Елена Молостова
Коррекционно-развивающая программа «Представляю! Рисую! Рассказываю!»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Правильная организация обучения детей с ОНР - сложный процесс. Следует помнить, что для детей, наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребёнка, однако не превышает его способностей. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик на что и направлена программа «Представляю! Рисую! Рассказываю!»
Публикация «Коррекционно-развивающая программа „Представляю! Рисую! Рассказываю!“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое. В речи детей существует множество проблем. Программа направлена научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Успешность обучения детей с речевыми нарушениями в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью. Развитие связной речи занимает центральное место в общей системе работы с детьми с ОНР в детском саду. Программа направлена на совершенствование традиционных приёмов и методов, на поиск более новых и эффективных научно обоснованных путей развития связной речи у детей с ОНР, формирование и развитие монологической речи, логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности, а также навыков описательно-повествовательной речи.
Дошкольный возраст - период образных форм сознания, поэтому основные средства, которыми ребёнок овладевает в этот период, образные: сенсорные эталоны, символы, знаки, различные наглядные модели, схемы.
Приёмы моделирования особенно эффективны для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Особенность мнемотехники - использование не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
В программе представлен метод моделирования, который может быть использован в развитии связной речи у детей с ОНР. Работа с отвлечёнными моделями абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, а также связи причинно-следственного характера, что даёт возможность обобщённо познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.
Особенности связной речи у детей с нормой в речевом развитии и у дошкольников с ОНР
Дети с нормой в речевом развитии
На четвертом году жизни дети овладевают простым распространенным предложением. Довольно рано, примерно к 3—4 годам, дети начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. На пятом году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11 % по отношению к общему числу предложений. В речи детей отмечается наличие почти всех придаточных предложений (кроме определительного).
В этом возрасте дети задают много вопросов взрослым (дети-почемучки, пытаются сами объяснить свои действия (насыпал корм потому, что птички хотят есть; приду к тебе, если мама разрешит; Вова там, где воспитательница и т. д.).
После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения, к 5 годам могут пересказывать только что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза.
После 5 лет дети способны рассказать об увиденном или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствия, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так не бывает)
После 6 лет дети могут сами придумать рассказ и сказку, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребенок должен придумать свой рассказ о чем-то другом, который, как правило, получается логичным, развернутым.
Дошкольники с ОНР
По данным исследований, дети с ОНР мало используют связную фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развёрнутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний детей с ОНР характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развёрнутых предложений, затруднение в выборе нужных слов, нарушения смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения.
Исследования показывают ограниченность словарного запаса у детей с ОНР, особенно по таким лексико – понятийным разрядам, как название деталей предметов, качественные характеристики предметов (цвет, объём и т. д.). Выявляют затруднения при выполнении заданий на подбор обобщающих слов-понятий, на определение пространственного расположения предметов и др.
У ряда детей существенные затруднения возникают при составлении отдельных предложений по наглядной опоре, что может быть связано с неумением устанавливать (или актуализировать в речи) предикативные отношения, а также с трудностями в лексико-грамматическом оформлении высказывания.
Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушение логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов-микротем, длительные паузы на границах фраз, или их частях (не несущие смысловой нагрузки) свидетельствовуют о трудностях в программировании содержания развёрнутых монологических высказываний.
Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей ребёнка с нарушением речи и постепенной активации нарушенных функций.
Использование моделирования позволит детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами.
Цель программы: развитие связной речи детей старшего дошкольного
возраста.
Задачи: развивать связное высказывание;
формировать лексико-грамматический строй речи;
устранять затруднения при построении и использовании в пересказе предложений различных типов;
обучать установлению причинно-следственных связей.
В реализации программы участвуют воспитанники старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Программа рассчитана на 1 год.
Форма организации: подгрупповые занятия с учителем-логопедом.
Ожидаемые результаты:
у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появится интерес к заучиванию стихов;
словарный запас выйдет на более высокий уровень;
дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией.
Подведение итогов реализации программы «Представляю! Рисую! Рассказываю!» проводится в форме отчёта по данным диагностики.