Лучший педагог года

Коррекционно-развивающая программа для детей с эмоциональными нарушениями (эмоционально неблагополучных)

Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
Коррекционно-развивающая программа для детей с эмоциональными нарушениями (эмоционально неблагополучных)

Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье, детском саду, неуравновешенность психических состояний и целый ряд других факторов - вот причины появления у современных дошкольников невротических отклонений. Поэтому одной из основных задач воспитательно-образовательных учреждений является забота о физическом и психическом здоровье детей, обеспечение их эмоционального благополучия и самочувствия при пребывании ребенка в детском саду.

Публикация «Коррекционно-развивающая программа для детей с эмоциональными нарушениями (эмоционально неблагополучных)» размещена в разделах

Эмоциональное благополучие ребенка – основа его психического развития. То, как ребенок себя чувствует, благополучен ли он эмоционально – определяет его развитие. Эмоциональное неблагополучие лежит в основе нарушений психического здоровья, целого ряда психологических трудностей детства, отклонений личностного развития.

Эмоциональное неблагополучие проявляется в затяжных негативных эмоциях, страхах и напряжении. А также эмоциональное неблагополучие порождает защитные реакции, выражающиеся в агрессивности, провоцирующией, в свою очередь, диликвентность поведения. В связи с этим проблема эмоционального самочувствия ребенка становится одной из центральных в деятельности воспитательно-образовательного учреждения, всего педагогического коллектива во главе с психологом.

Цель данной программы – сохранение психического здоровья, предупреждение и преодоление эмоциональных нарушений (эмоционального неблагополучия, стабилизация и закрепление положительного психического состояния ребенка-дошкольника, научить детей справляться с жизненными трудностями, правильно реагировать на неприятно складывающиеся ситуации, своевременно ставить защитные механизмы при вторжении кого-либо в собственную психику.

Задачи:

• помочь справляться с негативными переживаниями, препятствующих нормальному самочувствию детей;

• способствовать развитию умения детей лучше выражать свои чувства и лучше понимать чувства других;

• повышение уверенности в себе и преодоление трудностей в общении;

• помочь детям осознать и преодолеть ведущие страхи;

• обучение конструктивным способам поведения;

• обучение механизмам психологической защиты;

коррекция агрессивности и двигательной гиперактивности;

• снижение эмоционального напряжения при использовании релаксационных психотехник;

• развивать способность к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю, т. е. возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение приводить в порядок свои мысли и чувства, желания и повышать возможности, за которыми непроизвольно возрастают потребности.

Программа состоит из пяти блоков. Каждый блок имеет свои задачи, которые мы рассмотрим ниже.

Блок 1. Язык общения

(для детей с затруднениями в общении)

Задачи:

1. создание положительного эмоционального фона;

2. развитие коммуникативных навыков и умений договориться;

3. повышение уверенности в себе;

4. развивать умение действовать сообща, достигать взаимопонимания, поддерживать групповое единство и сплоченность;

5. индивидуальная работа с мимикой и жестами ребенка-дошкольника.

Блок 2. Азбука настроений.

Задачи:

1. знакомство с базовыми эмоциями;

2. выразительное изображение основных эмоций и некоторых социально окрашенных чувств;

3. обучение детей пониманию относительности в оценке чувств;

4. развивать умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим;

5. развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое психическое состояние;

6. обучать направлять свое внимание на внутренние ощущения (осознавать, различать, сравнивать, анализировать, делать элементарные умозаключения и воспроизводить посредствам вербализации);

7. снижение эмоционального напряжения и обучение вытесняющим психотехникам.

Блок 3. Здоровье – жизнь

(оздоровительный блок)

Задачи:

1. формировать потребность в гармонии психофизических сил организма;

2. осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением;

3. формировать умение произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении и контролировать их расслабление, т. е. чередование нагрузки и расслабления – вот эффект продуктивной работы;

4. развивать умение различать и сравнивать мышечные ощущения, определять соответствие характера ощущений (напряжение – расслабление; тяжесть – легкость и т. д.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (сила – слабость; резкость – плавность; мягкость – жесткость; темп, ритм, динамика);

5. обучение ауторелаксации (на доступность для детей уровне);

6. тренировка психомоторных функций.

Блок 4. Забавные страхи и смешные ужасы.

Задачи:

1. повышение уверенности в себе;

2. дать возможность пережить страх и преодолеть его;

3. обеспечить активную разрядку эмоций и снятие первичного напряжения;

4. обеспечить обесценивание некоторых реальных страхов у детей;

5. снятие эмоционального напряжения посредством различных психотехник, по окончанию которых производится эмоциональный всплеск (результат победы ребенком над страхом).

Блок 5. Маленькие шалости

(для агрессивных детей)

Задачи:

1. Снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций;

2. дать детям возможность проявить агрессию (выход);

3. развивать умение контролировать свои чувства и действия;

4. обучение приемам аутогенной тренировки на снижение агрессии и комплексу релаксации.

Блоки Название Количество часов

1 Язык общения 6 ч.

2 Азбука настроений 6 ч.

3 Здоровье – жизнь 6 – 8 ч.

4 Забавные страхи и

смешные ужасы 6 – 8 ч.

5 Маленькие шалости 6 – 8 ч.

Всего 30 - 36 часов

Содержание сеансов АРТ-ТЕРАПИИ.

1. рисунок «В детском саду»;

2. рисунок «На улице, во дворе»;

3. рисунок «Дома», «Семья», «Бабушка и дедушка», «Мои соседи»;

4. рисунок «Что я больше всего не люблю»;

5. рисунок «Что мне снится страшное и чего я боюсь днем»;

6. рисунок «Что было со мной самое плохое (хорошее)»;

7. рисунок «Кем я хочу стать, когда вырасту?»;

8. рисунок «На память моему другу»;

9. рисунок «На память всем кого люблю» и т. д.

Основные методы:

• рисование тематическое (рисуночная психотерапия Захаров А. И. и Арт-терапия Копытина А.);

• музыка (эмоциональный фон, умеющий создавать настроение, помочь передать то или иное действие, правильно понять характер движения; с помощью музыкального ритма можно установить равенство в деятельности нервной системы – используя серии «Шедевры мировой классики», «Релаксационная инструментальная музыка», «Шумы живой и неживой природы», «Шумы природы под инструментальное сопровождение» и пр.);

• рассматривание рисунков, иллюстраций, фотографий, картин;

• беседы, обсуждения, рассказы, сказки, баллады, басни;

• этюды на выражение основных эмоций и оттенков настроения (Чистякова М. И., Кряжева Н. Л.);

• поведенческие игры (содержание взято из бытовых ситуаций и конфликтов);

• подвижные игры (направлены на общую деятельность, совместные движения и контакт, вызывают здоровое эмоциональное возбуждение);

• психомышечная тренировка (саморасслабление Алексеев А. В., техника релаксации Мери Альфред, релаксация Терещенко Ю. В. и Леви В.);

• дыхательная гимнастика;

• танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники (Габриэлла Рот, Афонькин С).

Нетрадиционные методы:

• Элементы Хатха-Йоги и Бэби-йога;

• - Асаны – позы статические;

• - Дыхательные упражнения;

• - Релаксация;

• Элементы древнекитайской гимнастики Тай-Ди и древнеиндийской йоги пальцев Аюрведа.

Построение занятий.

Коррекционно-развивающие занятия каждого блока имеют структуру, которая состоит из четырех основных частей:

1. Вводно-мотивационная.

2. Коррекционный блок.

3. Эмоциональная пауза.

4. Заключительная.

Каждая часть коррекционно-развивающего занятия в конкретном блоке имеет свое наполнение в соответствии с целями.

Тренинг мышечного расслабления

(для эмоционально неустойчивых детей).

В основу предлагаемого тренинга положен комплекс упражнений, разработанный И. Г. Выготским, Е. Л. Пеллингер и Л. П. Успенской.

Обучение расслаблению идет по контрасту с напряжением. Сначала дети учатся различать состояния напряжения и расслабления и, в конечном итоге расслаблять мышцы по своему желанию.

Тренинг проходит в два цикла:

1. мышечное расслабление по контрасту с напряжением;

2. мышечное расслабление по представлению.

Каждый цикл имеет свои этапы:

Первый цикл.

1. упражнения на усвоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук («Все умеют танцевать», «Кулачки», «Олени»);

2. упражнения на расслабление мышц ног («Пружинки», «Загораем»);

3. упражнения на расслабление мышц рук, ног и корпуса («Штанга», «Кораблик»);

4. упражнения на расслабление мышц живота («Шарик», «Стульчик»);

5. упражнения на расслабление мышц шеи («Любопытная Варвара» в трех позициях);

6. упражнения на расслабление речевого аппарата (губ, языка, челюстей: «Хоботок», «Рот на замок», «Лягушки», «Орешек», «Сердитый язык», «Горошина», «Горка»).

Второй цикл.

Заключается в том, что на детей воздействуют только словом. Когда научатся мышечному расслаблению, появится возможность снятия эмоционального напряжения путем внушения. Путем внушения углубляется и закрепляется состояние спокойствия и мышечного расслабления, которое вызывается у детей по представлению. Упражнения выполняются под музыку:

«Волшебный сон» в трех вариантах;

«Путешествие на голубую звезду»;

«Полет птицы»;

«В лесу»;

«Морской бриз» и т. д.

Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники.

Упражнения развивают пластику, гибкость, легкость тела, снимают мышечные зажимы, дают ребенку ощущение свободы и радости, стимулирующие моторные и эмоциональные самовыражения. Развивают умение управлять своим телом и регулировать свое поведение. Необходимо музыкальное сопровождение, причем мелодии подбираются разных типов.

1. этап. Движения поочередные 1-2 части тела.

- «Джаз тела»;

- «Веселая зарядка».

2. этап. Движения всех частей тела. Повторение за ведущим.

- «Танец огня»;

- «Дискотека кузнечиков»;

- «Танец морских волн»;

- «Танец пяти движений».

3. этап. Свободные движения.

- «Сочини свой танец»;

- «Подари движение»;

- «Танец с закрытыми глазами»;

- «Полет птиц»;

- «Воздушный бал» и т. д.

4. этап. Танец возникающий в следствии внутренних причин, без непосредственного воздействия из вне.

- «Спокойный танец».

Техника релаксации для тревожных детей

( Автор: Мэри Альфред).

1. «ЛИМОН». Кисти рук. Сжать кулак левой руки. Представить, как будто выдавливаем из лимона сок. Аналогично выполняется правой рукой. Выполнять по три раза на каждую руку. Медленное расслабление.

2. «КОШЕЧКА». Руки и плечевой пояс. Напряженные руки поднять вверх, вперед, назад. Выполнять три раза. Расслабление: медленное, быстрое, медленное.

3. «ОРЕХ». Лицевые мышцы и челюсть. Сомкнуть челюсти, представить, как будто хочешь расколоть орех, одновременно опуская голову вниз. Расслабление с открытым ртом.

4. «ЧЕРЕПАХА». Голова, шея и плечи. Втянуть голову, плечи поднять до ушей, спину согнуть. Выполнять два раза. Расслабление: быстрое, медленное.

5. «СЛОН». Живот. Напрячь мышцы живота. Представить, как будто на живот наступил слон. Выполнять три раза. Расслабление: быстрое, медленное, быстрое.

Публикации по теме:

«Говорушки» Коррекционно-развивающая программа кружковой работы. Автор: Воробьева Ольга Ивановна Пояснительная записка. Актуальность программы: Речь не является врожденной способностью человека, она формируется.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушениями речи СодержаниеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ВВЕДЕНИЕ 1. Цель и задачи 2. Перечень основных нормативных документов, организации деятельности групп компенсирующей.

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР Адаптированная Образовательная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: с Федеральным законом от 29.12.2012г.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме «Дикие животные» для детей старшей группы с нарушениями зрения Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы с нарушениями зрения «Дикие животные».

Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога «Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста» "Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраст ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии.

Коррекционно-развивающая работа по здоровьесбережению детей с интеллектуальными нарушениями Коррекционно-развивающая работа, которая направлена на здоровьесбережение детей их социальное, физическое, познавательное, деятельностное.

Логопедическое коррекционно-развивающее занятие у детей с тяжелыми нарушениями речи «Звук [Д] и буква Д» Цели и задачи: Коррекционно-образовательные. - Познакомить детей со звуком Д и буквой Д. -Учить определять позицию звука в слове. -Учить.

Проект «Коррекционно-развивающая программа для детей и подростков с ОВЗ по ознакомлению с русской национальной культурой» Проект «Коррекционно-развивающая программа для детей и подростков с ОВЗ по ознакомлению с основами русской национальной культуры в процессе.

Рабочая коррекционно-развивающая программа по психомоторному развитию для детей и подростков «Шаг вперед»Рабочая коррекционно-развивающая программа по психомоторному развитию для детей и подростков «Шаг вперед» В целях совершенствования социально – психологической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья (долее ОВЗ) на базе.

Рабочая программа по кружку «Город мастеров». Развитие мотивации детей с интеллектуальными нарушениями к познанию Рабочая программа по кружку «Город мастеров» Цель программы: Развитие мотивации детей с интеллектуальными нарушениями к познанию, возрождению,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа для детей с эмоциональными нарушениями (эмоционально неблагополучных)
Опубликовано: 21 ноября 2015 в 14:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД