Папки-передвижки

Педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями

Ольга Воронова
Педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

Публикация «Педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах

Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно важна педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями, так как родители должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми.

Уже достаточно давно сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести такое педагогическое просвещение родителей как беседы и консультации, которые мало чем отличались друг от друга, они направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. Ведущая роль в них принадлежала педагогу. Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходили от педагогов и велись в направлении, которое им казалось необходимым. Но вполне возможен вариант, когда форма работы с родителями остается традиционной, а содержание является новаторским.

В информационно-познавательном направлении для пропаганды педагогических знаний могут применяться как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия. В рамках практико-ориентированного направления возможно применение таких форм организации, которые активизируют родителей, включают их в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Атмосфера творческой совместной деятельности предоставляет возможность родителям стать непосредственными участниками жизни детского сада.

Для обеспечения более продуктивного общения с родителями необходимо использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Все их можно разделить на 4 группы: информационно-аналитические, наглядно-информационные, досуговые и познавательные.

Информационно-аналитические формы работы.

Сбор, обработка и анализ данных о семье ребенка, уровне педагогической компетентности родителей, их запросах, интересах, потребностях, отношении к ребенку и перспективам его развития.

Одними из необходимых организационных моментов являются:

• Заключение родительского соглашения (договора).

• Ознакомление родителей с документацией.

• Анкетирование.

Анкетирование предполагает фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать особенности семейного воспитания, опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Одним из важных является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители пишут о том, какие проблемы их волнуют, и эти вопросы берутся на вооружение при планировании работы с родителями.

Родительские собрания.

Строятся так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не хочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации являются предельно чёткими, и содержат необходимый родителям конкретный материал. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в предложенную им работу. На родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов при повышенном внутричерепном давлении, массаж – при нарушениях мышечного тонуса). Родителям разъясняется необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии сами оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Собрание стараемся назначать во время, удобное для родителей. Тема собрания сообщается заранее, чтобы они сумели с ней ознакомиться. Также данные рекомендации даются во время проведения общих и групповых собраний.

Наглядно-информационные формы работы.

Знакомят с условиями, содержанием, методами и приемами развития и воспитания детей.

• Информационный родительский уголок «Советы логопеда»

Отражает информацию по развитию речи дошкольника по направлениям. Информация предоставляется родителям в письменной красочной форме. Даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по развитию лексическо-грамматического строя речи, как следить за автоматизацией звука в домашних условиях, как научить ребенка звукобуквенному анализу.

• Брошюры, буклеты, памятки также служат родителям своеобразной подсказкой и напоминалкой с конкретным материалом.

• Мини-библиотека.

Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В нашей библиотеке есть пособия, используемые на занятиях. Это сборники артикуляционных, дыхательных гимнастик, картотеки речевых игр, игр на развитие мелкой моторики, игр на развитие фонематического слуха у детей и др. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

• Список рекомендуемой литературы и интернет-сайтов для занятий в домашних условиях. Сориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок.

• Дни открытых дверей. Открытые занятия.

Являются практикумами по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми. Родители посещают занятия, видят, как дети занимаются, берут себе на заметку какие-то упражнения, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.

Родительские пятиминутки.

Индивидуальные беседы, консультации. Обращение родителей с интересующими их вопросами.

Досуговые формы работы.

Устанавливают эмоционально теплые отношения между родителями и детьми, между родителями и специалистами, атмосферу доверия и сотрудничества.

Речевые праздники.

Полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка.

• Совместные досуги и развлечения для детей и родителей.

• Совместные проекты.

Познавательные формы работы.

Ознакомление с особенностями детей, спецификой нарушения, формирование у родителей практических навыков.

Родительский клуб «Домашний логопед».

Это объединение родителей, нуждающихся в квалифицированной логопедической помощи. Его целью является оказание теоретической и практической помощи родителям в развитии речи детей, посещающих ДОУ. Работает родительский клуб в форме мастер-классов и семинаров-практикумов. Практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность.

Вначале родители могут быть пассивными наблюдателями, записывать игры, упражнения, учиться методам и приёмам работы. А затем необходимо привлекать родителей к выполнению заданий. Родители играют роль детей на логопедических занятиях. “Вооружившись” знаниями на таких встречах, они пробуют эти знания применить на практике. Темы проведенных мастер-классов:

«Игры с мячами как один из способов развития мелкой моторики у детей»,

«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»,

«Развиваем речь – играя»,

«Развитие речи ребенка в условиях семьи».

К проведению мастер-классов готовится специальное оборудование, опорные” карточки, схемы или таблицы, организуется выставка пособий. Например, к теме по развитию мелкой моторики: бусы, пуговицы, игры по шнуровке, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, альбом для раскрашивания, пластилин, одежда для кукол, кубики. Показать нетрадиционное использование оборудования в домашних условиях вместе с детьми. Это облегчает понимание предлагаемого материала родителями.

• Домашние игротеки.

Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".

• Тетради для домашних занятий.

Тетрадь заполняется логопедом для систематических занятий в семье. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания и памяти и на развитие графо-моторных навыков. Такое взаимодействие с семьей подразумевает контроль и обратную связь с родителями.

Таким образом, считаем, что такие формы взаимодействия с семьями воспитанников, позволят вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, сделать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей.

Наблюдая, как их дети преодолевают свои речевые дефекты, родители из пассивных наблюдателей будут превращаться в активных участников коррекционного процесса, с готовностью откликаться на просьбы педагога, серьезно воспринимать домашние задания, тщательно выполнять их.

Участие родителей в коррекционно - педагогическом процессе значительно поможет в преодолении нарушений в развитии речи ребёнка. Но вместе с положительными результатами остается проблема: наличие «проблемных» семей, которых трудно вовлечь в педагогический процесс, повысить степень их участия в жизни собственного ребенка, осознать наличие нарушений в его развитии. С такими родителями результативно работать можно только при взаимодействии с социальными службами, и конечно же, активизировать и стимулировать познавательную способность самого ребенка.

Публикации по теме:

«Особые образовательные потребности детей с речевыми нарушениями» Логопедическая помощь - пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения. При наличии у ребёнка нарушений.

Игровые приемы в обучении грамоте детей с речевыми нарушениями Успешное обучение ребенка в школе зависит от положительной мотивации к учебной деятельности. У детей с речевым недоразвитием готовность.

Конспект НОД с детьми с ОВЗ (задержка психического развития с речевыми и поведенческими нарушениями) в возрасте 5–6 лет Образовательная область : «Познание» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Музыка».

Методы и формы нравственно-патриотического воспитания детей с речевыми нарушениями.Методы и формы нравственно-патриотического воспитания детей с речевыми нарушениями. Нравственно-патриотическое воспитание сегодня-одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Перед дошкольным образовательным.

Основные методы и приёмы коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями Цель: Эффективное взаимодействие с родителями детей группы компенсирующей направленности. Задачи: Привлечение.

Педагогическая поддержка самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ Самостоятельная деятельность детей требует постоянного внимания и педагогической поддержки со стороны взрослых. Хотя по своей сути она как.

Подходы к формированию речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ На современном этапе развития общества существует.

Отчет о воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями Моя профессия – особая тропинка жизни. Пересекаясь с десятками судеб детей, моя профессиональная тропа сливается с каждой детской жизненной.

Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе. По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями
Опубликовано: 28 мая 2017 в 18:37
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Воронова (УИ 646713) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД