Папки-передвижки

Отчет о воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Татьяна Буршина
Отчет о воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Моя профессия – особая тропинка жизни. Пересекаясь с десятками судеб детей, моя профессиональная тропа сливается с каждой детской жизненной тропкой. Самое главное - находить время для многого, что задумано…

В наше время, к сожалению, все чаще встречаются дети с различными нарушениями развития. Соответственно, их в ближайшем будущем ждут проблемы с речью. Однако нарушения речи свойственны и здоровым детям, с сохранным интеллектом, нормальным зрением и слухом. С такими детьми работаю я.

Публикация «Отчет о воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями» размещена в разделах

С дошкольниками всегда очень интересно. Они добрые и отзывчивые, с удивительными глазами, ловящими каждое твое движение. Они слушают каждое твое слово и фразу. А еще есть тихие и замкнутые, испуганные и равнодушные, но и к ним я стараюсь найти подход.

Целью моей работы в ДОУ является – оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В процессе коррекционного обучения детей решаю следующие задачи:

- развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление,

-формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки,

-формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки,

- профилактика нарушений письма и чтения.

Решение обозначенных мною цели и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

Логопедическая работа с детьми осуществляю с помощью поэтапной системы формирования речи в условиях отдельных профильных групп для детей с нарушениями речи. Основной формой обучения в дошкольном образовательном учреждении для детей данной категории являются логопедическая организованная деятельность (фронтальные и индивидуальные занятия, на которой осуществляется развитие языковой системы.

Планирование коррекционно-педагогической работы осуществляю на основе специальных программ обучения и воспитания детей с нарушениями речи :

Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. ;

«Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Миронова С. А.

«Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» в соответствии с ФГОС ДО Н. В. Нищева

«Рабочая программа ФГОС коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в старшей логопедической группе с детьми ОНР»

Общая цель коррекционно-развивающей программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

На начало учебного года провела обследование детей. Перед собой ставила следующие задачи:

1. Выявить особенности и трудности в речевом развитии.

2. Определить структуру речевого дефекта.

3. Выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.

4. Поставить заключительный речевой диагноз.

При обследовании использовала методики, которые помогают выявить уровень развития учебных навыков, фонематических функций, психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, умение ориентироваться на листе бумаги, исходное состояние мелкой моторики пальцев рук.

У некоторых детей, зачисленных в логопедическую группу, имеются нарушения психических процессов. У всех детей нарушено звукопроизношение, у большинства - недостаточно сформированы фонематические процессы, навыки словообразования, имеются аграмматизмы. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок пересказе у детей возникли трудности в лексико-грамматическом оформлении текста.

Таким образом, на основе данных логопедического обследования пришла к выводу, что детям необходима комплексная помощь всех специалистов и родителей.

Динамика показала:

звукопроизношение –61 %;

слоговая структура – 72%;

фонематическое представление – 50%;

грамматический строй –59 %;

лексический запас -62 %;

понимание речи – 74%

связная речь – 56 %;

С результатами диагностики были ознакомлены администрация МОУ, воспитатели, родители.

По результатам обследования в начале года был составлен индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребёнка, с учётом его индивидуальных особенностей

Основную программу дополняла методиками следующих авторов: О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно», «Уроки логопеда», С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать», Л. С. Лылова и др. «Индивидуальные и погрупповые логопедические занятия», О. В. Жохова, Е. С. Лебедева «Домашние задания для логопедических групп», Г. Ф. Марцинкевич «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» и т. д., Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда. – Москва. : Издательство ГНОМ, 2011 г. А также использую в своей работе интернет–ресурсы.

Свою коррекционную работу с детьми направляю на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.

На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий веду работу по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Ввожу и уточняю обобщающие понятия. Формирую и развиваю словообразовательную функцию речи и словоизменения.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи учу детей составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте учу детей правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На индивидуальных занятиях с детьми провожу :

1. Дыхательную гимнастику (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);

2. Артикуляционную гимнастику (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);

3. Пальчиковую гимнастику (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);

4. Коррекцию звукопроизношения разными способами;

5. Автоматизацию звуков в речи;

6. Дифференциация звуков в речи;

7. Обогащение словарного запаса;

8. Закрепление знаний, полученных детьми на фонтальных и подгрупповых логопедических занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.

В своей работе использую современные образовательные (коррекционные) технологии, методы и приемы соответствующие ФГОС ДО, которые направленны на включение в работу зрительного, слухового, тактильного анализаторов. Систематически применяю здоровьесберегающие технологии, которые позволяют исключить переутомление и сохранять работоспособность и активность детей на протяжении всего занятия – это (физ. минутки, динамические паузы, музыкотерапию, гимнастику для глаз, дыхательные, артикуляционные упражнения, пальчиковую гимнастику, элементы логоритмики, игровой стретчинг - это комплекс упражнений, предназначенный для того, чтобы мышцы были эластичными, а суставы гибкими и подвижными; дыхательная гимнастика по программе М. Л. Лазарева, направленная на развитие речевого дыхания, массаж и самомассаж рук, лица и языка всё это повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, подтверждает его эффективность.

Применение этих форм помогает детям сохранить здоровье за период пребывания в детском саду, снимает психическое напряжение позволяет снизить заболеваемость.

Понимая требования, выдвигаемые современным обществом, стараюсь использовать информационно-компьютерные технологии в профессиональной деятельности.

У детей вызывает большой интерес применение на моих занятиях мультимедийных презентаций. Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Мной были подготовлены различные презентации по лексическим темам и по обучению грамоте для занятий. Также в детском саду проходил конкурс: «Калейдоскоп презентаций», среди узких специалистов, где я принимала активное участие, была награждена грамотой, заняв почетное III место.

По мере возможности стараюсь пополнять образовательную среду, мною были изготовлены: мнемотаблицы для быстрого запоминания стихов, пособие для логопеда: «Артикуляционные уклады», артикуляционная гимнастика при нарушении звукопроизношения (с яркими картинками для детей, наглядное пособие «Гласные звуки».

В своей работе использую с детьми синквейн (это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи).

Еще один из моих инновационных методов в работе мнемотехника (совокупность приемов и методов запоминания информации, используя визуальные и звуковые примеры). Мнемотехника помогает маленьким детям: легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы, обогащает словарный запас, помогает развивать мышление, фантазию. Современные дети окружены массой информации, чаще всего, они не успевают усваивать ее, а поэтому испытывают проблему с ее воспроизведением. Дети дошкольники зачастую имеют не богатый словарный запас, составляют только простые предложения, которые не могут собрать в полный логичный рассказ. Мнемотаблицы учат детей планировать рассказ и воспроизводить его в логичном порядке. Использование мнемотаблиц заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее.

В своей работе по обучению грамоте в подготовительной группе использовала палочки Кюизенера, для составления слогов, слов и предложений. С этим опытом работы я со своими коллегами делились на августовской конференции в 2016 г. Разработала памятки для коллег и родителей других детских садов.

Это очень интересная методика, детям очень легко и непринужденно работать с этими цветными палочками, они могут составить рассказ из 3-4-х предложений; составить предложение из 2-4х слов; разделить слово на слоги. Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль. Размышления, предположения, выводы, обобщение, абстрагирование, освоение математической терминологии – это далеко не весь перечень качеств, необходимых будущему школьнику для освоения новых знаний, который он может приобрести в результате обучения технологией палочек Кюизенера. Данная технология оказалась очень эффективной при работе с детьми по обучению грамоте. В данный момент, я уже начала внедрять эту инновационную методику и в старшей логопедической группе (для выделения первого и второго звуков в слогах).

В конце учебного 2016 года я провела диагностическую работу. Из которой, сделала выводы: дети овладели основной функцией речи – коммуникативной. Усвоили лексико-грамматические категории языка.

Словарный запас у детей соответствует возрастным нормам. Дети владеют обобщающими понятиями. Составляют рассказы по картинкам и по серии картинок, пересказывают рассказы. Почти все дети овладели навыком звукового анализа и синтеза, а также письма и чтения.

В итоге проведенной диагностической работы в мае 2016 г. были получены следующие результаты гр. № 8 (подготовительная) :

Динамика составила:

звукопроизношение –72 %;

слоговая структура – 89%;

фонематическое представление–66%;

грамматический строй –70%;

лексический запас -72%;

понимание речи – 85%

связная речь – 65%;

Для большей достоверности и наглядности я сравнила данные двух обследований, сопоставила показатели диагностики уровня речи до проведения коррекционной работы и после нее. Видно, что дети находившиеся на высоком уровне развития речи по окончанию обследования показали те же результаты. Дети, находящиеся на низком уровне повысили результаты, и перешли на средний уровень развития речи, а дети со средним уровнем поднялись на высокий уровень. По результатам этих данных я пришла к выводу о том, что уровень развития речи некоторых детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность.

Значительно улучшилось звукопроизношение, грамматический строй речи, пространственная ориентировка, артикуляционная моторика, мелкая моторика.

Из подготовительной группы в 2016 году 10 детей ушли в школу с хорошей речью, 5 детей - со значительными улучшениями и 3 – с незначительными улучшениям, это дети у которых сложные диагнозы: часто за учебный год пропускали детский сад, родители не выполняли все рекомендации логопеда. Все ушли в массовую школу (лицеи, гимназии).

Сейчас в моей старшей логопедической группе 21 ребёнок, из них 19 детей ОНР III ур. и двое детей ФФН.

На основании результатов углубленного логопедического обследования всех компонентов речи наметила коррекционную работу по всем разделам развития речи: коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи; способствовать развитию связной речи, посредством сюжетных игр и театрализации. По результатам логопедического обследования были сформированы 2 подгруппы по 10-11 человек для фронтальных занятий и микроподгруппы от 3 до 5 человек в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей. Фронтальные и подгрупповые занятия провожу 2 раза в неделю, а индивидуальные – ежедневно. Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т. д.) проводится в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2016-2017 уч. год. Система коррекционной работы рассчитана на двухгодичное пребывание детей в логопедической группе. Главной задачей коррекционной работы является устранение речевого дефекта. С помощью специальных логопедических приемов осуществляется постановка звуков и уточняется артикуляция имеющихся звуков. Выработка правильных артикуляционных навыков является условием, обеспечивающим решение поставленных мною задач. Моя работа направлена на устранение общего недоразвития речи; развитие фонематического восприятия и слуховой памяти, артикуляционных навыков, фонематического восприятия в сочетании с анализом звукового состава речи. Учитывая некоторую задержку лексико-грамматического развития у этих детей, в системе коррекционной работы я включаю упражнения на расширение и уточнение словаря и на формирование связной, грамматически правильной речи, где совершенствуется зрительно-двигательная координация. Индивидуальную работу провожу в логопедическом кабинете.

Стараюсь проводить с детьми занятия в игровой форме, поощряю детей в виде похвалы, в конце выполненных заданий дети могут оценить себя сами, для этого они используют звёзды, где красная звезда означает, что ребёнок очень доволен собой, желтая доволен, но есть небольшие трудности, а зеленая звезда ещё есть к чему стремиться.

В начале своей работы познакомила детей с артикуляционным аппаратом, рассказываю всё это в игровой форме: рот – это окошко, зубы – заборчик, язычок – это ваш весёлый друг, который помогает вам в произношении слов. Чтобы артикуляционная гимнастика принесла требуемую пользу, важно усвоить ряд правил. Пожалуй, самое главное из них заключается в том, что выполнение всех артикуляционных упражнений должно превратиться для малыша, прежде всего в увлекательную игру.

Вначале артикуляционную гимнастику проводила с каждым индивидуально перед зеркалом, обязательно, чтобы в нем могли одновременно отражаться ребенок и взрослый, данные упражнения провожу 2 раза в день по 5-7 минут. Все упражнения сопровождаю сказкотерапией о весёлом язычке. Большое внимание уделяю дыхательной и пальчиковой гимнастике. Совместно с детьми изготовили волшебные домики, в которых есть окошко с занавеской, при порыве ветра (детская воздушная струя, направленная на окошко) занавеска начинает двигаться, чем сильнее порыв ветра, тем сильнее она отклоняется. Также используем волшебные тренажеры, изготовленные руками родителей совместно с детьми, с помощью которых дети тоже отрабатывают дыхательные упражнения. Закрепляем гласные звуки с помощью пособия, изготовленного мною, где у детей развивается память, зрительное восприятие, мышление.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии я начала применять с этого года. Использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Используем ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Для характеристики звуков используем массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По моему заданию ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.

В своей работе на своих занятиях и в логопедическом кабинете с этого учебного года использую пескотерапию. Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.

В качестве песочницы служит водонепроницаемая металлическая круглая емкость, наполненная манкой, песок я заменила обычной крупой (манкой).

Благодаря играм с песком (манкой) развиваю у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимаю мышечную напряжённость; развиваю мотивацию речевого общения; формирую первичные произносительные умения и навыки; пополняю словарь; формирую связную речь; обучаю чтению и письму. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Применяю в своей работе специальные кинезиологические упражнения, которые позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, приводят к гармонизации баланса жизненной энергии, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание. Особенно эффективна кинезиологическая гимнастика у детей, т. к. пластичность детского мозга является благоприятной почвой для его развития. Кинезиологическая гимнастика, потенцируя одновременность работы полушарий, помогает ребенку активно развиваться, более полно используя ресурсы своей психики, способностей. Требования к выполнению кинезиологических упражнений: точное выполнение движений и приёмов; занятия провожу в спокойной, доброжелательной обстановке; продолжительность занятий у меня составляет от 5-10 до 20-35 минут в день; заниматься стараемся ежедневно. В тетради взаимосвязи прописываю игры, упражнения по лексическим темам на неделю, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, пишу имена детей, которым воспитатели должны уделить особое внимание в первую очередь. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы: логопедические пятиминутки; подвижные игры и пальчиковая гимнастика; индивидуальная работа.

В целях обеспечения комплексного воздействия мною была создана картотека «Веселая разминка» для воспитателей, содержащая комплексы пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, физкультурных разминок для детей с речевой патологией. Многие упражнения самомассажа кистей рук и пальцев рук, элементы дыхательной гимнастики используют воспитатели группы.

Одним из основных направлений в моей работе, считаю, взаимодействие с семьей ребенка-логопата. Половина успеха в достижении хороших результатов коррекции зависит от того насколько грамотно и тесно построена эта работа. Работу с родителями я провожу в соответствии с годовым планом, который составляется на начало года, используя различные способы и методы взаимодействия. Это личный и, наверное, самый важный способ контакта. Уголок учителя-логопеда так же является одним из способов подачи информации, данная форма взаимодействия является классической и проверенной. На протяжении всего учебного года еженедельно даю индивидуальные задания для каждого ребенка в тетрадях и прописях для привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у детей, закреплению полученных знаний, речевых умений и навыков. Хочется отметить, что родители стараются ответственно относится к данной работе, и как следствие это отражается на времени и качестве достигнутых результатов в коррекционном процессе.

Своё профессиональное мастерство повышаю посещением курсов повышения квалификации, проблемных семинарах, посещаю занятия своих коллег и коллег других детских садов, создаю презентации по лексическим темам, изучаю различные педагогические технологии, делюсь опытом в интернет-ресурсах (maam.ru, где получаю свидетельства и дипломы участника, а также владею такими программами: Microsoft Word; Excel; Power Point; Publisher.

Постоянно изучаю специальную методическую литературу, периодическую печать, пользуюсь литературой из интернет-сообществ. Провожу индивидуальные консультации для воспитателей своей группы, родителей. Делюсь своим опытом с коллегами и знакомлюсь с их опытом, их методическими находками.

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности Дети по своей сути маленькие исследователи! Они стараются узнать об окружающем мире, как можно больше. В этом им помогает экспериментальная.

Использование обобщенных моделей в работе с детьми с речевыми нарушениями Богданович Марина Васильевна, Воспитатель логопедической группы, МААДОУ «Детский сад № 75» г. Энгельс. Из опыта работы: «Использование.

Конспект НОД с детьми с ОВЗ (задержка психического развития с речевыми и поведенческими нарушениями) в возрасте 4–5 лет. Конспект НОД с детьми с ОВЗ (задержка психического развития с речевыми и поведенческими нарушениями) в возрасте 4-5 лет. Тема: Осенний урожай.

Отчет о проделанной воспитательно-образовательной работе с детьми компенсирующей направленности за 2015–2016 год Основные задачи воспитательно - образовательной работы в группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 5 лет. • 1. Охрана и укрепление.

Отчет о воспитательно-образовательной работе в средней группе за 2015–2016 учебный год Состав группы: Всего человек: 25 Возраст детей: от 4 до 5 лет Мальчиков - 13; Девочек – 12 Работа группы осуществлялась исходя из основных.

Отчет о проделанной воспитательно-образовательной работе с детьми компенсирующей направленности за 2015–2016 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 55 «Полянка» г. Нерюнгри Основные задачи воспитательно - образовательной работы.

Отчет о проделанной воспитательно-образовательной работе с детьми раннего возраста за 2014–2015 учебный год Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 55 «Полянка» г. Нерюнгри Отчет о проделанной.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» Подготовила учитель-логопед МДОУ №1: Искра.

Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста на тему: «Календарный план воспитательно-образовательной работы «Наша армия» с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Развёрнутое перспективное планирование воспитательно–образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (май) Развёрнутое перспективное планирование воспитательно–образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (май) Авторы: Баева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет о воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Опубликовано: 20 марта 2017 в 11:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД