Анастасия Никитушкина
Коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретический анализ показал, что на сегодняшний день существуют следующие программы, которые обеспечивают развитие внимания : Артюхиной Е. В. «Коррекционно-развивающая программа по развитию внимания»; Ахутиной, Манелис «Школа внимания», Е. А. Левановой. «Игра в тренинге», Семенченко П. «399 задач для развития ребенка», Гринченко И. С. «Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе», Осиповой А. А., Малашинской Л. И. «Диагностика и коррекция внимания»
Публикация «Коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста,» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Для развития основных свойств произвольного внимания у детей с нарушением зрения была составлена авторская коррекционно-развивающая программа «Играем вместе» в основу которой была положена программа Осиповой А. А. «Диагностика и коррекция внимания» с добавлением развивающих заданий и упражнений Гринченко И. С., Семенченко П. .
Данная программа рассчитана на 15 занятий, продолжительностью 20- 30 минут. Занятия проводятся два раза в неделю во внеурочное время в течении 2 месяцев.
Форма работы: индивидуальные и групповые занятия.
Цель программы : развитие произвольного внимания детей с нарушением зрения младшего школьного возраста.
Задачи занятия:
1. Развивать объём, устойчивость, переключаемость и распределяемость внимания.
2. Формировать концентрацию внимания.
3. Повышать познавательный интерес.
Общая структура занятий:
1. Настрой на занятие (приветствие)
2. Работа по теме (игры и упражнения на развитие внимания)
3. Анализ занятия (подведение итогов)
План коррекционно-развивающей программы по развитию внимания для детей с нарушением зрения младшего школьного возраста представлен в таблице 2.
Таблица 2
Содержание программы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Тема занятия Структура занятия Цель Методическое сопровождение
1. «Мои друзья» 1. Введение. Знакомство.
2. Основная часть.
- «Снежный ком» (имена)
-«Найди отличия»
- «Узор из мозаики»
3. Заключение. Рефлексия. -развитие объёма внимания
-переключение и распределение внимания
-концентрация внимания Е. А. Леванова. Игра в тренинге.
Семенченко П. 399
задач для развития ребенка.
Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.
2. «Звери» 1. Введение. Актуализация знаний.
2. Основная часть.
- «Снежный ком» (звери)
-«Дорисуй недостающие детали»
- «Найди дорожку»
3. Заключение. Рефлексия -развитие объёма внимания
-переключение внимания
- развитие произвольного внимания
Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания (с. 80, 82-83)
3. «Птицы» 1. Введение. Актуализация знаний.
2. Основная часть.
-«Снежный ком» (птицы)
- «Птица- не птица»
- «Выложи силуэт»
3. Заключение. Рефлексия. -развитие объёма внимания
- развитие моторо-двигательного внимания
-развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки
Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания (с. 74)
4. «Рыбы» 1. Введение. Актуализация знаний.
2. Основная часть.
- «Снежный ком» (рыбы)
-«Найди лишний предмет»
- «Выкладывание из палочек по образцу 1-го уровня сложности»
3. Заключение. Рефлексия. -развитие объёма внимания
- развитие объема внимания, сенсорного внимания
- развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки
Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания
(с. 29)
5. «Цветы» 1. Введение. Актуализация знаний.
2. Основная часть.
-«Снежный ком» (цветы)
- «Найди отличия»
- «Выложи узор»
3. Заключение. Рефлексия. -развитие объёма внимания
- развитие произвольного внимания, переключение и распределение
-концентрация внимания
Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания
(с. 74)
6. «Деревья» 1. Введение. Актуализация знаний.
2. Основная часть.
-«Снежный ком» (деревья)
-«Смешанный лес»
-«Срисовывание по клеточкам»
3. Заключение. Рефлексия. -развитие объёма внимания
- развитие распределения внимания
- развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев
Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания (с. 75)
7. «Сказки» 1. Введение. Актуализация знаний.
2. Основная часть-«Снежный ком» (герои сказок)
-«Найди героев передачи»
-«Дорисуй недостающие детали»
3. Заключение. Рефлексия.
-развитие объёма внимания
- развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания
-переключение внимания
Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания (с. 73)
8. «Города» 1. Введение. Актуализация знаний.
2. Основная часть.
- «Снежный ком» (города)
-«Найди слово»
-«Каждой руке своё дело»
3. Заключение. Рефлексия. -развитие объёма внимания
-развитие концентрации внимания
- распределение внимания
Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания (с. 77)
9. «Цвета» 1. Введение. Актуализация знаний.
2. Основная часть.
- «Снежный ком» (цвета)
- «Чтение с помехой»
«Нанизывание бус»
3. Заключение. Рефлексия. -развитие объёма внимания
- распределение внимания
- развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев
Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания (с. 74)
10. «Фигуры» 1. Введение. Актуализация знаний.
2. Основная часть.
- «Снежный ком» (геометрические фигуры)
-«Воспроизведение геометрических фигур»
-«Каждой руке своё дело»
3. Заключение. Рефлексия. -развитие объёма внимания
- развитие произвольного внимания
- распределение внимания
Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания (с. 80)
11. «Еда» 1. Введение. Актуализация знаний.
2. Основная часть.
- «Снежный ком» (еда)
- «Съедобное- несъедобное»
- «Срисовывание по клеточкам» (2-й уровень сложности)
3. Заключение. Рефлексия. -развитие объёма внимания
- формирование внимания
-- развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев
Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания (с. 94)
12. «Посуда» 1. Введение. Актуализация знаний.
2. Основная часть.
- «Снежный ком» (посуда)
- «Найди пару»
- «Нарисуй по образцу»
3. Заключение. Рефлексия. -развитие объёма внимания
- развитие произвольного внимания
-- развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев
Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания
(с. 80)
13. «Мебель» 1. Введение. Актуализация знаний.
2. Основная часть.
- «Снежный ком» (мебель)
- «Найди отличия»
- «Нарисуй вторую половину»
3. Заключение. Рефлексия. -развитие объёма внимания
- развитие произвольного внимания, переключение и распределение
- развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев
Семенченко П. 399
задач для развития ребенка (С. 42)
14. «Одежда» 1. Введение. Актуализация знаний.
2. Основная часть.
- «Снежный ком» (одежда)
- «Что изменилось»
-«Слово невидимка»
3. Заключение. Рефлексия. -развитие объёма внимания
- развитие зрительного внимания, концентрации и объема внимания
Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. (С. 41)
15. «Игрушки» 1. Введение. Актуализация знаний.
2. Основная часть.
- «Снежный ком» (игрушки)
- «Найди ошибку в тексте»
- «Языколомки»
3. Заключение. Рефлексия. -развитие объёма внимания
-развитие концентрации
- развитие слухового внимания
Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. (С. 50)
ЛИТЕРАТУРА
1. Богомолов И. Тестирование детей. Ростов-на-Дону. Феникс, 2005.- 347с.
2. Гальперин П. Я. Формирование внимания //Хрестоматия по общей психологии. - М. : Просвещение, 1981. – 488 с.
3. Григорьева Л. П. Особенности зрительного опознания изображений у слабовидящих школьников // Дефектология/ Л. П. Григорьева – 1999. - №2 с. 16-19
4. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. - М. ,2002. – 223с.
5. Земцова О. Н. Развиваем внимание. Найди отличия. Махаон, 2007. – 25с.
6. Малофеев Д. М. Игры для слепых и слабовидящих / Д. М. Малофеев. - М. : Спорт 2003.- 173с.
7. Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания-М., 2002- 215с.
8. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский Дом БАХРАХ- М, 2001. — 672 с.
9. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с.
10. Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. - М. ,2000.- 280с.
11. Солнцева Л. И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихо-логия). - М. : Классике Стиль, 2006. - 256 с.