Наталья Бухтеева
Подходы к формированию речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С
РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
На современном этапе развития общества существует потребность в креативных, думающих по-новому перспективных личностях. Поэтому особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. Эти умения закладываются с детства.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция. Речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества во все целевые ориентиры.
Публикация «Подходы к формированию речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями» размещена в разделах
Особенно это актуально для детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья. Дети с ОВЗ, в частности с общими нарушениями речи (ОНР, могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного процесса обучения и воспитания.
Решение проблемы формирования коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ (ТНР) происходит при условии, когда качество речи подкреплено умением его использовать.
Многолетние исследования состояния речемыслительных процессов у детей с нарушениями речи выявило ряд особенностей:
• поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить главное;
• трудности в синтезировании информации;
• неумение планировать;
• неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю глубинную сторону проблемы или явления;
• трудности в формулировании плана логических операций;
• наличие стойких лексико-грамматических нарушений, ограничивающих возможность формирования речевых умений и навыков у детей.
Существующие в методической литературе издания, на наш взгляд, раскрывают вопросы организации и содержания работы по формированию речемыслительной деятельности, рассматривая их преимущественно в контексте развития психических процессов.
В системе игровых заданий на развитие речемыслительных процессов, разработанной нами, все упражнения:
соотнесены с определенной лексико-грамматической задачей;
могут применяться при изучении любого тематического цикла в соответствии с программами логопедической работы по преодолению ОНР Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой; Н. В. Нищевой.
Ведущие идеи нашей работы основываются на авторских положениях Л. С. Выготского, В. П. Глухова, А. А. Леонтьева, В. И. Лубовского, И. Т. Власенко, А. В. Ястребовой.
При построении содержания представленной системы работы были учтены следующие принципы:
- представленность игрового материала для всех операций мышления;
- максимальное присутствие речевой деятельности ребенка в заданиях направленных на развитие мышления;
- совершенствование грамматического оформления высказывания за счет многократной упражняемости в освоении той или иной грамматической категории;
- все игры и упражнения подчинены принципу обоснованного ответа, который предполагает полное последовательное доказательное объяснение своего мнения.
Речевое обоснование выбора становится важным условием при решении каждой задачи.
В ходе многолетней работы, мы пришли к выводу, что у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи на первом году обучения ни о каком развернутом связном высказывании не может идти и речи. В этот период идет предварительная работа по формированию речемыслительной деятельности, которая складывается из развития мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации) с подключением к этим операциям речи. То есть основной коррекционной задачей на данном этапе становится обучение видеть, сравнивать, находить сходство, различия, оречевлять свои действия, отвечая на вопросы. Так как в этот период речевые возможности детей невелики, в помощь даются: наводящие вопросы, возможность выбрать правильный ответ, возможность закончить мысль правильным ответом.
Мыслительная задача подается таким образом, чтобы ребенок смог объяснить свое решение. В логике представленных игровых заданий прослеживается постепенный переход от практической деятельности с предметами и наглядными опорами к становлению внутреннего плана действий, от невербального мышления к вербальному, реализуется принцип поэтапности: формирование – развитие - совершенствование.
На втором году обучения реализация задач направлена на постепенное овладение дошкольниками 6 – 7 лет с ОНР алгоритмом речемыслительной деятельности :
• восприятие умственной задачи, представленной в игре;
• анализ условий исходных данных;
• поисковые действия через выдвижение предположений;
• апробирование разных путей поиска ответа;
• доказательство правильного или ошибочного хода поиска;
• прогнозирование.
В системе коррекционно-развивающей работы по развитию речемыслительной деятельности у детей 6 – 7 лет с ОНР развитие психических процессов происходит в ходе работы над определенной лексико-грамматической задачей.
Выделен ряд логических задач на: отрицание, систематизацию, ограничение, смысловые соотнесения, пространственное мышление, сравнение, поиск закономерностей.
Каждая из них реализуется в ходе игрового задания.
Детям предлагаются так же задачи: на вычленение математического содержания; с лишними и недостающими данными; обратные задачи; задачи на сообразительность; на расхождение сюжетного и арифметического действия; задачи поискового характера.
Представлен блок игр и упражнений на понимание и объяснение переносного смысла метафор, пословиц, поговорок, что совершенствует уровень особенностей мышления: целенаправленности, критичности, возможности понимания ребенком скрытого смысла и подтекста.
Предлагается ряд упражнений на нахождение и исправление ошибок, где
систематическая работа развивает у ребенка: слуховое внимание, приучает к чужой и собственной речи, формирует чувство языка.
Задания, типа «4-лишний», повышают уровень обобщающих операций
(объединение по конкретно-ситуативному, функциональному, понятийному, латентному признаку).
Вызывает детский интерес серия «провокационных» заданий, где в упражнениях не заложен правильный ответ или задание сформулировано «нелепо», «логические несуразности» и т. п.
Представлен блок игр и упражнений с использованием приема наглядного моделирования, который обеспечивает единство речевой и мыслительной деятельности.
Данный прием:
• помогает в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;
• учит последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
• развивает мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
• снимает речевой негативизм;
• воспитывает потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
Так как у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, основной материал подкрепляется картинками и образами-знаками, что позволяет ребенку легко решать задачи, представляющие для него определенные сложности при умозрительных построениях. Формируется умение оперировать образами, вести рассуждение на уровне логических абстракций.
Цель упражнения считается достигнутой только тогда, когда ребенок сможет самостоятельно выйти за рамки наглядности.
Сконцентрированность на точности, четкости и полноте всех формулировок ребенка, необходимых для решения интеллектуальных задач, т. е. на материальной оболочке мышления – речи, дает дополнительное развитие этим процессам.
При построении детьми доказательной базы взрослый (логопед, воспитатель, родитель) обращает внимание на правильное грамматическое оформление высказывания. Разумеется, не требуется, чтобы дошкольники знали грамматическую теорию. Нужно, чтобы они практически улавливали некоторые общие закономерности в структуре услышанных фраз и могли осуществить перенос на самостоятельно смоделированное предложение. Детям, легко и быстро справляющимся не только с основными, но и с дополнительными и усложненными заданиями, предоставляется возможность составлять задания аналогичные уже решенным. Таким образом, реализуется разноуровневый подход к подаче материала и учитываются индивидуальные возможности каждого ребенка.
Выработанное в процессе занятий стремление фиксировать выделенные и осознанные закономерности в слове привело к активному поиску способов словесного выражения с использованием всех имеющихся речевых возможностей.
Высокая умственная и речевая нагрузка, содержащаяся в каждом упражнении, позволяет не только добиться значительного обучающего эффекта, но и поддерживает интерес ребенка к занятиям.
Методические материалы являются рекомендательными и могут применяться как на самих занятиях (фронтальных, подгрупповых и индивидуальных) так и в режимных моментах, свободной деятельности в течение дня, в работе с родителями.
В играх и упражнениях использованы определенные условные названия, заменяющие недоступную детям терминологию: слова – «предметы» (существительные); слова – «признаки» (прилагательные); слова – «действия» (глаголы); слова – «приятели» (синонимы); слова – «неприятели» (антонимы); слова – «помощники» (предлоги); слова – «родственники» (родственные, однокоренные слова; «упрямые» слова (неизменяемые); слова – «близнецы» (многозначные) и т. д.
В качестве примера приводим фрагмент перспективного плана по развитию речемыслительной деятельности у детей с ОНР 2-го года обучения:
Лексико-грамматические задачи
Психические процессы Упражнения
Практическое употребление существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительным суффиксом –ищ– .
• развитие зрительного восприятия;
• развитие творческих способностей в выборе и использовании речевых средств при употреб-лении существительных с уменьшительным и увеличительным значением;
• формирование эмоцио-нальной лексики. «Почему?»
«Маленький – большой»
«Как ты понял?»
«Найди ошибку»
«Подбери картинку»
«Каких слов не бывает?»
«Чудовищная загадка»
«Мороз»
«Назови и покажи»
«Угадай-ка»
«Увеличь и уменьши»
«Поэты»
«Исправь ошибку»
«Домино»
«Найди «неправильные» слова»
«Вспомни загадку» и др.
Практическое употребление назва-ний составных час-тей целого.
• развитие способности выделять черты сходства и различия по существен-ным признакам;
• развитие ассоциативного мышления, творческого воображения;
• формирование произвольного поведе-ния, быстроты и гибкости мышления;
• овладение зрительным синтезом, формирование наглядно-образных представлений;
• развитие способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей. «4 лишний»
«Кто это – животное или птица?»
«Что лишнее и почему?»
«Вопросы на засыпку»
«Сравнение предметов»
«Составим загадку»
«В какой упаковке?»
«Путаница»
«Лишний предмет»
«Маша заблудилась»
«Кто нашел собачку?»
«Одинаковое, разное»
«Какие животные спрятались на картинке?»
«Во что превратится?»
«Кого хотел нарисовать художник?»
«Собери половинки».
Практическое употребление слож-ных слов.
• развитие логического мышления, побуждение к ассоциативному мышлению;
• развитие творческих способностей в выборе и использовании речевых средств, мыслительных операций анализа и синтеза. «Снегопад»
«Как ты понял?»
«Угадай-ка»
«Вопросы на засыпку»
«Придумай мнемодорожку»
«Помогите, объясните»
«Составь слово»
«Что это?»
«Какую машину нужно пропустить?».
Наши целенаправленные систематические занятия по формированию речемыслительной деятельности старших дошкольников с ОНР в условиях МБДОУ «Детский сад № 95 «Аленушка» г. Нижнего Новгорода позволяют констатировать о тенденциях к позитивному изменению состояния устной речи у детей данной категории:
-развития ориентировки не только на цель, но и на способы ее достижения;
-формирования : осмысления собственных действий;
-прогнозирование хода простейших явлений;
- понимание элементарных временных и причинных зависимостей.
Список использованной литературы:
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Москва: Лабиринт, 1996;
2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – Москва: АРКТИ, 2002;
3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – Москва: Гном и Д, 2003;
4. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет /Под ред. П. Н. Лосева – Москва: Творческий Центр Сфера, 2005;
5. Сидорова У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР. – Москва: Творческий Центр Сфера, 2005;
6. Ястребова А. В. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи /А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко. – Москва, Аркти, 2001;
7. Алябьева Е. А. Стихотворные упражнения для развития у детей с ОНР причинного мышления и речи (подготовительная группа) // Логопед. – 2005. - № 3.