Приложение МААМ

Коррекционно–развивающая работа по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма у детей с речевыми нарушениями

Лариса Леонова
Коррекционно–развивающая работа по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

Тема: «Содержание коррекционно – развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма у детей с речевыми нарушениями»

Леонова Лариса Петровна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 6»

Введение.

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Публикация «Коррекционно–развивающая работа по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма у детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах

Поступление ребёнка в школу – важный этап в его жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. Если раньше, при поступлении в школу, ребёнок не умел читать и писать, это считалось нормой,то в наше время такому ребёнку очень сложно адаптироваться к школьной программе, особенно детям с речевыми нарушениями, так как программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение.

В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием устной речи и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия. В подтверждение этого положения говорит тот факт, что дисграфия и дислексия чаще всего сопровождают друг друга. Коррекция дисграфий и дислексий успешна при раннем её начале, а профилактика – ещё более эффективная мера позволяющая предупредить развитие нарушений чтения и письма.

К мерам ранней профилактики дисграфий и дислексий относится целенаправленное развитие у ребёнка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

Профилактика предпосылок нарушения чтения и письма

1. Предупреждение нарушений устной речи.

Нарушения устной речи сопутствуют дислексии достаточно часто. Признавая наличие у определённой части детей с дислексией нарушений устной речи, специалисты, тем не менее, по- разному оценивают их роль в патогенезе данного расстройства. Одни говорят о незначительной её роли в механизмах затруднений в чтении, другие считают чуть ли не ведущей причиной дислексии (Р. И. Лалаева). Но всё- таки, большинство детей с недоразвитием устной речи испытывают определённые трудности в чтении и письме, поэтому необходимо с самого рождения развивать речь ребёнка. Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей к школьному обучению. Невмешательство в процесс формирования речи ребёнка ведет за собой отставание в его развитии.

Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.

Для того, чтобы понять патологию речи необходимо чётко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия от которых зависит его успешное протекание.

Кроме того, нужно чётко представлять каждый этап речевого развития ребёнка, чтобы вовремя заметить отклонения в этом процессе.

А. Н. Леонтьев установил четыре этапа в становлении речи детей :

1. Подготовительный - до одного года;

2. Преддошкольный - до трёх лет;

3. Дошкольный – до семи лет;

4. Школьный.

Знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо для правильной диагностики нарушений речи а также для построения коррекционно – воспитательной работы по преодолению речевой патологии.

2. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания).

Используются следующие виды занятий:

• Назвать контурные, недорисованные, перечёркнутые, наложенные изображения предметов.

• Найти ошибку в изображении предмета.

Распределить предметы по величине, учитывая их реальные размеры.

• Геометрическое и цветное лото.

• Подбор предметов, по форме напоминающих определённую геометрическую фигуру.

• Сложить предмет (корабль, машина и др.)по образцу из деталей различной геометрической формы и величины.

3. Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания.

Задания:

• Проследить взглядом прямую, кривую, ломаную линию от её начала и до конца особенно, когда линия пересекается с другими.

• Найти определённое число различий в изображении предмета.

• Медленно перелистывать правой рукой в течении одной минуты книгу с иллюстрациями, запоминая их, а левой рукой чертить геометрические фигуры.

• Игра «Счёт с помехой» : называть цифры от 1 до 5, одновременно записывать их на бумаге в обратном порядке.

• Найти и вычеркнуть определённые буквы в печатном шрифте с крупным шрифтом.

4. Развитие зрительной и зрительно – моторной памяти.

Основной вид деятельности- работа с образцом. Сначала ребёнок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15 – 20 секунд, но так, чтобы ребёнок успел рассмотреть и запомнить образец, например:

• выкладывается из счётных палочек простая фигура (дом, ёлка). Ребёнку даётся возможность внимательно посмотреть на фигуру в течении 2 секунд, затем фигура закрывается а ребёнку предлагается повторить её изображение. Аналогичную работу можно проделать со спичками, буквами.

• Запомнить парные картинки и восстановить их через 5 секунд.

• Что изменилось и чего не стало (на материале картинок, цифр, букв)

• Разложить фигуры, картинки, буквы в той последовательности, в которой они предъявлялись.

5. Формирование пространственного восприятия, зрительно пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той последовательности, в которой они формируются в онтогенезе.

а) Формирование ориентировок в собственном теле.

б) Формирование ориентировок в окружающем пространстве в следующей последовательности: определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребёнку; определение предметов, находящихся сбоку от ребёнка, определение пространственных отношений между 2-3 предметами. Когда ребёнок безошибочно ориентируется в пространственном положении предметов, переходят к заданиям с картинными изображениями, геометрическими фигурами, цифрами, буквами.

в) Формирование понимания значений и верного употребления в речи предлогов, описывающие пространственные ситуации.

г) Формирование ориентировок в пространственном расположении частей предметов и изображений.

д) Формирование ориентировок в пространственном расположении букв и цифр.

Можно предложить такие задания :

• Назвать предметы, фигуры, цифры по порядку в направлении слева направо, сверху вниз, снизу вверх.

• Разложить предметы в пространстве по предложенной схеме.

• Начертить графическое изображение направления с помощью стрелок.

• Найти предмет по описанию его расположения в пространстве.

• Сложить по образцу геометрические фигуры их деталей, постепенно увеличивая их количество.

• Самостоятельно описать расположение предмета по отношению к другим.

6. Формирование временных ориентировок и представлений.

а) Формирование знаний о частях суток и их последовательности.

б) Формирование знаний о последовательности времён года.

в) Формирование знаний о днях недели и их последовательности.

г) Формирование знаний о последовательности месяцев года.

д) Развитие понимания наречий временного значения и их использование в речи.

е) Развитие зрительно – моторной координации.

• Копировать фигуры и их сочетания.

• Дорисовывать недостающие детали фигур с опорой на образец.

• Дорисовывать вторую половину картинки так, чтобы она была похожа на первую.

• Найти в ряду фигур такую же, как на образце, и, как можно аккуратнее, обвести контур рисунка не отрывая карандаш от бумаги.

• Обвести контур рисунка по точкам.

• Заштриховать рисунок по заданным направлениям.

• Провести линии карандашом от одного предмета к другому, точно попадая в цель.

Для мотивации успешного выполнения данных заданий, предложенных выше, необходимо использовать игровые приёмы.

7. Обучение грамоте.

а) Развитие фонематического восприятия, создание чётких представлений о каждом звуке речи.

б) Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.

в) Обучение чтению и письму по особой системе.

Начинается работа по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе детского сада и продолжается в подготовительной параллельно с обучением чтению и письму.

В старшей группе эта работа заключается :

• В развитии фонематического восприятия (узнавание неречевых звуков, выделение изучаемого речевого звука среди других в слогах, словах, предложениях и коротких текстах).

• В формировании звукопроизношения, уточнении артикуляции каждого звука.

• В формировании оптико – пространственных ориентировок.

• В формировании навыков звуко- слогового анализа и синтеза обратных и прямых слогов, односложных и двусложных слов (закрепляются практическим путём знания о том, что звуки, буквы бывают гласными и согласными; гласные образуют слог- в слове столько слогов, сколько гласных звуков; слог является частью слова и самостоятельного значения не имеет).

Развитие тонкой моторики.

Развитие графических навыков – штриховки (в подготовительной группе- графическое письмо).

Процесс обучения грамоте в подготовительной группе базируется на следующих условиях:

- обучение происходит только на правильно произносимых звуках и словах;

- параллельно с изучением звуков и букв дети знакомятся с элементарными правилами грамматики и правописания (раздельное написание одного слова от другого, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в именах собственных и в начале предложения);

- производится систематическое повторение и закрепление пройденного материала;

- звук и обозначающая его буква изучаются одновременно, при этом необходимо называть букву не её официальным названием, например –эм, а так, как мы называем звук – м;

- при обучении письму (печатанью) дети знакомятся с буквой только в печатном варианте, для профилактики оптической дисграфии проводится работа по закреплению зрительного образа буквы: анализ её элементов, определения сходства и различия между буквами, выкладывание букв из отдельных элементов (мелких предметов, счётных палочек, верёвочек, пластилина и др.)

- при проведении звуко- слогового анализа используется максимальная наглядность

(составление схем, игры в «Живые слова», кассы букв и слогов для первоклассников).

- анализируются слова произношение которых не расходится с тем, как мы их произносим.

Заключение.

Нарушения письменной речи у детей являются распространённым речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез.

Ранняя диагностика и профилактическая работа, направленная на формирование и развитие компонентов, лежащих в основе процессов чтения и письма, может способствовать овладению полноценными навыками письменной речи. Ребёнок должен владеть развитой системой родного языка (иметь сформированную фонетико- фонематическую систему, достаточно богатый словарный запас и владеть основными грамматическими формами). А также залогом более успешного обучения в школе являются следующие показатели: развитие сенсорных функций и психомоторики; развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций, развитие психических функций и интеллектуальной деятельности.

Список литературы

1. Корнев А. Н. «Нарушение чтения и письма у детей» - Учебно- методическое пособие- СПб : МиМ, 1997 – 286 стр.

2. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина «Основы логопедии».

Изд- во «Просвещение»- 1989

3. Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова «Коррекция недоразвития речи у дошкольников»

«Союз» С. – Петербург 1999

4. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманов, С. А. Миронова, А. В. Лагутина.

«Коррекция нарушений речи» - Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.

Москва «Просвещение» 2008

Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»

Айрис – пресс, 2007

Публикации по теме:

Игровые упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями Автоматизировать звук – значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Многократное повторение речевого материала в период.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Консультация для родителей. Совместная работа родителей и логопеда. Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Консультация логопеда «Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей» Консультация логопеда «Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей».С каждым годом увеличивается количество детей, которые.

Педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения.

Первоначальные навыки чтения и письма детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС  Первоначальные навыки чтения и письма детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение.

Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции нарушения чтения и письма у детей с легкой степенью УО Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции нарушения чтения и письма у детей с легкой степенью умственной отсталости.

Коррекционно-логопедическая программа работы с детьми с речевыми нарушениями 5–7 года жизни РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-логопедическая программа работы с детьми 5-7 года жизни, имеющими речевые нарушения, в том числе тяжелые.

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция.

Роль сказки в активизации речи и эмоционально-лексическом самовыражении детей с речевыми нарушениями Жесткова Вера Федоровна, учитель-логопед муниципального образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 90, г. Волгограда.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекционно–развивающая работа по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
Опубликовано: 24 января 2018 в 20:19
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно–развивающая работа по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма у детей с речевыми нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Леонова (УИ 930185) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД