Ольга Воронова
Педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.
Публикация «Педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно важна педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями, так как родители должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми.
Уже достаточно давно сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести такое педагогическое просвещение родителей как беседы и консультации, которые мало чем отличались друг от друга, они направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. Ведущая роль в них принадлежала педагогу. Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходили от педагогов и велись в направлении, которое им казалось необходимым. Но вполне возможен вариант, когда форма работы с родителями остается традиционной, а содержание является новаторским.
В информационно-познавательном направлении для пропаганды педагогических знаний могут применяться как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия. В рамках практико-ориентированного направления возможно применение таких форм организации, которые активизируют родителей, включают их в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Атмосфера творческой совместной деятельности предоставляет возможность родителям стать непосредственными участниками жизни детского сада.
Для обеспечения более продуктивного общения с родителями необходимо использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Все их можно разделить на 4 группы: информационно-аналитические, наглядно-информационные, досуговые и познавательные.
Информационно-аналитические формы работы.
Сбор, обработка и анализ данных о семье ребенка, уровне педагогической компетентности родителей, их запросах, интересах, потребностях, отношении к ребенку и перспективам его развития.
Одними из необходимых организационных моментов являются:
• Заключение родительского соглашения (договора).
• Ознакомление родителей с документацией.
• Анкетирование.
Анкетирование предполагает фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать особенности семейного воспитания, опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Одним из важных является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители пишут о том, какие проблемы их волнуют, и эти вопросы берутся на вооружение при планировании работы с родителями.
• Родительские собрания.
Строятся так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не хочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации являются предельно чёткими, и содержат необходимый родителям конкретный материал. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в предложенную им работу. На родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов при повышенном внутричерепном давлении, массаж – при нарушениях мышечного тонуса). Родителям разъясняется необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии сами оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Собрание стараемся назначать во время, удобное для родителей. Тема собрания сообщается заранее, чтобы они сумели с ней ознакомиться. Также данные рекомендации даются во время проведения общих и групповых собраний.
Наглядно-информационные формы работы.
Знакомят с условиями, содержанием, методами и приемами развития и воспитания детей.
• Информационный родительский уголок «Советы логопеда»
Отражает информацию по развитию речи дошкольника по направлениям. Информация предоставляется родителям в письменной красочной форме. Даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по развитию лексическо-грамматического строя речи, как следить за автоматизацией звука в домашних условиях, как научить ребенка звукобуквенному анализу.
• Брошюры, буклеты, памятки также служат родителям своеобразной подсказкой и напоминалкой с конкретным материалом.
• Мини-библиотека.
Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В нашей библиотеке есть пособия, используемые на занятиях. Это сборники артикуляционных, дыхательных гимнастик, картотеки речевых игр, игр на развитие мелкой моторики, игр на развитие фонематического слуха у детей и др. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.
• Список рекомендуемой литературы и интернет-сайтов для занятий в домашних условиях. Сориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок.
• Дни открытых дверей. Открытые занятия.
Являются практикумами по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми. Родители посещают занятия, видят, как дети занимаются, берут себе на заметку какие-то упражнения, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.
• Родительские пятиминутки.
Индивидуальные беседы, консультации. Обращение родителей с интересующими их вопросами.
Досуговые формы работы.
Устанавливают эмоционально теплые отношения между родителями и детьми, между родителями и специалистами, атмосферу доверия и сотрудничества.
• Речевые праздники.
Полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка.
• Совместные досуги и развлечения для детей и родителей.
• Совместные проекты.
Познавательные формы работы.
Ознакомление с особенностями детей, спецификой нарушения, формирование у родителей практических навыков.
• Родительский клуб «Домашний логопед».
Это объединение родителей, нуждающихся в квалифицированной логопедической помощи. Его целью является оказание теоретической и практической помощи родителям в развитии речи детей, посещающих ДОУ. Работает родительский клуб в форме мастер-классов и семинаров-практикумов. Практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность.
Вначале родители могут быть пассивными наблюдателями, записывать игры, упражнения, учиться методам и приёмам работы. А затем необходимо привлекать родителей к выполнению заданий. Родители играют роль детей на логопедических занятиях. “Вооружившись” знаниями на таких встречах, они пробуют эти знания применить на практике. Темы проведенных мастер-классов:
«Игры с мячами как один из способов развития мелкой моторики у детей»,
«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»,
«Развиваем речь – играя»,
«Развитие речи ребенка в условиях семьи».
К проведению мастер-классов готовится специальное оборудование, опорные” карточки, схемы или таблицы, организуется выставка пособий. Например, к теме по развитию мелкой моторики: бусы, пуговицы, игры по шнуровке, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, альбом для раскрашивания, пластилин, одежда для кукол, кубики. Показать нетрадиционное использование оборудования в домашних условиях вместе с детьми. Это облегчает понимание предлагаемого материала родителями.
• Домашние игротеки.
Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".
• Тетради для домашних занятий.
Тетрадь заполняется логопедом для систематических занятий в семье. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания и памяти и на развитие графо-моторных навыков. Такое взаимодействие с семьей подразумевает контроль и обратную связь с родителями.
Таким образом, считаем, что такие формы взаимодействия с семьями воспитанников, позволят вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, сделать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей.
Наблюдая, как их дети преодолевают свои речевые дефекты, родители из пассивных наблюдателей будут превращаться в активных участников коррекционного процесса, с готовностью откликаться на просьбы педагога, серьезно воспринимать домашние задания, тщательно выполнять их.
Участие родителей в коррекционно - педагогическом процессе значительно поможет в преодолении нарушений в развитии речи ребёнка. Но вместе с положительными результатами остается проблема: наличие «проблемных» семей, которых трудно вовлечь в педагогический процесс, повысить степень их участия в жизни собственного ребенка, осознать наличие нарушений в его развитии. С такими родителями результативно работать можно только при взаимодействии с социальными службами, и конечно же, активизировать и стимулировать познавательную способность самого ребенка.