. -Л. Д991.
6. Давыдова М. А.»Музыкальное воспитание в детском саду».М. ,2006. 7 .Коррекционно-воспитательная работа в детском саду для детей с нарушением зрения/ под ред. Л. И. Плаксиной,И. В. Новичковой. -М. ,1994. 8. КряжВ. Н. и др. Гимнастика. Ритм. Пластика. -Минск, 1987. 9. КомиссароваЛ. Н. ,Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. -М. ,1986. 10. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. -М., 1990.
11. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. -М. ,2000.
12. Руднева С. ,Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение,-М. ,1972.
13. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. -М. ,2000.
14. П. Тарханова Ю. С. Коррекция зрения у детей. - Ростов н/Д. 2000. 15. Тютюнникова Т. Э. Элементарное музицирование : музыка, речь, движение. 16. Федоров А. И. Методы улучшения зрения. Как избавиться от очков. -СПб,2000.