Папки-передвижки

Роль сказки в активизации речи и эмоционально-лексическом самовыражении детей с речевыми нарушениями

Вера Федоровна Жесткова
Роль сказки в активизации речи и эмоционально-лексическом самовыражении детей с речевыми нарушениями

Жесткова Вера Федоровна, учитель-логопед муниципального образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 90, г. Волгограда Волгоградской области.

В психологических исследованиях отмечено, что именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются эмоции и чувства, и как следствие возрастает речевая активность детей. В коррекционной педагогике проблема исследования состояния и обогащения эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития также одна из значимых. При этом показательно, что недоразвитие речи, как и любой дефект, в первую очередь сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка. Неумение правильно выразить свои чувства, неадекватность речи затрудняет общение детей между собой и взрослыми неумение выражать свои эмоции сопряжено с трудностями речевого характера, недостаточностью или ограниченностью словаря, внутренним состоянием ребенка, внутренний страх, неуверенность в себе, зажатость. Для детей с ОНР необходимо исследовать различные методы и приемы, направленные на формирование эмоциональной лексики, что позволяет повысить уровень овладения выразительной связной речью и речевой коммуникацией в целом.

Публикация «Роль сказки в активизации речи и эмоционально-лексическом самовыражении детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах

Сказка представляет собой особый род реальности и предоставляет возможности для приобретения опыта познания, переживания и преобразования окружающей реальности. И ребенок, и взрослый, способны, благодаря сказке, не только менять эту реальность, но и самих себя. Сказка может быть как индикатором, так и катализатором личностного роста и творческих возможностей не только в плане эмоционального восприятия, но и в повышении речевой активности детей.

В дошкольных образовательных программах основными задачами является развитие эмоциональной сферы, нравственное воспитание, адаптация детей к новым условиям жизни, формирование умений налаживать контакты с взрослыми и сверстниками, контролировать свои эмоции в процессе общения. Лексика, обозначающая эмоции и чувства, используется как средство формирования нравственных качеств личности. Лексика, обозначающая нравственные качества, представлена в программах достаточно широко, а вот лексика, обозначающая эмоции и чувства, практически отсутствует. Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно – содержательных аспектов обогащения эмоционального словаря старшего дошкольника с нарушениями речи в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

Наряду с коррекционными целями и задачами, предусмотренными программами для детей с различными речевыми нарушениями, существует проблема дефицита эмоционально-лексического самовыражения. Причиной тому является недостаточный уровень сформированности эмоциональной лексики.

Мной была предпринята попытка через сказку, посредством осознания и «прочувствования» ребенком эмоционального состояния других людей или героев сказок, через понимание и осознание глубины переживаемых эмоций, путем адекватного лексического выражения этих состояний не только обогатить и расширить словарный запас, интонационную выразительность речи, но и научиться быть нравственным по отношению к другим.

До начала работы над сказкой необходимо провести работу по изучению, осознанию и усвоению эмоциональной лексики.

Подготовительный этап включает 5 заданий:

1. «Объясни слово» (оценка понимания ребенком лексемы и умения его объяснить) :

доброта- радость-

честность- злость-

совесть- польза-

трусость- смелость-

неприятность- скука-

хитрость- удача-

2. «Кого так можно назвать?» (оценка умения соотнести лексему и эмоциональное состояние) :

умный- успешный-

мужественный- полезный-

надежный- нужный-

вредный- надежный-

капризный- воспитанный-

3. «Дополни предложение…» (умение ребенка подбирать лексемы, соответствующие заданной педагогом ситуации, используя эмоциональную лексику в предложениях) :

«Дети гуляли в лесу. Светило яркое солнце, вокруг много красивых цветов. Настроение у детей было - какое? (Радостное, прекрасное, веселое, великолепное, отличное, приятное, замечательное, оживленное, превосходное, спокойное,). И вдруг, налетели тучи, и пошел дождь. Настроение у детей стало - какое? (Грустное, испорченное, печальное, скверное, безобразное, плохое, испуганное). Дети увидели избушку. В избушке жил старичок. Он пригласил детей к себе в гости. Старичок был очень… какой? (Заботливый, благородный, радостный, внимательный, доброжелательный, добродушный, добрый, милосердный, порядочный, чуткий).

4. «Скажи наоборот» (оценка владения ребенком антонимическими знаниями эмоциональной лексики) :

радостный- честный-

заботливый- вредный-

вредный- печальный-

добрый- прекрасный-

5. «Скажи по- другому» (умение владеть синонимическими отношениями в области эмоционально- оценочного словаря, на основе замены одной лексической единицы другой, близкой по значению) :

радостный- хороший-

грустный- интересный-

добрый- страшный-

испуганный- красивый-

вежливый- злой-

Убедившись, что дети усвоили понимание значение эмоциональной лексики, а также умение передавать ее не только словами, но и с помощью мимики и жестов, можно переходить к чтению, обсуждению и обыгрыванию сказок.

I этап. Чтение сказки.

Роль чтеца или рассказчика очень важна на данном этапе. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Рассказчик (чтец) должен чувствовать в каком ритме и темпе проводить чтение, когда уменьшить или увеличить драматизм ситуации. В процессе чтения детям нужно давать возможность говорить о своих ощущениях, а иногда дать установку молча «слушать» себя – т. е. ощущать самые разнообразные «внутренние звуки» - легкость, приятное тепло, «мурашки», чувство неприятного ощущения, гнева и т. д. Чтец или рассказчик должен «играть» голосом: то быстрее, то медленнее, то громче, то тише – в зависимости от содержания текста, стараясь голосом передать характер героев, а также смешную или грустную ситуацию и т. д.

II этап. Обсуждение сказки с использованием эмоциональной лексики, мимики, жестов.

1. Рассматривание иллюстраций к сказке, составление текста, придумывание реплик, диалогов к изображенному сюжету.

2. Придумывание сказки по серии картинок от лица одного из героев или нескольких.

3. Разыгрывание диалогов из сказки.

4. Игра-рисование по сюжету сказки.

Чем интенсивнее эмоциональное воздействие, полученное детьми от сказки, тем интереснее и разнообразнее их рисунки. Ребенку необходимо понять, что мимика или жест в рисунке помогают передать настроение, чувства героя. Однако по мимике можно сказать о чувствах, но не о том, что их вызвало. Рисунок может показать предысторию возникновения этих чувств, благодаря изображению отношений между персонажами или героем и окружающим, которое, как правило, передается в динамике, движении. Изображение движения - одно из средств выразительности рисунка. Поэтому детям предлагается определить характер движения персонажа, ориентируясь на вопросы: «Что делает герой?», «Что он хочет сделать?», «Как это нарисовать?»

Удобнее и интереснее рисовать и играть на листе ватмана, особенно, когда в рисование сказочного действия вовлекается несколько детей.

III этап. Игра - драматизация с «превращением» детей в изображаемых персонажей, формулированием собственного отношения к действующим героям и на его основе - сочинением продолжения сказки или других вариантов сюжета.

Этот этап с «превращением» детей в сказочных героев (выбранных ими заранее) начинается сразу после дневного сна. Дети просыпаются в образе героев, имитируют их голос, походку, мимику, жесты. Поскольку «час сказки» построен на конкретном сюжете, дети, встречаясь с другими «персонажами» из сказки, проводят диалоги, обыгрывают ситуацию и, по общему согласию, интерпретируют отдельные моменты из сюжета, придумывают новую концовку или продолжение сказки, сообразно своему видению и творчеству.

Такое глубокое погружение в сказку позволяет не только активизировать речевую активность детей, улучшить интонационную выразительность речи, но и развивать личностные черты характера, снимать эмоциональную напряженность, избавляться от внутренней неуверенности, зажатости. Воспитывать нравственные качества ребенка, чувство сопереживания.

Литература.

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Овладение оценочной лексикой как условие формирования социальной активности старших дошкольников // Психолого-педагогические механизмы формирования качеств социально-активной личности. – М. ,1986.

2. Белопольская Л. Н. Азбука настроений: Эмоционально-коммуникативная игра. – М., 2000.

3. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.

4. Эльконинова Л. И. Роль сказки в психическом развитии дошкольников. // Мир психологии. 1998. №3.

5. Филиппова Л. В. Сказка как источник творчества детей. М., 2001.

Публикации по теме:

«Особые образовательные потребности детей с речевыми нарушениями» Логопедическая помощь - пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения. При наличии у ребёнка нарушений.

Игровые приемы в обучении грамоте детей с речевыми нарушениями Успешное обучение ребенка в школе зависит от положительной мотивации к учебной деятельности. У детей с речевым недоразвитием готовность.

Конспект НОД с детьми с ОВЗ (задержка психического развития с речевыми и поведенческими нарушениями) в возрасте 5–6 лет Образовательная область : «Познание» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Музыка».

Основные методы и приёмы коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями Цель: Эффективное взаимодействие с родителями детей группы компенсирующей направленности. Задачи: Привлечение.

Особенности самооценки дошкольников с речевыми нарушениями в различных видах деятельности Нарушения речи - собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично.

Педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения.

Подходы к формированию речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ На современном этапе развития общества существует.

Отчет о воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями Моя профессия – особая тропинка жизни. Пересекаясь с десятками судеб детей, моя профессиональная тропа сливается с каждой детской жизненной.

Роль картинок-раскрасок в активизации детей на занятиях Все дети любят раскрашивать картинки. Готовы долго и упорно водить карандашом по бумаге, лишь бы увидеть готовый рисунок и порадоваться.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль сказки в активизации речи и эмоционально-лексическом самовыражении детей с речевыми нарушениями
Опубликовано: 24 июля 2017 в 09:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД