Папки-передвижки

Коррекционно-развивающая программа «Представляю! Рисую! Рассказываю!»

Елена Молостова
Коррекционно-развивающая программа «Представляю! Рисую! Рассказываю!»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Правильная организация обучения детей с ОНР - сложный процесс. Следует помнить, что для детей, наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребёнка, однако не превышает его способностей. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик на что и направлена программа «Представляю! Рисую! Рассказываю!»

Публикация «Коррекционно-развивающая программа „Представляю! Рисую! Рассказываю!“» размещена в разделах

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое. В речи детей существует множество проблем. Программа направлена научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Успешность обучения детей с речевыми нарушениями в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью. Развитие связной речи занимает центральное место в общей системе работы с детьми с ОНР в детском саду. Программа направлена на совершенствование традиционных приёмов и методов, на поиск более новых и эффективных научно обоснованных путей развития связной речи у детей с ОНР, формирование и развитие монологической речи, логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности, а также навыков описательно-повествовательной речи.

Дошкольный возраст - период образных форм сознания, поэтому основные средства, которыми ребёнок овладевает в этот период, образные: сенсорные эталоны, символы, знаки, различные наглядные модели, схемы.

Приёмы моделирования особенно эффективны для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Особенность мнемотехники - использование не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

В программе представлен метод моделирования, который может быть использован в развитии связной речи у детей с ОНР. Работа с отвлечёнными моделями абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, а также связи причинно-следственного характера, что даёт возможность обобщённо познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.

Особенности связной речи у детей с нормой в речевом развитии и у дошкольников с ОНР

Дети с нормой в речевом развитии

На четвертом году жизни дети овладевают простым распространенным предложением. Довольно рано, примерно к 3—4 годам, дети начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. На пятом году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11 % по отношению к общему числу предложений. В речи детей отмечается наличие почти всех придаточных предложений (кроме определительного).

В этом возрасте дети задают много вопросов взрослым (дети-почемучки, пытаются сами объяснить свои действия (насыпал корм потому, что птички хотят есть; приду к тебе, если мама разрешит; Вова там, где воспитательница и т. д.).

После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения, к 5 годам могут пересказывать только что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза.

После 5 лет дети способны рассказать об увиденном или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствия, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так не бывает)

После 6 лет дети могут сами придумать рассказ и сказку, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребенок должен придумать свой рассказ о чем-то другом, который, как правило, получается логичным, развернутым.

Дошкольники с ОНР

По данным исследований, дети с ОНР мало используют связную фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развёрнутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний детей с ОНР характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развёрнутых предложений, затруднение в выборе нужных слов, нарушения смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения.

Исследования показывают ограниченность словарного запаса у детей с ОНР, особенно по таким лексико – понятийным разрядам, как название деталей предметов, качественные характеристики предметов (цвет, объём и т. д.). Выявляют затруднения при выполнении заданий на подбор обобщающих слов-понятий, на определение пространственного расположения предметов и др.

У ряда детей существенные затруднения возникают при составлении отдельных предложений по наглядной опоре, что может быть связано с неумением устанавливать (или актуализировать в речи) предикативные отношения, а также с трудностями в лексико-грамматическом оформлении высказывания.

Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушение логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов-микротем, длительные паузы на границах фраз, или их частях (не несущие смысловой нагрузки) свидетельствовуют о трудностях в программировании содержания развёрнутых монологических высказываний.

Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей ребёнка с нарушением речи и постепенной активации нарушенных функций.

Использование моделирования позволит детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами.

Цель программы: развитие связной речи детей старшего дошкольного

возраста.

Задачи: развивать связное высказывание;

формировать лексико-грамматический строй речи;

устранять затруднения при построении и использовании в пересказе предложений различных типов;

обучать установлению причинно-следственных связей.

В реализации программы участвуют воспитанники старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Программа рассчитана на 1 год.

Форма организации: подгрупповые занятия с учителем-логопедом.

Ожидаемые результаты:

у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;

появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появится интерес к заучиванию стихов;

словарный запас выйдет на более высокий уровень;

дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией.

Подведение итогов реализации программы «Представляю! Рисую! Рассказываю!» проводится в форме отчёта по данным диагностики.

Публикации по теме:

Обучение одаренных детей с выраженными спортивными способностями. Обучение одаренных детей с выраженными спортивными способностями Усова В. Б. МБДОУ «ДСКВ № 116» Проблема работы с одаренными детьми сейчас.

Презентация «Развитие творческих способностей детей 2–3 лет посредством театральной деятельности» Важную роль в становлении личности ребенка и в развитии его творческих способностей играет общение с взрослым. Поэтому не нужно -3жалеть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа «Представляю! Рисую! Рассказываю!»
Опубликовано: 1 декабря 2013 в 17:00
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-развивающая программа «Представляю! Рисую! Рассказываю!»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Молостова (УИ 35431) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД