Лариса Леонова
Коррекционно–развивающая работа по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Тема: «Содержание коррекционно – развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма у детей с речевыми нарушениями»
Леонова Лариса Петровна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 6»
Введение.
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Публикация «Коррекционно–развивающая работа по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма у детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
Поступление ребёнка в школу – важный этап в его жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. Если раньше, при поступлении в школу, ребёнок не умел читать и писать, это считалось нормой,то в наше время такому ребёнку очень сложно адаптироваться к школьной программе, особенно детям с речевыми нарушениями, так как программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение.
В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием устной речи и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия. В подтверждение этого положения говорит тот факт, что дисграфия и дислексия чаще всего сопровождают друг друга. Коррекция дисграфий и дислексий успешна при раннем её начале, а профилактика – ещё более эффективная мера позволяющая предупредить развитие нарушений чтения и письма.
К мерам ранней профилактики дисграфий и дислексий относится целенаправленное развитие у ребёнка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.
Профилактика предпосылок нарушения чтения и письма
1. Предупреждение нарушений устной речи.
Нарушения устной речи сопутствуют дислексии достаточно часто. Признавая наличие у определённой части детей с дислексией нарушений устной речи, специалисты, тем не менее, по- разному оценивают их роль в патогенезе данного расстройства. Одни говорят о незначительной её роли в механизмах затруднений в чтении, другие считают чуть ли не ведущей причиной дислексии (Р. И. Лалаева). Но всё- таки, большинство детей с недоразвитием устной речи испытывают определённые трудности в чтении и письме, поэтому необходимо с самого рождения развивать речь ребёнка. Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей к школьному обучению. Невмешательство в процесс формирования речи ребёнка ведет за собой отставание в его развитии.
Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.
Для того, чтобы понять патологию речи необходимо чётко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия от которых зависит его успешное протекание.
Кроме того, нужно чётко представлять каждый этап речевого развития ребёнка, чтобы вовремя заметить отклонения в этом процессе.
А. Н. Леонтьев установил четыре этапа в становлении речи детей :
1. Подготовительный - до одного года;
2. Преддошкольный - до трёх лет;
3. Дошкольный – до семи лет;
4. Школьный.
Знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо для правильной диагностики нарушений речи а также для построения коррекционно – воспитательной работы по преодолению речевой патологии.
2. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания).
Используются следующие виды занятий:
• Назвать контурные, недорисованные, перечёркнутые, наложенные изображения предметов.
• Найти ошибку в изображении предмета.
• Распределить предметы по величине, учитывая их реальные размеры.
• Геометрическое и цветное лото.
• Подбор предметов, по форме напоминающих определённую геометрическую фигуру.
• Сложить предмет (корабль, машина и др.)по образцу из деталей различной геометрической формы и величины.
3. Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания.
Задания:
• Проследить взглядом прямую, кривую, ломаную линию от её начала и до конца особенно, когда линия пересекается с другими.
• Найти определённое число различий в изображении предмета.
• Медленно перелистывать правой рукой в течении одной минуты книгу с иллюстрациями, запоминая их, а левой рукой чертить геометрические фигуры.
• Игра «Счёт с помехой» : называть цифры от 1 до 5, одновременно записывать их на бумаге в обратном порядке.
• Найти и вычеркнуть определённые буквы в печатном шрифте с крупным шрифтом.
4. Развитие зрительной и зрительно – моторной памяти.
Основной вид деятельности- работа с образцом. Сначала ребёнок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15 – 20 секунд, но так, чтобы ребёнок успел рассмотреть и запомнить образец, например:
• выкладывается из счётных палочек простая фигура (дом, ёлка). Ребёнку даётся возможность внимательно посмотреть на фигуру в течении 2 секунд, затем фигура закрывается а ребёнку предлагается повторить её изображение. Аналогичную работу можно проделать со спичками, буквами.
• Запомнить парные картинки и восстановить их через 5 секунд.
• Что изменилось и чего не стало (на материале картинок, цифр, букв)
• Разложить фигуры, картинки, буквы в той последовательности, в которой они предъявлялись.
5. Формирование пространственного восприятия, зрительно пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той последовательности, в которой они формируются в онтогенезе.
а) Формирование ориентировок в собственном теле.
б) Формирование ориентировок в окружающем пространстве в следующей последовательности: определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребёнку; определение предметов, находящихся сбоку от ребёнка, определение пространственных отношений между 2-3 предметами. Когда ребёнок безошибочно ориентируется в пространственном положении предметов, переходят к заданиям с картинными изображениями, геометрическими фигурами, цифрами, буквами.
в) Формирование понимания значений и верного употребления в речи предлогов, описывающие пространственные ситуации.
г) Формирование ориентировок в пространственном расположении частей предметов и изображений.
д) Формирование ориентировок в пространственном расположении букв и цифр.
Можно предложить такие задания :
• Назвать предметы, фигуры, цифры по порядку в направлении слева направо, сверху вниз, снизу вверх.
• Разложить предметы в пространстве по предложенной схеме.
• Начертить графическое изображение направления с помощью стрелок.
• Найти предмет по описанию его расположения в пространстве.
• Сложить по образцу геометрические фигуры их деталей, постепенно увеличивая их количество.
• Самостоятельно описать расположение предмета по отношению к другим.
6. Формирование временных ориентировок и представлений.
а) Формирование знаний о частях суток и их последовательности.
б) Формирование знаний о последовательности времён года.
в) Формирование знаний о днях недели и их последовательности.
г) Формирование знаний о последовательности месяцев года.
д) Развитие понимания наречий временного значения и их использование в речи.
е) Развитие зрительно – моторной координации.
• Копировать фигуры и их сочетания.
• Дорисовывать недостающие детали фигур с опорой на образец.
• Дорисовывать вторую половину картинки так, чтобы она была похожа на первую.
• Найти в ряду фигур такую же, как на образце, и, как можно аккуратнее, обвести контур рисунка не отрывая карандаш от бумаги.
• Обвести контур рисунка по точкам.
• Заштриховать рисунок по заданным направлениям.
• Провести линии карандашом от одного предмета к другому, точно попадая в цель.
Для мотивации успешного выполнения данных заданий, предложенных выше, необходимо использовать игровые приёмы.
7. Обучение грамоте.
а) Развитие фонематического восприятия, создание чётких представлений о каждом звуке речи.
б) Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
в) Обучение чтению и письму по особой системе.
Начинается работа по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе детского сада и продолжается в подготовительной параллельно с обучением чтению и письму.
В старшей группе эта работа заключается :
• В развитии фонематического восприятия (узнавание неречевых звуков, выделение изучаемого речевого звука среди других в слогах, словах, предложениях и коротких текстах).
• В формировании звукопроизношения, уточнении артикуляции каждого звука.
• В формировании оптико – пространственных ориентировок.
• В формировании навыков звуко- слогового анализа и синтеза обратных и прямых слогов, односложных и двусложных слов (закрепляются практическим путём знания о том, что звуки, буквы бывают гласными и согласными; гласные образуют слог- в слове столько слогов, сколько гласных звуков; слог является частью слова и самостоятельного значения не имеет).
• Развитие тонкой моторики.
• Развитие графических навыков – штриховки (в подготовительной группе- графическое письмо).
Процесс обучения грамоте в подготовительной группе базируется на следующих условиях:
- обучение происходит только на правильно произносимых звуках и словах;
- параллельно с изучением звуков и букв дети знакомятся с элементарными правилами грамматики и правописания (раздельное написание одного слова от другого, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в именах собственных и в начале предложения);
- производится систематическое повторение и закрепление пройденного материала;
- звук и обозначающая его буква изучаются одновременно, при этом необходимо называть букву не её официальным названием, например –эм, а так, как мы называем звук – м;
- при обучении письму (печатанью) дети знакомятся с буквой только в печатном варианте, для профилактики оптической дисграфии проводится работа по закреплению зрительного образа буквы: анализ её элементов, определения сходства и различия между буквами, выкладывание букв из отдельных элементов (мелких предметов, счётных палочек, верёвочек, пластилина и др.)
- при проведении звуко- слогового анализа используется максимальная наглядность
(составление схем, игры в «Живые слова», кассы букв и слогов для первоклассников).
- анализируются слова произношение которых не расходится с тем, как мы их произносим.
Заключение.
Нарушения письменной речи у детей являются распространённым речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез.
Ранняя диагностика и профилактическая работа, направленная на формирование и развитие компонентов, лежащих в основе процессов чтения и письма, может способствовать овладению полноценными навыками письменной речи. Ребёнок должен владеть развитой системой родного языка (иметь сформированную фонетико- фонематическую систему, достаточно богатый словарный запас и владеть основными грамматическими формами). А также залогом более успешного обучения в школе являются следующие показатели: развитие сенсорных функций и психомоторики; развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций, развитие психических функций и интеллектуальной деятельности.
Список литературы
1. Корнев А. Н. «Нарушение чтения и письма у детей» - Учебно- методическое пособие- СПб : МиМ, 1997 – 286 стр.
2. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина «Основы логопедии».
Изд- во «Просвещение»- 1989
3. Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова «Коррекция недоразвития речи у дошкольников»
«Союз» С. – Петербург 1999
4. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманов, С. А. Миронова, А. В. Лагутина.
«Коррекция нарушений речи» - Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.
Москва «Просвещение» 2008
Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»
Айрис – пресс, 2007